Назначение контакторов и реле, расположенных в правой и левой ВВК
Контактор КТН (ТН)
У контактора КТН есть 2 силовых контакта и 2 блокировки.
Силовой контакт между проводами 225 и 253 создаёт цепь питания электродвигателя ТН. Силовой контакт между проводами (440-236) создает следующие цепи:
питания обмотки возбуждения ВГ и включения регулятора напряжения БРН; питания катушки ВП-6, который отключает левый ряд ТНВД при работе дизеля без нагрузки; питания катушки ВП-9, который отключает 5ТНВД правого ряда дизеля при работе на холостом ходу и на первой позиции КМ.
З.Б. между проводами 372 и 327 подготавливает цепь питания катушки реле РУ6. Р.Б между проводами 327 и 372 и 329 не допускает проворота коленвала дизеля при работающем ТН.
Контактор КВ
Силовой контакт контактора КВ между проводами 483 и 486 создает цепь питании независимой обмотки возбуждения главного генератора
Р.Б. между проводами 326 и 287 не допускает включения пусковых контакторов Д1, ДЗ, Д2 в режиме тяги.
З.Б. между проводами 142 и 112 создает цепь питания катушки реле РУ2 на второй позиции КМ при трогании с места и разрывает цепь питания катушки реле РУ2 при сбросе нагрузки.
Контактор ВВ
Силовой контакт контактора ВВ между проводами 404 и 744,405 создает цепь питания независимой обмотки возбуждения СПВ (И1-И2); при нормальном режиме возбуждения создает цепь питания размагничивающей обмотки возбудителя, которая становится намагничивающей; при нормальном режиме эта обмотка работает как размагничивающая.
Р.Б. между проводами 1053 и 312 создает цепь питания лампы сброса нагрузки.
Р.Б между проводами 226 и 231 разрывает цепь питания катушки электро пневматического вентиля ВП-6 в режиме тяги, тем самым в работу включаются с первой позиции КМ 10 ТНВД левого ряда дизеля, т.е. с первой позиции КМ дизель работает в режиме тяги на 15 ТНВД
Контактор КМН (МН)
Силовой контакт контактора КМН между проводами 294x4 и 295x4 создает цель питания электродвигателя масло прокачивающего насоса МН.
З.Б между проводами 325 и 320 готовит цепь питания катушек пусковых контакторов Д1, ДЗ, Д2.З.Б между проводами 216 и 341 создает цепь питания катушки реле РВ-1.
Контактор КМК
Силовой контакт контактора КМК между проводами 1561 и 1590 создает цепь питания на электродвигатели калорифера в зависимости от режима включения (автоматическое или ручное).
Поездные контакторы .
Контактор П 1
Силовой контакт контактора П1 создает цепь на якорную обмотку первого ТЭД.
3.Б. между проводами 1101 и 1314 создает цепь на БДС.
З.Б. между проводами 1173 и 143 создает цепь питания катушек контакторов КВ и ВВ.
Контактор П 2
Силовой контакт контактора П2 создает цепь на якорную обмотку второго ТЭД.
З.Б между проводами 1112 и 1315 создает цепь на БДС.
З.Б. между проводами 1173 и 143 создает цепь питания катушек контакторов К.В. и В.В.
Контакторы ПЗ, П4, П5, П6 - выполняют такие же функции, подключая остальные ТЭД к Г.Г, создают цепи на БДС и цепи питания катушек контакторов КВ и ВВ.
Групповые контакторы ВШ 1 и ВШ 2
Групповые контакторы шунтировки магнитного поля ТЭД ВШ1 и ВШ2. Силовыми контактами подключают параллельно обмоткам возбуждения ТЭД сопротивления малой величины: I ступень равна 0,0282 Ом; II ступень равна 0,0335 Ом. I ступень ослабления магнитного поля ТЭД равна 57-60 %. II ступень ослабления магнитного поля ТЭД равна 36-39 %.
