Реле обрыва магнитного поля ТЭД (РОП)

Реле обрыва магнитного поля ТЭД (РОП) предназначено для предотвращения возникновения пожара в ВВК. РОП обеспечивает обнаружение обрыва цепи возбуждения ТЭД. Катушка реле подключена на выход БДС, в котором сравнивается падение напряжения на обмотках главных и дополнительных полюсов ТЭД. РОП не срабатывает при нормальной работе или боксовании тепловоза, а включается только при обрыве цепи возбуждения ТЭД. Напряжение катушки 24В, ток срабатывания 0,71А сопротивление катушки 18,3 Ом.

Нарушение цепи обмотки возбуждения ТЭД может случится в: межкатушечных соединениях главных и дополнительных полюсов, а так же из-за ослабления мест крепления наконечников силовых кабелей обмоток возбуждения ТЭД к реверсору, ослабления главных контактов реверсора; ослабления главных контактов поездных контакторов П1-П6; нарушения соединений обмотки якоря с коллекторными пластинами ТЭД.

При возникновении обрыва ток якоря поврежденного ТЭД быстро увеличивается, т.к. ток возбуждения и противоэдс стремятся к нулю. В результате этого ток главного генератора растет, а напряжение уменьшается, при этом реле РП1 и РП2 выключаются и контакторы шунтировки магнитного поля ТЭД ВШ1 ВШ2 выключаются, а так как у силовых контактов этих контакторов нет дугогасигельных устройств, то силовые контакты ВШ1 и ВШ2 могут привариться из за протекания большого тока. Сопротивления СШ греются и могут перегореть, изоляция проводов может возгореться, что может привести к пожару в ВВК.

У реле есть одна размыкающая блокировка в цепи катушек контакторов ВВ и КВ между проводами 1673 и 1674. При срабатывании РОП становится на защелку (механическая защелка в тепловозах ранних выпусков), а двух катушечное РОП устанавливается в тепловозах поздних выпусков, где роль защелки выполняет удерживающая катушка, которая постоянно включена на напряжение ВГ. Удерживающая катушка РОП отключается той же кнопкой КРЗ, что и РЗ.

Пусковые контакторы

Д-1

Пусковой контактор Д-1 предназначен для создания минусовой цепи от пусковой обмотки Г. Г. на минус АБ. У него есть три блокировки: З.Б. между проводами 367 и 243 для питания катушки электропневматического вентиля ускорителя запуска ВП-7; З.Б. между проводами 241 и 246 для питания катушки пускового контактора Д-3; Р.Б. между проводами 918 и 919 разрывает цепь питания БРН во время запус­ка; разрывает цепь на катушку электропневматического вентиля ВП-6, левый ряд ТНВД во время запуска будет работать.

Д-2

Пусковой контактор Д-2 предназначен для создания плюсовой цепи от плюса двух АБ на якорную и пусковую обмотку Г.Г. У него есть две блокировки: Р.Б. между проводами Р-73 и Р-79 в момент запуска дизеля отключает цепь питания блока радиостанции; Р.Б. между проводами 108 и 177 в момент запуска дизеля разрывает цепь на катушку реле РУ-2, не допуская трогания тепловоза с места при запуске.

Д-3

Пусковой контактор Д-3 предназначен для соединения плюсов батарей двух секций во время запуска, а так как минусы АБ соединены постоянно кабелями меж тепловозного соединения, то батареи обеих секций оказываются соединены параллельно, в результате этого емкость АБ увеличивается в два раза.У него есть 4 блокировки: З.Б. между проводами 242 и 247 для питания катушки ЭТ (БМ) ─ РЧВ до момента включения реле РУ-9; З.Б. между проводами 249 и 245 для питания катушки пускового контактора Д-2; Р.Б между проводами 919 и 917 разрывает цепь питания БРН, предохраняя полупроводниковые детали БРН от повреждения во время запуска, а также разрывает цепь на ВП-6; Р.Б. между проводами 1515 и 1516 в момент запуска отключает переговорное устройство.

Регулятор напряжения БРН-ЗВ

Регулятор напряжения БРН-ЗВ предназначен для поддержания постоянным напряжения вспомогательного генератора независимо от оборотов дизеля (якоря ВГ) и нагрузки на ВГ. Регулятор представляет собой металлический корпус, в котором установлены рабочие блоки.

Основными блоками являются: левая панель, где установлены силовые элементы (тиристор, дроссель, диоды, конденсаторы); печатная плата (на ней установлены элементы измерительного органа); основание, (на нем установлены резисторы, переходные разъемы, которыми электрически соединяются левая, и правая панели и с остальными элементами схемы регулятора), штепсельный разъем для соединения регулятора со схемой тепловоза. Силовые полупроводниковые элементы установлены на алюминиевых радиаторах, чтобы улучшить охлаждение элементов в корпусе БРН сделаны вентиляционные отверстия, а также отверстие, через которое можно корректировать напряжение реостатом. Схема БРН состоит из двух основных частей: измерительного и регулирующего органов. Измерительный орган состоит из: трёх стабилитронов, трёх транзисторов, трёх диодов, пяти резисторов, реостата, конденсатора. Регулирующий орган состоит из: двух тиристоров, десяти диодов, четырёх сопротивлений, стабилитрона, двух дросселей и трёх конденсаторов.

Обмотка возбуждения ВГ является нагрузкой для регулирующего органа. Регулирующий орган - это мультивибратор, собранный на двух тиристорах.

Таблица 4.2

Технические данные БРН-В3

Номинальное напряжение 75±1 В
Номинальный ток 6 А
Максимальный ток возбуждения 10 А
Минимальный ток возбуждения 0,8 А

Реле РП-1

Реле РП-1 предназначено для автоматического управления групповым контактором шунтировки магнитного поля тяговых электродвигателей в зависимости от скорости, что приводит, в конечном счете, к увеличению скорости движения тепловоза. Срабатывает оно при скорости 39-44 км/час. Его единственная замыкающая блокировка между проводами 157 и 264 подает питание катушке электропневматического вентиля группового контактора шунтировки ВШ 1, он включается и своими силовыми контактами подключает параллельно обмоткам возбуждения ТЭД сопротивления небольшой величины СШ-1 ─ СШ-3. При этом по обмоткам возбуждения ТЭД проходят 57-63% тока якоря.

Таблица 4.2

Технические данные реле РП-1

Сопротивления 1- й ступени ослабления поля ТЭД 0,0282Ом,
Ток включения реле 3050 ÷3100. А
Ток отключения реле 4350 ÷4400. А

Реле РП-2

Реле РП-2 предназначено для автоматического управления групповым контактором шунтировки магнитного поля тяговых электродвигателей в зависимости от скорости движения, что приводит, в конечном счете, к увеличению скорости движения тепловоза.

Оно срабатывает при скорости 55-65 км/час. Через его единственную З.Б между проводами 1944 и 263 подается питание катушке электропневматического вентиля группового контактора шунтировки ВШ2. Он включается и своими силовыми контактами подключает параллельно обмоткам возбуждения ТЭД сопротивления небольшой величины СШ4 ─ СШ6. При этом по обмоткам возбуждения ТЭД проходит 35-39% общего тока якоря.

Таблица 4.4

Наши рекомендации