Техническое обслуживание - комплекс операций по поддержанию работоспособности и исправности локомотива.
Техническое обслуживание ТО-1, ТО-2 и ТО-3 является периодическим и предназначено для контроля технического состояния узлов и систем локомотива в целях предупреждения отказов в эксплуатации.
ТО-1 выполняется локомотивной бригадой при приемке-сдаче и экипировке локомотива, при остановках на железнодорожных станциях.
ТО-2 выполняется, как правило, работниками пунктов технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ). Основные требования к организации и проведению технического обслуживания ТО-1 и ТО-2 локомотивов установлены Инструкцией по техническому обслуживанию электровозов и тепловозов в эксплуатации, утвержденной МПС России 27 сентября 1999 г. N ЦТ-685.
ТО-2У предназначено для восстановления основных эксплуатационных характеристик и работоспособности локомотива, обеспечения безопасности движения поездов в межремонтные периоды путем ревизии, частичного ремонта или замены отдельных деталей, регулировки, испытания. Выполняется в сервисном локомотивном депо силами комплексной ремонтной бригады.
ТО-4 выполняется с целью поддержания профиля бандажей колесных пар в пределах, установленных Инструкцией по формированию, ремонту и содержанию колесных пар тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм, утвержденной МПС России 14 июня 1995 г. N ЦТ-329. При техническом обслуживании ТО-4 выполняется обточка бандажей колесных пар без выкатки из-под локомотива.Если обточка бандажей колесных пар совмещается с операциями по техническому обслуживанию ТО-3, текущему ремонту ТР-1 или ТР-2, локомотив на техническое обслуживание ТО-4 не зачисляется, а учитывается как находящийся на техническом обслуживании ТО-3 (текущем ремонте ТР-1, ТР-2) с обточкой.
ТО-5а проводится с целью подготовки локомотива к постановке в запас или резерв железной дороги.
ТО-5б проводится с целью подготовки локомотива к отправке в недействующем состоянии.
ТО-5в проводится с целью подготовки к эксплуатации локомотива, прибывшего в недействующем состоянии, после постройки, после ремонта вне локомотивного депо приписки или после передислокации.
ТО-5г проводится с целью подготовки локомотива к эксплуатации после содержания в запасе (резерве железной дороги).
Текущий ремонт ТР- комплекс операций по восстановлению ресурса локомотива или его составных частей, восстановление или замена изношенных отдельных деталей (узлов) оборудования. Нормы допуска износа деталей и узлов устанавливаются согласно Руководствам. Выполняется в сервисном локомотивном депо силами комплексной ремонтной бригады.
Деповской ремонт ДР - комплекс операций по восстановлению исправности и восстановления ресурса локомотива или его составных частей (оборудования или его отдельных узлов), основанный на крупноагрегатном методе, предусматривающем замену оборудования или его отдельных узлов на ремкомплекты, изготовленные или отремонтированные в заводских и деповских условиях. Выполняется в сервисном локомотивном депо силами комплексной ремонтной бригады.
Заводской ремонт ЗР - ремонт, с восстановлением до чертежных размеров параметров всех деталей и узлов локомотива, характеристик и параметров работы до паспортных значений, в том числе с модернизацией. Производится обязательная замена узлов и агрегатов с истекшим сроком службы. Выполняется на локомотиворемонтном заводе.
ТР-1 выполняется, как правило, в локомотивных депо приписки локомотивов.
ТР-2 выполняется, как правило, в специализированных локомотивных депо железных дорог приписки локомотивов.
ТР-3 выполняется в специализированных локомотивных депо железных дорог (базовых локомотивных депо).
Средний ремонт локомотива (СР) - ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса локомотива.
Средний ремонт локомотивов выполняется в базовых локомотивных депо, на локомотиворемонтных заводах ОАО "РЖД" или в сторонних организациях, осуществляющих ремонт локомотивов.
Капитальный ремонт локомотива (КР) - ремонт, выполняемый для восстановления эксплуатационных характеристик, исправности локомотива и его ресурса, близкого к полному*. Капитальный ремонт локомотивов выполняется на локомотиворемонтных заводах ОАО "РЖД" или в сторонних организациях, осуществляющих ремонт локомотивов.
