Якорные и швартовые механизмы. Якорные механизмы
Комплекс оборудования, механизмов для отдачи и подъёма якорей и удержания судна на якорной стоянке, является частью якорного устройства судна, в состав которого входят:
Якоря, якорные цепи, якорные клюзы, стопоры крепления якорных цепей, цепные ящики, устройства для крепления первого звена якорной цепи. Количество якорей и их масса, длина и калибр якорных цепей определяются величиной характеристики снабжения судна , которая является параметром, учитывающим все силы действующие на судно во время якорной стоянки.
,
где
Δ – водоизмещения судна,
В – ширина судна,
h – расстояние от настила самой верхней рубки до летней ватерлинии,
А – парусность судна в пределах его длины.
Для выбора якорей, цепей в соответствии с величиной используются таблицы, где приводятся необходимые данные.
(самое маленькое морское судно).
Становые якоря – 2.
Масса – 180кг.
Длина двух якорных цепей – 220м.
Калибр цепи – 14мм.
=16000.
Становые якоря – 3.
Масса каждого – 46000кг
Длина двух якорных цепей – 770м
Калибр – 162мм.
В соответствии с правилами РМРС морское судно должно иметь два рабочих становых якоря и, соответственно, два якорных механизма.
Существует 3 типа якорных механизмов – брашпили, шпили (якорные), якорные приставки к швартовной лебёдке.
Брашпили – сдвоенные якорные мехонизмы с горизонтальным расположением грузового вала.
Шпили – якорные механизмы одноякорные с вертикальным расположением грузового вала.
Якорные приставки – одноякорные механизмы с горизонтальным расположением грузового вала.
Брашпили используются на судах небольшой ширины, не имеющих бульбообразной носовой оконечности.
Якорные шпили используются на судах большой ширины с бульбообразной оконечностью в тех случаях, когда необходимо уменьшить площадь бака, занятую якорным механизмом.
Якорные приставки – используются на судах большой ширины с бульбом, а также в тех случаях, когда привод якорного механизма необходимо убрать в помещения под полубаком.
Якорные механизмы снабжаются швартовными барабанными турачками и могут использоваться, кроме основного своего назначения, для швартовных операций.
В качестве привода якорных механизмов используются электродвигатели и гидроприводы.
Якорно-швартовные механизмы – механизмы ответственного назначения, их проектирование, производство, эксплуатация осуществляются под надзором РМРС.
Требования:
Якорный механизм должен обеспечивать выбирание одной якорной цепи и якоря со скоростью не менее 9 метров в мин. при расчётном тяговом усилии:
,
где:
k – категория прочности цепи,
(3 категории: обычная, повышенная, особо прочная)
d – калибр цепи;
и непрерывном действии в течение не менее 30-ти минут. При отрыве якоря от грунта в течение 2-х мин. Якорный механизм должен действовать с перегрузкой 1-1,5 Р; должен иметь 3-х скоростной привод.
Выбирание якоря: 9м/мин (метров в минуту)
Подход к клюзу: 10м/мин
Втягивания в клюз: 7м/мин
Швартовные механизмы
Швартовный механизм – механизм для подтягивания судна к причалу, удержания судна у причала, перемещения судна вдоль причала на небольшие расстояния.
Он является частью швартовного устройства судна. В швартовный механизм входят: канаты, клюзы, роллсы, киповые планки, тормоза швартовных канатов, кнехты, банкеты, вьюшки, кранцы.
Существует 2 типа швартовных механизмов – швартовные шпили и швартовные лебёдки.
Шпиль с вертикальным грузовым валом снабжается швартовым барабаном, привод которого находится под палубой.
Швартовная лебёдка, у которой грузовой вал горизонтальный, снабжается барабаном (швартовным) на который укладывается швартовный трос. Швартовный барабан насажен на грузовой барабан скользящей посадкой.
В соответствии с РМРС к швартовным механизмам предъявляется ряд требований:
1. Швартовный механизм должен обеспечивать выбирание швартовного троса со скоростью не более 12м/мин при тяговом усилии не более 1/3 разрывного усилия швартовного каната при непрерывном действии не менее 30мин.
2. В течение 2 мин швартовный механизм должен обеспечивать выбирание швартовного каната при тяговом усилии 1,5 расчётной величины.
Швартовный механизм должен иметь автоматически замыкающийся тормоз для удержания каната при тяговом усилии 1,5 расчётной величины.
Количество швартовых канатов, их длина и разрывное усилие определяется величиной (характеристика снабжения судна).
