Тема: Определение длины световой волны при помощи дифракционной решётки.
Цель работы: Определение длины световой волны при помощи дифракционной решетки.
Приборы и принадлежности:
прибор для определения длины световой волны 1шт.
дифракционная решетка 1шт.
источник света 1шт.
Выполнение работы:
1. Собираем установку, используя рисунок 1.1 методических указаний.
Рисунок 1. Схема установки по определению длины световой волны.
2. Устанавливаем шкалу на наибольшем расстоянии от дифракционной решетки и направляем установку на источник света, получив дифракционный спектр =
3. Определяем смещение луча от щели до середины фиолетовой части спектра
=
4. Вычисляем значение длины световой волны фиолетовых лучей, используя формулу:
=
5. Повторяем опыт для зелёного, красного цвета дифракционного спектра и вычисляем длину световой волны зеленых и красных лучей по формулам:
=
=
6. Сравниваем полученные значения со средними табличными значениями из пункта 3 методических указаний и вычисляем относительную погрешность измерений по формулам:
=
=
=
7. Результаты измерений и вычислений заносим в таблицу 1.
Таблица 1. Результаты измерений.
№ | Цвет | d, м | l, м | h, м | , м | , % | |
Фиолетовый | |||||||
Зелёный | |||||||
Красный |
Вывод:
Ответы на контрольные вопросы:
Лабораторная работа № 18.
Тема: Наблюдение сплошного и линейчатого спектров различных веществ.
Цель работы: пронаблюдать сплошной и линейчатый спектры различных веществ.
Приборы и принадлежности:
Спектроскоп 1шт.
спектральные трубки 1шт.
неоновая лампа 1шт.
индукционная катушка 1шт.
прибор для зажигания спектральных трубок 1шт.
спиртовка 1шт.
асбест 1шт.
раствор поваренной соли 1шт.
раствор едкого калия (КОН) 1шт.
светофильтры 7шт.
пинцет 1шт.
штатив 1шт.
Выполнение работы:
1. Наблюдаем сплошной спектр испускания, используя пункты 1 – 4 методических указаний.
2. Сравнить полученный спектр со спектром дневного света и с изображением сплошного спектра.
3. Зарисовываем изображение сплошного спектра испускания.
Рисунок 1. Сплошной спектр испускания.
4. Наблюдаем линейчатый спектр испускания, используя 1 и 2 случаи методических указаний.
5. Зарисовываем изображение линейчатого спектра испускания.
Рисунок 2. Линейчатый спектр испускания.
6. Наблюдаем спектр поглощения, используя пункты 1 – 4 методических указаний.
7. Зарисовываем изображение спектра поглощения.
Рисунок 3. Спектр поглощения.
Вывод:
Ответы на контрольные вопросы:
Лабораторная работа № 19.
Тема: Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Цель работы: изучить треки заряженных частиц по готовым фотографиям.
Приборы и принадлежности:
фотографии треков 1шт.
прозрачная бумага 1шт.
угольник 1шт.
циркуль 1шт.
карандаш 1шт.
Выполнение работы:
Рисунок 1. Фотография треков заряженных частиц.
1. Определяем направление вектора индукции магнитного поля и делаем пояснительный рисунок.
Рисунок 2. Направление вектора индукции магнитного поля.
2. Отвечаем на вопросы из пунктов 1.2 – 1.3 методических указаний.
3. Выполняем пункты 2.1 – 2.3 методических указаний:
Рисунок 3. Трек № I заряженной частицы.
4. Вычисляем изменение радиуса кривизны =
5. Вычисляем изменение энергии по формуле:
=
6. Вычисляем начальную скорость протона по формуле:
=
7. Измеряем радиус кривизны трека частицы III в начале её пробега, используя порядок пунктов 2.2.а – 2.2.д методических указаний.
Рисунок 4. Трек № III заряженной частицы.
8. Вычисляем для частицы III отношение заряда к массе по формуле:
=
9. Определяем, ядром какого элемента является частица трека III, используя пункты 2.9а – 2.9г методических указаний.
Вывод:
Ответы на контрольные вопросы:
Лабораторная работа № 20.