Приведение моментов и моментов инерции

Простая модель механический части (см. рис. 2.1), использовавшаяся выше и позволившая получить полезные сведения, разумеется, применима непосредственно лишь к ограниченному числу электроприводов. Обычно между двигателем и нагрузкой находится какая-либо механическая передача (см. рис. 1.1, 1.2), т.е. имеется несколько различных валов со своими моментами и скоростями. Для сведения любой реальной системы к простейшей модели на рис. 2.1 нужно выполнить ряд операций, называемых приведением моментов и моментов инерции к некоторому выбранному в качестве основного валу, обычно — к валу двигателя. Иными словами, некоторую реальную механическую систему, например показанную на рис. 2.6, я, нужно заменить эквивалентной системой (рис. 2.6, б), такой, чтобы эта замена не отразилась на поведении части системы, оставленной неизменной (в примере — двигателя).

Примем следующие допущения: система жесткая, без зазоров; моменты инерции, относящиеся к основным валам, неизменны, относящиеся к промежуточным валам, если такие есть, малы и практически равны нулю; отношение скоростей двигателя и механизма (нагрузки) Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru и КПД передачи Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru постоянны.

Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru

В реальной и приведенной системах (рис. 2.6, а, б) должна остаться неизменной мощность, развиваемая двигателем Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru При отсутствии потерь в передаче

Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru

где Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru — статический момент на валу механизма (нагрузки).

В нашем случае, когда потери покрываются двигателем ( Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru на-

правлены согласно), Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru т.е.

Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru

откуда

Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru

Потери всегда покрываются той частью системы, которая создает движение, поэтому при обратном потоке мощности — от нагрузки к двигателю

Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru

В реальной и приведенной системах должны быть одинаковы запасы кинетической энергии, т.е.

Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru

или

Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru

Здесь в целях упрощения мы не учли потери в передачах; это обычно не приводит к большим погрешностям, если динамические режимы не играют определяющую роль в работе привода.

Операция приведения может, разумеется, производиться, если один из элементов, например поднимаемый груз (рис. 2.6, в), движется поступательно. При этом сохраняются изложенные выше правила: мощность элемента, к которому приводятся другие, не должна измениться и должен быть одинаковым запас кинетической энергии в исходной и приведенной системах. Тогда, если движение создается двигателем,

Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru

т.е.

Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru

где Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru — масса груза; Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru — скорость перемещения груза; Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru — ускорение свободного падения; Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru — радиус приведения. Приравняв запасы кинетической энергии

Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru

получим

Рассмотренные простые приемы приведения моментов (сил) и моментов инерции (масс) позволяют решать различные практические задачи. Часто нагрузка — технологическая машина или механизм — бывает известна, т.е. известны Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru и требуется подобрать двигатель и передачу, удовлетворяющие заданному критерию, например минимальным потерям (наибольшему КПД) или минимальной массе, минимальной стоимости и др., при оговоренных ограничениях — доступное оборудование с его каталожными данными и т.п. Иногда бывают известны нагрузка и двигатель и требуется подобрать передачу, наилучшим образом обеспечивающую постав Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru ленную Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru технологическую задачу.

Рассмотрим в качестве примера одну из таких

задач. Пусть имеются центрифуга (рис. 2.7) с известным моментом инерции Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru и пренебрежимо малым моментом сопротивления Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru и двигатель с извест-

ными Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru Нужно подобрать передачу с передаточным числом Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru

обеспечивающим центрифуге максимальное ускорение

Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru

Запишем уравнение движения (2.3) для центрифуги:

Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru

и подставим в него величины Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru приведенные к валу центрифуги в со-

ответствии с изложенными выше правилами при пренебрежении потерями в передаче. Получим

Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru

или

Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru

Искомое передаточное отношение Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru найдем, продифференцировав последнее выражение по i и приравняв производную нулю:

Приведение моментов и моментов инерции - student2.ru

Последние два выражения служат основой для проектирования механической части системы двигатель — передача — центрифуга.

Наши рекомендации