Все, вышеуказанные, пробеги между текущими ремонтами составляют ремонтный цикл. Он включает в себя последовательность и периодичность проведения этих видов ремонтов.
Рис.1. Схема ремонтного цикла для электровозов ВЛ
Средние для ОАО "РЖД" нормы периодичности технического обслуживания и ремонта локомотивов приведены в таблицах 1 - 3.
СРЕДНИЕ ДЛЯ ОАО "РЖД" НОРМЫ ПЕРИОДИЧНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ЭЛЕКТРОВОЗОВ
┌────────────────────────────┬─────────────┬──────────────┬───────┬───────┐
│ Серии │ Техническое │ Текущий │Средний│Капи- │
│ │обслуживание │ ремонт, │ремонт │тальный│
│ │ │ тыс. км │ СР, │ремонт │
│ ├─────┬───────┼────┬────┬────┤тыс. км│КР, │
│ │ТО-2,│ ТО-3, │ТР-1│ТР-2│ТР-3│ │тыс. км│
│ │ч, не│тыс. км│ │ │ │ │ │
│ │более│ │ │ │ │ │ │
├────────────────────────────┼─────┼───────┼────┼────┼────┼───────┼───────┤
│ВЛ10, ВЛ11, ВЛ80 и ВЛ82 всех│72 │- │25 │200 │400 │800 │2400 │
│индексов, ВЛ15, ВЛ85 │ │ │ │ │ │ │ │
├────────────────────────────┼─────┼───────┼────┼────┼────┼───────┼───────┤
│ЧС2, ЧС2Т, ЧС4, ЧС4Т, ЧС7, │48 │12,5 │25 │180 │360 │720 │2160 │
│ЧС8, ЧС6, ЧС200 │ │ │ │ │ │ │ │
├────────────────────────────┼─────┼───────┼────┼────┼────┼───────┼───────┤
│ВЛ65, ЭП1 │48 │- │25 │200 │600 │1200 │2400 │
├────────────────────────────┼─────┼───────┼────┼────┼────┼───────┼───────┤
│ВЛ60К, ВЛ60ПК │48 │- │18 │180 │360 │720 │2160 │
├────────────────────────────┼─────┼───────┼────┼────┼────┼───────┼───────┤
│2ЭС5К │240 │- │30 │- │- │600 │2400 │
│(введено распоряжением ОАО "РЖД" от 03.04.2007 N 558р) │
├────────────────────────────┼─────┼───────┼────┼────┼────┼───────┼───────┤
│ЭП10 │96 │- │30 │- │- │600 │2400 │
│(введено распоряжением ОАО "РЖД" от 03.04.2007 N 558р) │
├────────────────────────────┴─────┴───────┴────┴────┴────┴───────┴───────┤
│
Распоряжением 2020Р для электровозов серий ВЛ80в/и, ВЛ85 и ВЛ10в/и устанавливается периодичность технического обслуживания и ремонта, указанная в таблице 1, для электровозов серий 2(3)ЭС5К, Э5К- в таблице 2
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБСЛУЖИВАНИЙ И РЕМОНТОВ
ЭЛЕКТРОВОЗОВ СЕРИЙ ВЛ80в/и, ВЛ85 И ВЛ10в/и
Техническое обслуживание | Текущий ремонт | Деповской ремонт | Заводской ремонт |
ТО-2 (час) | ТР (тыс. км/сут.) | ДР (тыс. км/лет) | ЗР (тыс. км/лет) |
50, но не более 120 сут. | 600 тыс. км, но не более 4-х лет | 2400 тыс. км, но не более 16 лет |
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБСЛУЖИВАНИЙ И РЕМОНТОВ
ЭЛЕКТРОВОЗОВ СЕРИЙ 2(3)ЭС5К, Э5К
Техническое обслуживание | Техническое обслуживание | Текущий ремонт | Деповской ремонт | Заводской ремонт |
ТО (час) | ТО-2У (тыс. км/сут.) | ТР (тыс. км/сут.) | ДР (тыс. км/лет) | ЗР (тыс. км/лет) |
40, но не более 90 сут. | 80, но не более 180 сут. | 600 тыс. км, но не более 4-х лет | 2400 тыс. км, но не более 16 лет |
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕМОНТОВ ЭЛЕКТРОВОЗОВ.