З.Б. контактора ВШ 1 между проводами 501 и 509 подготавливает цепь питания катушки напряжения реле переходов РП-2, что обеспечивает необходимую последовательность включения РП. З.Б. между проводами 1067 и 1068 создает цепь питания контакторов КВ и ВВ параллельно замыкающей блокировке РУ-2, что обеспечивает замедление отключения контакторов КВ и ВВ при сбросе нагрузки, и тем исключается подгар силовых контактов ВШ1 и ВШ2, т.к. у них нет дугогасительных камер. Р.Б. между проводами 518 и 519 вводит в цепь катушки напряжения РП-1 дополнительное сопротивление, что обеспечивает большую чувствительность к отключению и не допускает сильного нагрева катушки.
З.Б. контактора ВШ 2 между проводами 1070 и 1069 создает цепь питания контакторов КВ и ВВ параллельно замыкающей блокировке РУ-2, что обеспечивает замедление отключения контакторов КВ и ВВ при сбросе нагрузки, и тем исключается подгар силовых контактов ВШ1 и ВШ2, т.к. у них нет дугогасительных камер. З.Б. 1059 и 1069 шунтируют размыкающую блокировку РВ-4 с выдержкой времени на размыкание 2-3 секунды при боксовании колесных пар при включенном РП-2, чем исключается звонковая работа ВШ-2 при включенном реле РВ-4 Р.Б. между проводами 510 и 513 вводит в цепь катушки напряжение РП-2 дополнительное сопротивление, что обеспечивает большую чувствительность к отключению и не допускает сильного нагрева катушки.
Реверсор ППК- 8063
Реверсор ППК- 8063 с электропневматическим приводом предназначен для изменения напряжения в обмотках возбуждения ТЭД при обесточенной силовой цепи. У него есть 12 пар силовых контактов. В результате изменения направления тока в обмотках возбуждения ТЭД якоря , ТЭД изменяют направления вращения, т.е. тепловоз изменяет направление движения.
У реверсора есть две группы блокировочных контактов. Одна при переключении реверсора создает цепь на катушки реле РУ-2 и РВ-3 в зависимости от того, в какое положение переключился реверсор « вперед» или «назад». Другая при переключении реверсора создает цепь на электропневматические вентили песочницы в зависимости от того, в какое положение переключился реверсор «вперед» или «назад». Блокировки реверсора в цепи РУ-2 и РВ-3 стоят между проводами: 107 и 108 («вперед») и 103 и 108 («назад»). Блокировки реверсора находятся в цепи электропневматических вентилей песочницы 307 - 1189 («вперед») и 308-1192 («назад»).
Реле РУ-2
Защитное реле РУ-2 отключает тягу при включении хотя бы одного защитного аппарата: контакторы КВ и ВВ отключаются.
У реле есть три замыкающие блокировки: З.Б между проводом и З.Б. реле РУ-9 создает цепь питания катушки РУ-2 на 2-й позиции КМ; З.Б. между проводами 1072 и 1073 создает цепь питания катушек контакторов КВ и ВВ. З.Б между проводами 1945 и 266 создает цепь питания на катушку реле РУ-16 и на катушку контактора ВШ-1 при срабатывании реле РП-1.
Реле РУ-4
Защитное реле РУ-4 отключает тягу при недостаточном давлении масла(менее 1,1 кгс/см²) при переходе с 11-й на 12-ю позицию КМ и принимает участие в запуске дизеля.
У реле есть две блокировки: З.Б. между проводами 342 и 325 создает цепь питания на катушки пусковых контакторов Д1, Д3, Д2. З.Б между проводами 1346 и 1347 создает цепь питания на катушку реле РУ-2 с 1-й по 11-ю позицию КМ.
Реле РУ-5
Реле РУ-5 вступает в работу при срабатывании реле боксования РБ-2 и РБ-3.
У него есть четыре замыкающих блокировки: З.Б. между проводами 1045 и 1048 создает цепь питания катушки РУ-17. З.Б между проводами 1051 и 1049 создает цепь питания на зуммер при срабатывании РБ-2 и РБ-3. З.Б. между проводами 1051 и 1052 создает цепь питания сигнальной лампы «сброс нагрузки». 3.Б. между проводом 115 и блокировкой РУ-19 цепи питания катушки реле РУ-2 в тепловозах первых выпусков.