Для этого используются таблицы:
=50
3 каната, длина 80м каждый, усилие разрыва 34кН,
=16000
21 канат, длина 200м, усилие 765кН.
Автоматическое швартование
Автоматизация швартования начинается послетого, как все концы поданы на берег, и судно находится на месте стоянки. После этого рукоятка управления переводится в положение вира и фиксируется в этом положении. Затем при использовании гидропривода в действии остаётся только один насос насосной станции (или специальный насос автоматического швартования), который поддерживает постоянное давление в напорном трубопроводе.
,
где:
– постоянный момент гидромотора.
А момент внешней нагрузки изменяется. Когда он становится выше момента мотора – лебёдка травит канат, (гидромотор действует в насосном режиме), а при появлении слабины – наоборот.
При использовании электропривода лебёдка снабжается устройством для изменения натяжения швартовного каната – механическим (весы) или электронным измерителем упругой деформации. Лебёдки снабжаются звуковой, световой сигнализацией информирующей о минимальном остатке каната на барабане (не менее 10 витков). Скорость выбирания установлена для первого слоя навивки каната.
Требования Российского Морского Регистра судоходства к рулевым машинам.
В соответствии с правилами РМРС морское судно должно иметь главный и вспомогательный рулевой привод.
Главный рулевой привод должен обеспечивать перекладку руля с борта 35° на борт 35° при условии, что руль нагружен полностью и судно имеет полный передний ход.
При тех же условиях рулевая машина должна обеспечивать перекладку руля с борта 35° на борт 30° за время 28 секунд.
Вспомогательный рулевой привод должен обеспечить перекладку руля с борта 15о на борт 15о за время 60 секунд при скорости судна равной 0.5 скорости полного переднего хода но не менее 7 узлов.
Если румпельное отделение частично или полностью расположено ниже самой верхней летней ватерлинии судно должно иметь аварийный рулевой привод обеспечивающий перекладку руля при скорости судна не менее 4 узлов.
На судах представляющих опасность для окружающей среды (нефтетанкеры, химовозы, газовозы навалочные суда для перевозки продуктов химического производства пассажирские суда валовой вместимостью более 10000 тонн) должны иметь сдвоенный рулевой привод. На остальных судах кроме атомных валовой вместимостью 70000 тонн также должен быть сдвоенный рулевой привод в этом случае сдвоенной будет рулевая машина и в этом случае вспомогательный рулевой привод не требуется
На судах первой группы требования в части L и Т (с) перекладки руля должны выполняться при использовании очной части рулевого привода одного главного насоса.
На судах второй группы указанные требования должны выполняться при использовании двух частей рулевого привода и одного главного насоса. Морское судно должно иметь 2 поста дистанционного управления. Пост дистанционного управления в ходовой рубке. Система дистанционного управления действием рулевой машины должна быть сдвоенной.
Расхождение между указателями положения пера руля на рулевой машине и в ходовой рубке не должно превышать когда руль в диаметральной плоскости 0о-1о.
Руль в положении 0о-5о 1,5о
5о-35о 2,5о
Требования РМР судоходства к якорным и
швартовым механизмам.
Швартовые лебёдки являются механизмом ответственного исполнения и их производство осуществляется в соответствии с правилами РМРС.
Они должны обеспечивать выбирание швартового каната не более 18 м ∕ c.При расчётной величине не больше 2∕ 3 величины разрывного усилия, при непрерывном действии не менее 30 мин. В течении 2 мин. она должна выбирать канат при тяговом усилии 1,5 расчётной величины .Лебёдка должна иметь автоматический замыкающий тормоз для удерживания швартового каната при тяговом усилии 1,5 расчётной величины в течении 2 мин. Современные суда имеют автоматические швартовые лебёдки в качестве привода имеется электро или гидропривод. При использовании электропривода автоматическое швартование осуществляется периодическим включением электродвигателя майна или вира. Для этого лебёдки снабжаются устройством для измерения тягового усилия. При использовании гидропривода осуществляется с помощью одного из насосов или специального насоса с небольшой величиной подачи с помощью которого поддерживается постоянная величина давления в главном масляном трубопроводе. Автоматическое швартование осуществляется после того как судно поставлено на место стоянки. Для отслеживания минимального остатка каната примерно 9 шлагов судно снабжается системой звуковой и световой сигнализации.
требования морского регистра судоходства к якорным механизмам
якорные механизмы – это устройства, предназначенные для отдачи ,подъёма якорей и удержания судна на якорной стоянке.
Являются частью якорного устройства судна, в состав которого входят так же: якоря, якорные цепи, якорные клюзы, стопоры для крепления якорных цепей по походному, цепные ящики, устройство для крепления коренного звена якорной цепи(жвако галс).