1. ТО 1, ТО 2 – служат для осмотра основных узлов электровоза.
Работы, выполняемые при ТО-2:
- механическая часть: осмотр всех узлов с боков и снизу, отстукивание крепежных болтов и их крепление. Смена изношенных тормозных колодок, регулировка выходов штоков тормозных цилиндров, а при необходимости и регулировка всей тормозной рычажной передачи; заливка смазки по циклу в моторно-осевые подшипники и тяговые зубчатые передачи;
- тяговые двигатели и вспомогательные машины: осмотр коллекторно-щеточного узла, протирка изоляционных конусов и изоляторов, замена изношенных щеток и поврежденных деталей этого узла. При необходимости устранение следов кругового огня;
-аппаратура: проверка работы приводов, при необходимости смазка. Проверка состояния контактов и проводов, устранение утечек сжатоговоздуха, смена сгоревших ламп и предохранителей, устранение обнаруженных и по записи машинистов, неисправностей. При необходимости дозаливка электролита в элементы аккумуляторной батареи;
- крышевое оборудование: протирка всех изоляторов, полиэтиленового шланга токоприемника, проверка подвижности рам токоприемника, при необходимости запиловка накладок, подмазка полозов и смена медных шунтов. Замена полозов с тонкими накладкам и имеющие прожоги каркаса. В зимнее время снятие статической характеристики токоприемника;
ТО 4 – служит для обточки бандажей колесных пар под электровозом
при прокате бандажей 5 – 6 мм
При текущем ремонте ТР-1 - производят ревизию отдельным узлам механической части, щеткодержателям тяговых электродвигателей, токоприемникам, отдельным пневматическим и электропневматическим аппаратам, автотормозному оборудованию. Выполняют текущий осмотр ПРС, текущий осмотр и проверку устройств АЛС, текущий осмотр и ремонт узлов в объеме, установленном для ТР-1 правилами текущего ремонта ЦТ/3745.Производят проверку работы электровоза под контактным проводом.
При текущем ремонтеТР-2 - производят ремонт электровоза в объеме ТР-1 и дополнительно поднимают кузов для осмотра и ревизии опор кузова, шаровых связей, противоотносных устройств, для ремонта вентиляционных патрубков тяговых двигателей мехов. Выполняют ревизию тем узлам, которым она не производилась на ТР-1, например сочленению тележек, приводам электропневматических аппаратов и клапанам, пусковым резисторам и т.д. Кроме того, выполняют пропарку и промывку главных резервуаров, деповской ремонт тормозного оборудования, полный осмотр автосцепных устройств, проверку регулировки аппаратов защиты, ремонт быстродействующих выключателей и быстродействующих контакторов со снятием с электровоза. Производят ремонт остальных узлов электровоза в объеме ТР-2, установленном правилами текущего ремонта.
При текущем ремонтеТР-3 -производят полную разборку всего электровоза, выкатку тележек, их полную разборку и ремонт в цехе ТР-3, текущий ремонт ТР-З для тяговых двигателей и двигателей вспомогательных машин в электромашинном цехе, ремонт колесных пар и букс в колесном цехе, электрических аппаратов в аппаратном цехе, ремонт тормозного и пневматического оборудования с очисткой воздухопроводов, промывку и испытание воздушных резервуаров; ремонт АЛС и ПРС в соответствии с действующими инструкциями. Производят сборку электровоза, покраску кабин, кузова, тележек и обкатку электровоза. Для сокращения времени простоя в ТР-З применяют крупно-агрегатный метод ремонта.
Капитальные ремонты КР-1 и КР-2 производятся на электровозоремонтых заводах и являются главным средством "оздоровления" электровозов. Предусматривают восстановление и ремонт несущих конструкций кузова, сложный ремонт рам тележек, ремонт всех узлов механической части, электромашин аппаратуры, пневматического и тормозного
оборудования с восстановлением размеров всех узлов и деталей до чертежных. На КР-2, кроме этого заменяют все провода цепей управления и силовых цепей.