Приведение моментов инерции и моментов сопротивления.
Большинство судовых механизмов работают при малых скоростях рабочего органа, тогда как электродвигатели имеют частоту вращения до 3000 об/мин. Поэтому вал электродвигателя соединяется с рабочим органом механизма с помощью редуктора. Для исследования процессов и определения параметров системы её заменяют одним эквивалентным звеном. Такая система называетсяприведенной.Элементы вращательного и поступательного движения приводятся к валу двигателя.
Общая формула приведения имеет вид
,
где - радиус приведения поступательно движущегося элемента к валу двигателя, V-скорость поступательного движения.
Электромеханическая система рис.6.5, состоящая из электродвигателя, нескольких промежуточных валов, механической передачи и вращающегося рабочего органа обладает кинетической энергией, которую можно выразить уравнением ,
где, Jдв и ω дв – момент инерции и угловая скорость масс, вращающихся на валу двигателя;
Jк и ω к – момент инерции и угловая скорость масс, вращающихся на к-промежуточных валах передачи;
Jмех и ω мех - момент инерции и угловая скорость вращающихся масс рабочего органа. Для приведения элементов вращательного движения к валу электродвигателя обозначим как
, ,
передаточные отношения между валом двигателя и валами электромеханической системы. Исходя из этого, приведенный момент инерции элементов системы к валу двигателя равен
.
Задача.Механизм подъема мостового крана имеет следующие характеристики: Z1=Z3=10; Z2=Z4=50; nд=1500об/мин; Dб=0,6м; G=2,5т; GD0²=1,5 кг∙м²; GD1²=2 кг∙м²; GD2²=20 кг∙м² (рис.6.5). Определить приведенный к валу двигателя момент инерции, приняв для упрощения к.п.д. равным 100%.
Решение:
Рис. 6.5.
Учитывая, что определяем:
Угловая скорость двигателя
рад/с.
Поскольку
тогда
Приведенный момент инерции элементов вращательного движения
Приведенный радиус инерции
Тогда:
Если в реальных условиях принять к.п.д. шестеренок η1=η2=0,95; барабан-канат η3=0,95; блок-канат η4=0,95, тогда будем иметь:
При спуске груза момент инерции равен:
6.3. Электромеханические свойства двигателей постоянного тока.
Напряжение Uа, подводимое к якорной цепи двигателя постоянного тока (ДПТ), в установившемся режиме, уравновешивается падением напряжения на сопротивлениях в цепи якоря и противо ЭДС
Ua = Ea + Iara .
Сопротивление якорной цепи включает в себя:
rа– сопротивление обмотки якоря;
rдп – сопротивление дополнительных полюсов;
rко – сопротивление компенсационной обмотки;
Iа- ток якоря,
тогда ra = rа + rдп + rко.
ЭДС якоря
Еа = С ω Ф,
где Ф – поток возбуждения, Вб;
- конструктивная постоянная двигателя;
Р – число пар полюсов;
N – число активных проводников;
а– число пар параллельных ветвей обмотки якоря.
Момент развиваемый двигателем
М = СIaФ.
Учитывая выше приведенные соотношения, получим:
- уравнение ω = f (Ia) электромеханической (скоростной) характеристики
;
- уравнение w = f (М) механической характеристики двигателя постоянного тока
.
Если частота вращения двигателя определена п (об/мин), то будем иметь:
- ;
- ,
где
Задача.Построить естественную механическую характеристику двигателя с параллельным возбуждением типа П-91М по паспортным (каталожным) данным: Рном=21,5кВт; Uном=220В; Iном=125А; nном=1000об/мин.
Решение:
Определимк.п.д. двигателя при номинальной нагрузке
Сопротивление цепи якоря
Номинальная скорость двигателя
Коэффициент постоянства потока
Скорость идеального холостого хода
Номинальный электромагнитный момент двигателя
Соединив прямой две точки с координатами А(М=0; ω=117,7рад/с) и Б(М=234 Н∙м; ω=104,7рад/с), получим рассчитанную механическую характеристику.