Реле РУ-6
Реле РУ-6 предназначено для автоматического пуска дизеля. У него есть четыре блокировки: З.Б. между проводами 442 и 337 создает цепь самопитания катушки РУ-6. З.Б. между проводами 200 и 220 создает цепь питания катушки контактора КМН; Р.Б. между проводами 1867 и 1868 при запуске дизеля не допускает питания катушки реле РУ-7. Р.Б. между проводами 256 и 1291 в момент запуска дизеля разрывает цепь питания катушки электропневматического вентиля ВП-9, что включает в работу 5 ТНВД правого ряда при запуске.
Реле РУ-7
Защитное реле РУ-7 не допускает работы дизеля при пробое газов в картер.
У реле есть две блокировки: З.Б. между проводами 915 и 993 создает цепь самопитания катушки РУ-7 при замкнутых контактах диффманометра КДМ-2, т.е. при пробое газов, в картер; Р.Б. между проводами 442 и 338 разрывает цепь питания катушки контактора КТН, и дизель глохнет.
Реле РУ-8
Защитное реле РУ-8 вместе с замыкающей блокировкой КВ и РУ-2 не допускает трогания тепловоза с места выше 1-й позиции. Реле участвует в регулировании возбуждения возбудителя, включает или выключает пять блокировок:
З.Б. между проводами 1334 и 463 выводит часть сопротивления СВВ со 2-й позиции КМ из цепи размагничивающей обмотки возбудителя, которая при езде на аварийном возбуждении, становится намагничивающей обмоткой, что обеспечивает плавное трогание тепловоза с места на 1-й позиции КМ. З.Б. между проводами 419 и 417 выводит часть сопротивления СОЗ из цепи задающей обмотки амплистата возбуждения возбудителя, что увеличивает мощность ДГУ со 2-й позиции КМ.
Р.Б. между проводом 1466 и блокировкой РУ-19 в цепи катушек реле РУ-13 и РУ-19, что обеспечивает работу дизеля да холостом ходу в режиме 8-й позиции КМ при включении тумблера «холостой ход».
Р.Б. между проводами 442 и 337 обеспечивает запуск дизеля только на нулевой позиции КМ.
Р.Б. между проводами 110 и 1346 вместе с замыкающими блокировками КВ и РУ-2 обеспечивает трогание тепловоза с места только 1-й позиции КМ.
Реле РУ-9
Защитное реле РУ-9 не допускает работы дизеля и его запуска при отсутствии давления масла (или если оно ниже 0,6 кгс/см² в верхнем масляном коллекторе дизеля), т.е. это реле контролирует работу дизеля при запуске, на холостом ходу и под нагрузкой:
У реле есть семь блокировок:
З.Б. между проводами 228 и 230 создаёт цепь питания ЭТ (БМ) после того, как в верхнем масляном коллекторе дизеля создается давление масла не менее 0,6 кгс/см².
З.Б. между проводами 110 и 1346 создает цепь питания катушки реле РУ-2 только при работающем дизеле и нормальном давлении масла в верхнем масляном коллекторе дизеля не ниже 0,6 кгс/см².
З.Б. между проводами 228 и 1328 обеспечивает питание сигнальной лампы на 2-й секции «работа дизеля»;
Р.Б. между проводами 1366 и 1388 обеспечивает работу указателя повреждения при запуске.
Две Р.Б. между проводами 342 и 337 обеспечивают автоматический разбор электро схемы запуска после создания давления масла не менее 0,6 кгс/см² и включения реле РДМ1.
Р.Б. между проводами 230 и 366 обеспечивает питание катушки реле РВ-2, которое контролирует продолжительность (не менее 30 секунд) проворота коленчатых валов дизеля при запуске, обеспечивая этим разрядку АБ и нагрев пусковой обмотки Г. Г.
Реле РУ-10
Реле регулировочного типа РУ-10 обеспечивает плавное регулирование мощности ДГУ при нормальном и аварийном режимах возбуждения возбудителя.
У реле есть четыре блокировки:
З.Б. между проводами 1042 и 420 выводит часть сопротивления СОЗ из цепи, задающей обмотки амплистата;
3.Б. между проводами 1334 и 464 выводит часть сопротивления СВВ с 4-й позиции КМ на аварийном режиме возбуждения возбудителя.
