Моторно-осевой подшипник качения 2ЭС5К
Буксовый узел.
Буксовый узел предназначен для передачи тяговых и тормозных сил от КП на раму тележки а так же передачи нагрузки от веса эл-воза на КП.
Подразделяются:
1) По типу подшипника: а) буксы с подшипником качения (роликовый); б) буксы с подшипниками скольжения (вкладыши);
2)По конструкции:
а) Челюстные (тепловоз);
б) Поводковые без челюстные (ВЛ80с,);
г) Комбинированные (ЭП1, 2ЭС5К).
Буксовый узел ВЛ-80С и ВЛ-10.
предназначен:
- для передачи подрессоренного веса электровоза на ось колесной пары;
- для передачи от колесных пар на раму тележки сил тяги и торможения, а также боковых сил, возникающих при вписывании электровоза в кривые участки пути.
- для размещения подшипника в котором вращается ось колесной пары.
Буксовый узел поводкового типа и состоит из роликовой буксы и двух поводков с каждой стороны колесной пары.
Букса ВЛ-80 и ВЛ-10.
Бесчелюстная двухпроводковая с двумя цилиндрическими роликовыми подшипниками.
Состоит из литого стального корпуса имеющего 4 прилива для крепления поводков и два прилива с проушинами для крепления листовой рессоры. В корпусе расположены два роликовых подшипника разделённые дистанционными кольцами. Внутренние кольца подшипников напрессованы на буксовую шейку оси КП в горячем состоянии при температуре 100-120ºС. От осевого смещения внутренние кольца подшипников через упорную шайбу наружного подшипника стягивают корончатой гайкой которая стопорится планкой закреплённой двумя болтами в специальном пазу на торце оси. Со стороны колёсного центра букса закрыта задней крышкой и лабиринтным кольцом, напрессованной на предподступичную часть оси КП.
Выточка в кольце и крышке образует лабиринт, препятствующий вытеканию смазки и так же попадания в полость буксы инородных предметов.
Наружные кольца подшипников установлены в корпусе букс и зафиксированы от осевого смещения передней и задней крышками.
Дистанционные кольца установлены между наружными и внутренними кольцами подшипников, с их помощью регулируют осевой разбег КП который должен быть в пределах 0,5-1мм. Это достигается подбором ширины наружного дистанционного кольца.
Пространство в лабиринте крышки между подшипниками и передней крышки, а так же пространство самих подшипников заполняется смазкой 3,5-4кг ЖРО или Буксол. Как избыток так и недостаток смазки вызывает нагрев буксы и усиленный износ подшипников.
Передача тяговых и тормозных сил от корпуса буксы на раму тележки осуществляется через поводки которые одним своим шарниром прикреплены к приливам корпуса буксы, а другим к кронштейну рамы тележки. За счёт упругости резиновых поводков, букса может перемещаться вверх, вниз, влево, вправо.
Крышки букс первой КП по ходу движения с правой стороны имеют фланцы для установки червячного редуктора скоростемера. Так же имеются буксы, в крышках которых установлены токосъёмные устройства предназначенные для предотвращения нагрева подшипников от токов рассеивания.
Букса электровоза ЭС5К
Буксы в соответствии с рисунком двухповодковые с роликовыми подшипниками качения.
Конструктивно букса выполнена в виде корпуса 6, отлитого из стали 25Л, с четырьмя приливами для крепления тяг с сайлентблоками и двух тарельчатых приливов для установки на них первичного рессорного подвешивания. На одном тарельчатом приливе приварен кронштейн для установки гидродемпфера.
В нижней части корпуса буксы предусмотрена площадка для опирания стоек или домкратов при вывешивании колесных пар. На электровозах, где корпуса букс не имеют такой площадки, вывешивание производить через пластины, опирающиеся на ребра жесткости корпуса, или деревянные бруски, исключающие деформацию и повреждения корпуса, при этом масленка должна быть вывернута.
Внутри корпуса размещаются два роликовых подшипника 3, 7 типа 30 52 536ЛМ и 3042536ЛМ с размерами 180x320x86 мм.
Внутренние кольца роликовых подшипников устанавливаются на шейку оси в горячем состоянии при температуре от 100° до 120°С. с натягом от 0,04 до 0,06 мм.
Кольцо лабиринтное 1 нагревают до температуры от 120 до 130°С. Нагрев внутренних колец и кольца лабиринтного 1 производится способом, исключающим их намагничивание.
Наружные, кольца подшипников с роликами и сепараторами вставляются в корпус буксы с гарантированным зазором.
Внутренние и наружные кольца подшипников разделены дистанционными кольцами 4 и 5. Внутренние кольца подшипников через упорное кольцо стягиваются гайкой 9, которая стопорится планкой 10, закрепленной двумя болтами М16 в специальном пазу в оси.
Осевой разбег двух спаренных подшипников составляет 0,5...1,0 мм и достигается путем подбора толщины дистанционный колец 4, 5.
Радиальный зазор роликоподшипников при подборе их в свободном состоянии должен быть 0,145...0,210 мм. Разность радиальных зазоров двух роликоподшипников на одной буксе не более 0,03 мм.