Количество якорей, калибр и длина якорных цепей определяется для данного судна величиной характеристики снабжения, которые являются параметром, учитывающим все силы, действующие на судно во время якорной стоянки.
2/3
N=Δ+2BH+0,14A
1 2 3
Δ - водоизмещение судна
В-ширина судна
Н-осадка
А- пар-р учитывающий парусность судна в пределах его длины
1-учитывает влияние течения
2- парусность судна в пределах его ширины
для выбора якорей якорных цепей в соответствии с величиной Nc в которой для судов с характеристикой снабжения от 50 до 16000 тыс. тонн
2-3 якоря
0,180-46т.-вес якоря
12-160 мм. - калибр цепи
длина якорн. цепей 2х 120-770м
крупнотоннажное морское судно должно иметь 3 становых якоря 2 рабочих и 1 запасной
кроме того судно может иметь и кормовой якорь – стоп-анкер.
С числом рабочих якорей-2.судно должно иметь 2 якорных мех-ма.
В качестве якорных мех-мов используются брашпили, якорные шпили, якорные приставки к швартовным лебедкам.
Сдвоенные якорные мех-мы с горизонтальным расположением грузового вала.
Брашпили используются на судах сравнительно небольшой грузоподъёмности и ширины, а также когда судно не имеет бульбообразной носовой оконечности, т.е. когда якорная цепь не имеет слишком большого угла в плоскости палубы бака(10-150)
Якорные шпили используются, когда мало места на носовой части судна, а так же когда привод якорного механизма необходимо укрыть от влияния внешней среды.
Якорные приставки используются на судах большой ширины с бульбообразной носовой оконечностью. использование таких механизмов позволяет расположить их на палубе бака, т.о. как это необходимо для отдач якорей.
Якорные мех-мы снабжаются швартовыми барабанами – турачками, что позволяет использовать их для выполнения швартовых операций.
Якорные мех-мы явл-ся мех-ми, ответственными мех-ми, их проектирование и производство с требованиями правил РМРС. В том числе якорный мех-м должен обеспечить выбирание якорных цепей и якоря со скоростью не более 9м /мин., при расчетной величине тягового усилия P=kd2, d-калибр цепи, К-коэффициент, который учитывает категорию прочности(обычная углеродистая сталь, обычная, повышенная и особо прочная прочность)и непрерывное действие в течении не менее 30 мин.
2) при отрыве якоря от грунта якорный механизм должен в течении 2 минут выбирать якорную цепь при тяговом усилии 1,5 от расчётного усилия.
3) привод якорно-швартового механизма должен быть 3-х скоростным
9 м/мин – выбирании якорной цепи
10 м/мин – при подтягивании якоря к клюзу
7 м/мин – при втягивании веретена к клюзу.
Якорно-швартовные механизмы – механизмы ответственного назначения, их проектирование, производство, эксплуатация осуществляются под надзором РМРС.
Требования:
Якорный механизм должен обеспечивать выбирание одной якорной цепи и якоря со скоростью не менее 9 метров в мин. при расчётном тяговом усилии:
,
где:
k – категория прочности цепи,
(3 категории: обычная, повышенная, особо прочная)
d – калибр цепи;
и непрерывном действии в течение не менее 30-ти минут. При отрыве якоря от грунта в течение 2-х мин. Якорный механизм должен действовать с перегрузкой 1-1,5 Р; должен иметь 3-х скоростной привод.
Выбирание якоря: 9м/мин (метров в минуту)
Подход к клюзу: 10м/мин
Втягивания в клюз: 7м/ми
Швартовный механизм – механизм для подтягивания судна к причалу, удержания судна у причала, перемещения судна вдоль причала на небольшие расстояния
В соответствии с РМРС к швартовным механизмам предъявляется ряд требований:
3. Швартовный механизм должен обеспечивать выбирание швартовного троса со скоростью не более 12м/мин при тяговом усилии не более 1/3 разрывного усилия швартовного каната при непрерывном действии не менее 30мин.
4. В течение 2 мин швартовный механизм должен обеспечивать выбирание швартовного каната при тяговом усилии 1,5 расчётной величины.
Швартовный механизм должен иметь автоматически замыкающийся тормоз для удержания каната при тяговом усилии 1,5 расчётной величины.
Количество швартовых канатов, их длина и разрывное усилие определяется величиной (характеристика снабжения судна).
Для этого используются таблицы:
=50
3 каната, длина 80м каждый, усилие разрыва 34кН,
=16000
21 канат, длина 200м, усилие 765кН.