3.Б. между проводами 415 и 412 создает цепь на регулировочную обмотку амплистата возбуждения с 4-й позиции КМ, в этом случае в работу включается ИД-РЧВ, что обеспечивает использование освободившейся мощности дизеля (отключились: компрессор, муфта Г. В. и т.д.)
Р.Б. между проводами 1331 и 342 создает цепь питания катушки электромагнита РЧВ МР-5, который удерживает индуктивный датчик РЧВ на наименьшем упоре до 4-й позиции КМ.
Реле РУ-12
Защитное реле РУ-12 обеспечивает контроль за давлением воздуха в тормозной системе поезда и тепловоза и работает совместно с датчиком обрыва ТМ усл.№418 воздухораспределителя усл. № 483.
У реле есть две блокировки:
З.Б. между проводами 1183 и 1156 создает цепь самопитания катушки реле РУ-12 и цепь питания сигнальной лампы «обрыв ТМ»;
Р.Б. между проводами 1311 и 1305 снимает нагрузку с ДГУ при падении давления в ТМ поезда или локомотива, разрывая цепь на катушку реле РУ-2.
Реле РУ-13
Реле РУ-13 управляет работой объединенного регулятора частоты вращения коленвала дизеля и мощности ДГУ, а также оно включается при превышении скорости локомотива более 110 км/час и при разносном боксовании всех колесных пар. Оно получает питание, когда срабатывает реле разносного боксования РП-3.
У реле РУ-13 есть шесть блокировок:
Четыре Р.Б. стоят в цепях питания МР-1 ─ МР-4 объединенного регулятора мощности и оборотов дизеля. При размыкании этих блокировок происходит ослабление затяжки всережимной пружины РЧВ, а следовательно, уменьшение подачи топлива насосами высокого давления.
Две З.Б. между проводами 1473 и 1474 создают цепи питания на катушки МР-3 и МР-4.
При такой комбинации включения электромагнитов МР-3 и МР-4 РЧВ обеспечивается работа дизеля на 8-й позиции КМ при оборотах коленчатого вала 640 об/мин.
Реле РУ-14
У реле пожарной сигнализации РУ-14 есть три размыкающих блокировки: две Р.Б между проводами П19 и П16 создают цепь питания на зуммер; одна Р.Б. между проводами П88 и П89 создает минусовую цепь питания сигнальных ламп при включенном тумблере «Пожарная сигнализация» на стенке правой ВВК (при проверке цепей пожарной сигнализации тумблер включают).
Для включения пожарной сигнализации необходимо:
Включить автомат «А-7» (пожарная сигнализация). Реле РУ-14 включается через извещатели ДТ-1 и ДТ-2. Сигнализация действует так: при нагреве извещателя до 1100С (+1°С; ─5°С) легкоплавкий сплав извещателя расплавляется, его контакты размыкаются и реле РУ-14 теряет питание. Своими Р.Б. реле РУ-14 между проводами П88 и П89 включает «Пожар» на пульте управления и зуммер на всех секциях. Если загорелась лампа ЛП-1, переключатель «Пожар» ТП-1-3 (П145 - П148) поставить в положение 3, если лампа горит, значит сработал извещатель на 3-й секции. Если лампа погасла , сработал извещатель на 1-й секции. Если загорается лампа ЛП-2, сработал извещатель на средней секции.
Чтобы проверить исправность АПС, надо включить автомат А-7 и кратковременно включить тумблер проверки сигнализации ТПЦ, при этом загорится лампа пожарной сигнализации и сработает зуммер.
Реле РУ-15
Предназначено для формирования внешних характеристик главного генератора на первых позициях КМ. Его единственная размыкающая блокировка между проводами 1098 и 1047 до 7-й позиции КМ шунтирует диод В-7 селективного узла, чем достигается, что сигнал обратной связи пропорционален току Г.Г. и поступает от ТПТ в управляющую обмотку АВ, в результате этого уменьшается возможность боксования, облегчается трогание и разгон тепловоза при больших токах.
Реле РУ-16
Предназначено для обеспечения чувствительности схемы к боксованию колесных пар. Самым чувствительным РБ является РБ-3. Оно получает питание через замыкающие блокировки РП1 и РП2 при езде на ослабленном поле ТЭД. У РУ-16 есть пять блокировок:
З .Б. между проводами 1229 и 1293 шунтирует блокировку РВ-4 при включенном РП1, чем исключается звонковая работа ВШ1 при включении реле РВ4.
