Приборы для измерения курса полета
Курс полета – это угол между плоскостью какого-либо меридиана и проекцией продольной оси самолета на плоскость горизонта, и отсчитанный от северного направления меридиана по часовой стрелке.
Рисунок 2.54 – Курсы полета самолета.
Рисунок 2.55 – Магнитное наклонение:
- угол магнитного наклонения.
Рисунок 2.56 – Магнитное склонение .
Изогона – линия равного магнитного склонения.
Рисунок 2.57 – Магнитная девиация .
Виды магнитной девиации:
• постоянная (обусловленная погрешностью установки);
Рисунок 2.58 – График зависимости .
• полукруговая (обусловленная наличием магнитотвердых материалов на борту ЛА – постоянных магнитов);
Рисунок 2.59 – График зависимости .
• четвертная (обусловленная наличием магнитомягких материалов на борту ЛА, намагничивающихся в слабых магнитных полях).
Рисунок 2.60 – График зависимости .
4.4.1 Методы определения угла курса
1. Магнитный.
2. Индукционный.
3. Гироскопический.
4. Астрономический.
5. Радиоскопический.
Магнитный компас
С помощью магнитного компаса на полюсах курс определить невозможно.
Магнитный компас – это аварийное устройство.
Рисунок 2.61 – Магнитный компас.
Индукционный компас
Рисунок 2.62 – Схема индукционного компаса.
Магнитная проницаемость равна
, где
- магнитная индукция;
- напряженность электромагнитного поля.
, , где
- магнитное сопротивление.
.
Принцип действия
Основан на наведении ЭДС в выходной обмотке чувствительного элемента под действием постоянного магнитного поля Земли, зависящей от угла курса.
Постоянное магнитное поле Земли создает в магнитных стержнях постоянные магнитный поток, который не может привести ЭДС в выходной обмотке, т.к. он постоянен. Поэтому прибегают к искусственному приему, преобразуя этот постоянный магнитный поток в переменный с помощью специальной обмотки переменного тока. Эта обмотка создает в магнитных стержнях переменные магнитные потоки, направленные в противоположные сторон, которые не наводят ЭДС в выходной обмотке. Но эти магнитные потоки изменяют магнитную проницаемость сердечника и их магнитное сопротивление с двойной частотой по отношению к частоте питающего напряжения. И это меняющееся магнитное сопротивление сердечника приводит к изменению постоянных магнитных потоков Земли в стержне, которые затем наводят в выходной обмотке ЭДС, зависящую от угла курса.
Рисунок 2.63 – Устройство индукционного компаса.
Астрономический компас
Астрокомпас – это автономный курсовой прибор.
Рисунок 2.64 – Астрономический компас.
Принцип действия
Основан на пеленгации небесных светил с учетом местоположения ЛА и вращения Земли.
Пеленг – это определение угла между продольной осью самолета и объектом.
Астрокомпасы подразделяются по:
• способу автоматизации:
а) ручные;
б) полуавтоматические;
в) автоматические.
• виду пеленгуемых светил:
а) солнечные;
б) лунные;
в) звездные.
• виду ориентации плоскости пеленгации:
а) горизонтальные;
б) экваториальные.
Основные элементы астрокомпаса:
1. устройства для задания координат ЛА (широты и долготы);
2. часовой механизм, учитывающий вращение Земли;
3. пеленгационная головка – чувствительный элемент;
4. устройство для съема информации.
Гирополукомпас
Это 3х степенной гироскоп с горизонтально расположенной осью собственного вращения. Гирополукомпас не имеет собственной направляющей силы, устанавливающей вектор собственного вращения в плоскости какого-либо меридиана.
Угол курса – это угол поворота корпуса относительно оси - оси вращения наружной рамки.
Рисунок 2.65 – Гирополукомпас.
Принцип действия системы горизонтальной коррекции
В случае ухода (отклонения) вектора собственного вращения из плоскости горизонта с электролитического маятника, расположенного на внутренней рамке, снимается сигнал, который поступает на ЭД, расположенный на оси вращения наружной рамки. Этот ЭД создает момент вдоль оси вращения наружной рамки, и гироскоп начинает прецессировать, стремясь совместить вектор собственного вращения с вектором этого момента, и при этом он возвращается в плоскость горизонта.
За счет вращения Земли происходит уход . Для компенсации ухода оси собственного вращения в горизонтальной плоскости применяется азимутальная коррекции (АК) гирополукомпаса.
В роли азимутального корректора выступает гироиндукционный компас – прибор, состоящий из гироскопического и индукционного датчиков, который постоянно приводит ось собственного вращения в плоскость магнитного меридиана.