Изучение электрического поля.

Цель работы: изучить электрическое поле.

Теория. Стационарное электрическое поле так же,как и электростатическое поле в каждой точке характеризуется вектором напряженности поля и потенциалом.

Абсолютное значение напряженности Е выражается через градиент потенциала Изучение электрического поля. - student2.ru (изменение потенциала Изучение электрического поля. - student2.ru на единицу длины в направлении нормали к эквипотенциальной поверхности) так:

Изучение электрического поля. - student2.ru (1)

Графически электрическое поле можно изображать не только с помощью линий напряженности, но и с помощью эквипотенциальных поверхностей - совокупность точек в пространстве, имеющих одинаковый потенциал. Пересекаясь с плоскостью чертежа, эквивалентные поверхности дают эквипотенциальные линии (рис. 1).

Изучение электрического поля. - student2.ru

Рисунок. 1

В каждой точке эквипотенциальной поверхности вектор напряженности поля перпендикулярен ей и направлен в сторону убывания потенциала.

Описание прибора и схемы.

Изучение электрического поля. - student2.ru

Рисунок. 2

Устройство прибора, применяемого при изучении электрического поля, видно из схемы, представленной на рисунке 2. Основная часть прибора - станок С (плоский, прямоугольной формы лист изолятора). Симметрично вблизи краев этого листа вмонтированы клеммы - К. К этим клеммам снизу подключаются полюсы батареи Е, а сверху зажимаются гайками плоские электроды Э прижимающие фильтрованную бумагу.

Приборы и принадлежности: бумагу (ткань) Ф; 1. Гальванометр; 2. Два металлических зонда: 3. Станок для крепления электродов и бумаги (ткани); 4. Источник постоянного тока (ЛИП); 5. Соединительные проводники; 6. Линейка, химический карандаш и вода.

Порядок выполнения работы:

1. Начертить в протоколе координатную сетку, показанную на рисунке 1.1.

Изучение электрического поля. - student2.ru

Рисунок 1.1.

2. Укрепить фильтрованную бумагу (ткань) на станке С и смочить бумагу (ткань) водой.

3. Определим распределение потенциалов вдоль оси X. Для этого:

3.1. Присоединяем зонды к клеммам гальванометра.

3.2. Один из зондов устанавливаем в точке А.

3.3. Второе острие зондов устанавливаем в точке 1, и по показаниям гальванометра определяем потенциал Изучение электрического поля. - student2.ru точки 1 (если стрелка гальванометра отклоняется в противоположную сторону, то следует поменять местами зонды.).

3.4. Не меняя положение первого зонда в точке А, аналогично измеряем потенциал точек 2,3,4, В.

3.5. Результаты полученных изменений занесем в таблицу3.1.

Таблица 3.1

Изучение электрического поля. - student2.ru А, [В]   Изучение электрического поля. - student2.ru 1, [В]   Изучение электрического поля. - student2.ru 2, [В]   Изучение электрического поля. - student2.ru 3, [В]   Изучение электрического поля. - student2.ru 4, [В]   Изучение электрического поля. - student2.ru в, [В]  
                       

4. Обработать полученные результаты.

4.1. Вычислить значение разности потенциалов Изучение электрического поля. - student2.ru , используя данные таблицы 3.1.

Изучение электрического поля. - student2.ru - Изучение электрического поля. - student2.ru = ………В

Изучение электрического поля. - student2.ru - Изучение электрического поля. - student2.ru = ………В

Изучение электрического поля. - student2.ru - Изучение электрического поля. - student2.ru = ………В

Изучение электрического поля. - student2.ru - Изучение электрического поля. - student2.ru = ………В

Изучение электрического поля. - student2.ru - Изучение электрического поля. - student2.ru = ………В

4.2. Определить градиент потенциала вдоль линии А и В (для точек 1,2,3,4) и результаты полученных вычислений занести в таблицу4.1.

Таблица 4.1.

Е1,[В/м]   Е2,[В/м] Е3,[В/м]]   Е4,[В/м]  
               

5. Определим линии эквипотенциальной поверхности. Для этого:

5.1. Помещаем острие первого зонда в точку А.

5.2. Острие второго зонда помещаем в точку 1 и определяем значение Изучение электрического поля. - student2.ru .

5.3. Не изменяя положение первого зонда, перемещаем острие второго зонда по линииFE и, используя показания гальванометра, находим на этой линии точку, потенциал которой численно равен Изучение электрического поля. - student2.ru .

5.4. Полученное местонахождение точки на линииFE отмечаем на координатной сетке в протоколе.

5.5. Не меняя положение первого зонда в точкеА, аналогично находим на линиях NM и SR точки, потенциалы которых равны Изучение электрического поля. - student2.ru .

5.6. Повторяем опыт для линийDC, LK, РО.

5.7. Местонахождение полученных точек отмечаем на координатной системе. Полученные точки соединяем плавной кривой, которая изображает линию эквипотенциальной поверхности, с потенциалом равным Изучение электрического поля. - student2.ru .

5.8. Не меняя положение первого зонда в точке А, аналогично определяем линии эквипотенциальной поверхности для значений Изучение электрического поля. - student2.ru , Изучение электрического поля. - student2.ru , Изучение электрического поля. - student2.ru .

5.9. Получаем картину линий эквипотенциальной поверхности (рис. 1.1).

6. Сделать вывод.

7. Ответить на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы:

1. Чему равна разность потенциалов между любыми точками на эквипотенциальной поверхности?

2. Могут ли линии напряженности электростатического поля касаться друг друга или пересекаться?

3. Как расположены линии напряженности электрического поля по отношению к эквипотенциальным поверхностям?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6.

Наши рекомендации