З.Б. между проводами 1931 и 1932 создает минусовую цепь катушки контактора ВШ-2.
З.Б. между проводами 1552 и 1551 создает цепь питания катушки реле РВ-5 при срабатывании реле боксования РБ-2, РБ-3 при включенном АУР, из-за чего уменьшается мощность на 20-25 %
З.Б. между проводами 1120 и 1121 исключает срабатывание РБ-3 при езде на полном поле.
Р.Б. между проводами 1552 и 1551 шунтирует сопротивление ССН при езде на полном поле и включенном АУР, в результате этого регулируется ток в задающей обмотке амплистата (ОЗ-АВ)
Реле РУ-17
Реле РУ-17 управляет нагрузкой ДГУ при боксовании колесных пар, если срабатывают реле боксовния РБ-1, РБ-2, РБ-3. У него есть четыре блокировки:
З.Б. между проводами 1131 и 442 в цели питания катушки МР-5, при этом ИД становится на наименьший упор, сопротивление в катушке ИД увеличивается, уменьшается ток в ОР-АВ и мощность уменьшается на 10-15 %. уменьшается и подача топлива при боксовании.
З.Б. между проводами 1051 и 1039 создает цепь питания катушки реле РВ4, вследствие чего разрывается цепь катушки контактора ВШ-1, ВШ-2.
Р.Б между проводами 1042 и 419 шунтирует сопротивление ССН при включенном АУР, вследствие чего в 03-АВ уменьшается ток и мощность ДГУ уменьшается на 50-55% при скорости 39-44 км/час.
Р.Б. между проводами 1334 и 668 шунтирует сопротивление СВВ при езде на аварийном режиме (при боксовании уменьшается ток возбуждения возбудителя).
Реле РУ-19
Реле РУ-19 холостого хода ДГУ. Срабатывает при срабатывании РП3 и при включении тумблера «ХД». У реле есть четыре блокировки:
З.Б между проводами 1466 и 1184 ставит на самопитание катушку РУ-19 при срабатывании РП-3 или при включении тумблера «ХД».
Р.Б. между проводами 256 и 1291 в работу включает пять ТНВД правого ряда дизеля, и дизель станет работать на 10 ТНВД.
Р.Б. между проводами 115 и 270 разрывает цепь питания катушки РУ-2 при срабатывании РП-3, происходит полный сброс нагрузки.
Р.Б. между проводами 1051 и 311 разрывает цепь питания катушки РВ-3, в результате чего выключаются поездные контакторы П1-П6.
Реле РУ-21
Реле РУ-21 установлено под пультом управления. Управляет работой песочницы при экстренном торможении КМ усл. № 395 и прекращает подачу песка под колесные пары при скорости менее 10 км/час. У реле есть две блокировки:
З.Б между проводами А-115 и А-105 создает цепь на Р.Б. (24В от контактной группы скоростемера).
Р.Б. при снижении скорости движения до 10 км/час замыкаются контакты скоростемера «0-10», которые замыкают цепь питания катушки реле РУ21 через сопротивление R120. При включении РУ-21 размыкаются его контакты в цепи питания электропневматических вентилей песочниц, прекращая подачу песка под колесные пары.
АУР ─ А3700 на 80А
У автомата уравнительных соединений (АУР ─ 3700 на 80А) есть три силовых контакта, которые включают в работу уравнительные соединения, что увеличивает сцепление колес с рельсами на 10-12%, т.е. уменьшается возможность возникновения боксования.
У АУР есть три вспомогательные блокировки:
З.Б. между проводами 1561 и 1560 создает цепь питания катушки РУ-17 при срабатывании РБ-2 или РБ-3.
З.Б. между проводами 1565 и 1564 шунтирует сопротивление ССН до скорости 39-44 км/час.
Р.Б. между проводами 1562 и 1563 создает цепь питания катушки реле РВ-5 при включенном АУР (при отключении одного ТЭД АУР необходимо выключить). У поврежденного ТЭД необходимо отсоединить кабель от реверсора и закрепить его на изолированном болту в левой ВВК. После срабатывания АУР, его можно включить не ранее 1 мин после срабатывания.