С внутреннего торца букса закрыта лабиринтным кольцом 1, установленным на предподступичную часть оси и крышкой 2. Выточки в кольце и крышке образуют лабиринт, предохраняющий от попадания в полость буксы пыли, инородных тел и от вытекания смазки из буксы. С передней и задней стороны букса закрывается крышками 8, 20 уплотняемыми резиновыми кольцами круглого сечения.
Пространство, между задней крышкой и подшипником, между подшипниками и передней крышкой, а также в самих подшипниках заполнено смазкой Буксол. Общее количество смазки 3,5...4 кг.
Передача тяговых и тормозных сил от корпуса буксы на раму тележки производится через тяги 14, которые одним шарниром прикреплены к приливам корпуса буксы, а другим - к кронштейнам рамы тележки болтами М20. Шарниры тяг выполнены в виде резино-металлических валиков 13 и 16 и резино-металлических шайб 15.
Буксы колесных пар имеют передние крышки с фланцами для установки на каждой колесной паре по одному датчику угла поворота. Передача вращения от оси к датчику угла поворота осуществляется через специальный болт, ввинченный в торец оси и входящий в поводковую вилку на приборах. На второй, третьей, четвертой, пятой колесных парах на торце оси в буксах устанавливаются токоотводящие устройства.
ОСМОТР И РЕВИЗИИ БУКСОВОГО УЗЛА.
В эксплуатации буксовый узел подвергается осмотру, промежуточной, большой и полной ревизиям.
Осмотр.
Производят на каждом ТО и ТР. Проверяют нагрев, убеждаются в отсутствии трещин в корпусе и крышках, вызывающих течь смазки, в отсутствии проворота резинометаллических валиков поводков и в нарушении вулканизации их резины. Проверяют правильность соединения буксы с деталями рессорного подвешивания. Зазор между клиновидной частью валика и дном паза под него в буксовом кронштейне и в приливе корпуса буксы должен быть не менее (0,2 мм).
Примечание:
На ТР1 производят ревизию токосъемных устройств, совмещая ее с обточкой колесных пар, и через один ТР производят ревизию редукторов скоростемерных букс.
Промежуточная ревизия производится на ТР2. Дополнительно к осмотру снимают переднюю крышку и удаляют смазку для осмотра
переднего подшипника и его крепления. При наличии в смазке металлических примесей колесную пару выкатывают. После осмотра подшипника и его крепления добавляют 300-400 грамм смазки ЖРО и закрывают крышку.
Большая ревизия производится на ТР3, а также при наличии ползуна более 1,5 мм, сходе при скорости более 40 км/час, после крушения и аварии. Буксу разбирают, оставляя на оси внутренние кольца. Подшипники промывают, осматривают на наличие неисправностей, замеряют радиальные и боковые зазоры.
Полная ревизия производится при полном освидетельствовании колесной пары. Подшипники полностью снимают, промывают, ремонтируют или заменяют на новые. Восстанавливают посадочные натяги.
Рессорное подвешивание.
Предназначено для смягчения ударов передаваемых от КП на электровоз при движении по неровностям пути, а так же для равномерного распределения нагрузок от веса электровоза между КП и уменьшения воздействия веса электровоза на путь.
Рессорное подвешивание классифицируется:
1.По числу ступеней
2.По числу последовательно включенных элементов
3.По способу формирования:
индивидуальное;
групповое;
сбалансированное;
несбалансированное
Рессорное подвешивание ВЛ80
Двухступенчатое, двойное, индивидуальное, несбалансированное.
Состоит из двух цилиндрических пружин и листовой рессоры.
Листовая рессора состоит из 10 листов из которых 3 верхних коренные и 7 наборных. Листы стянуты по середине хомутом который крепится в проушинах буксы при помощи валика. Валик крепится стопорной планкой при помощи двух болтов. По середине листов сверху сделаны желоба для исключения поперечного сдвига. Для контроля продольного сдвига по обе стороны хомута наносятся вертикальные белые полосы.
Цилиндрическая пружина сделана из прутка диаметром 42мм имеет 4 витка из которых 2,5 рабочих. Пружина нижним концом через подкладку опирается на конец листовой рессоры а верхним через стопорную гайку листовой рессоры а верхним через стопорную гайку на стойку шарнирно соединённую с кронштейном рамы тележки. Стойку изготавливают из стали посредством ковки с последующей механической обработкой. Она имеет головку для соединения с кронштейном рамы тележки и резьбу под стопорную гайку с шайбой.
Принцип действия – усилие от рамы передаётся по следующей схеме: стойка, регулировочная гайка, фасонная шайба, пружина, опорная шайба, подкладка, листовая рессора, хомут, букса.
Регулировочная гайка стопорится планкой на стойке, снизу закручена гайка с шайбой которые в случае поломки коренных листов исключают их падение на путь.
Браковочные размеры в эксплуатации:
- отклонение листовой рессоры от горизонтали более 20 мм;
- отклонение рессорной стойки от вертикали более 20 мм;
- расстояние от центра валика до верха шайбы (размер А) менее 15 мм; рессоры.
расстояние между корпусом буксы и рамой (размер Б) менее 40 мм.