Реле РВ-1
Реле РВ-1 контролирует время прокачки масла по масляной системе дизеля перед запуском в течении 60-90 сек. Единственная замыкающая блокировка с выдержкой времени на замыкание 60-90 сек между проводами 218 и 217 создает цепь на катушку реле РУ-4.
Реле РВ-2
Реле РВ-2 предназначено для того, чтобы при запуске дизеля раскрутка коленчатых валов продолжалась не более 30 сек, этим самым АБ предохраняется от глубокого разряда и главный генератор от перегрева пусковой обмотки. У реле есть одна размыкающая блокировка между проводами 327 и 334 в цепи питания катушки РУ-6.
Если в течении 30 сек запуск не произойдет РУ-6 отключится и автоматический запуск прекратится Разрешается проводить две попытки запуска.
Реле РВ-3.
Реле РВ-3 предназначено для задержки отключения поездных контакторов после снятия нагрузки с ДГУ. У реле есть две замыкающие блокировки между проводами 1084 и 181 с выдержкой времени на размыкание 1,5 секунды, чтобы уменьшить подгар силовых контактов поездных контакторов П1-П6
Реле РВ-4
Реле РВ-4 предназначено для недопущения звонковой работы контакторов шунтировки магнитного поля ТЭД ВШ-1 и ВШ-2 при боксовании. У реле есть две размыкающие блокировки: одна между проводами 262 и 1945, а другая между проводами 1330 и 737 с выдержкой времени на замыкание 3 секунды.
Реле РВ-5
Реле РВ-5 находится в системе защиты от боксования и срабатывает при срабатывании РБ-2 или РБ-3. У реле есть одна замыкающая блокировка с выдержкой времени на размыкание 1.5 секунды между проводами 1171 и 1174. Эта блокировка шунтирует часть сопротивления СОУ, в результате этого увеличивается ток в ОУ-АВ. мощность ГГ. падает на 20%, т.е. реле РВ-5 обеспечивает снижение мощности Г.Г. при срабатывании РБ-2 или РБ-3.
Реле РДМ-1
Защитное реле типа РДМ-1. Не допускает работы дизеля под нагрузкой при снижении давления масла в верхнем масляном коллекторе дизеля ниже 0,6 кгс/см² (при 0,5 кгс/см² дизель глохнет). У реле есть одна замыкающая блокировка между проводами 239 и 227, которая замыкается при давлении масла в верхнем масляном коллекторе дизеля не ниже 0,6 кгс/см².
Реле РДМ-2
Защитное реле типа РДМ –2 не допускает роботу дизеля под нагрузкой при снижении давления масла в верхнем масляном коллекторе дизеля ниже 1,1 при переходе с 11-й на 12-ю позицию контроллера. Это реле обеспечивает надёжное охлаждение поршней дизеля. т.к. с 12-й позиции контроллера они сильно нагреваются из-за большой подачи топлива в цилиндры дизеля.
Единственная замыкающая блокировка между проводами 117 и 120 замыкается при давлении масла в верхнем масляном коллекторе дизеля не ниже 1,1 кгс/см² .
Дифманометр (КДМ)
Дифманометр (КДМ) защищает дизель при появлении давления газов в картере. У него есть два контакта, которые замыкаются водой при появлении давления газов в картере дизеля.
Контакт между проводами К-14 и К-16 замыкается водой при давлении газов в картере 10-12 мм водяного столба и создает цепь на сигнальную лампу светового табло «Давление в картере».
При дальнейшем повышении давления газов в картере дизеля до 15-20 мм водяного столба замыкается водой другой контакт между проводами, К-14 и К-15. Создается цепь на катушку реле РУ-7, в результате чего теряется питание катушки контактора КТН (разрывается цепь на ЭТ и электродвигатель ТН). Дизель глохнет.
Защита от пробоя газов в картер дизеля срабатывает после запуска дизеля и на всех позициях, на холостых оборотах и под нагрузкой.
В случае загорания сигнальной лампы «Давление в картере» при запуске, машинист должен сразу же прекратить запуск выключением тумблера «топливный насос» запускаемой секции и выяснить причину появления давления газов в картере.