Фальцетный регистр быстро истощает дыхание. Только время и упражнения могут исправить этот недостаток.
Очень часто крайние ноты фальцетного регистра бывают жидкими и незвучными, тогда как ноты МИ-БЕМОЛЬ – ФА2, первые в головном регистре, получаются чистыми и округлыми. Округлость и чистота зависят только от положения глотки и от смыкания голосовой щели. Эти качества можно придать предыдущими нотами, поднимая нёбную занавеску и всячески избегая бесполезной потери воздуха!
Последние два регистра выравниваются именно благодаря тому положению, которое приобретает глотка при закрытом тембре и посредством плотного смыкания голосовой щели.
Характерная черта головного регистра – округлённость. Иногда он бывает жидок благодаря молодости ученицы; в этом случае нужно ждать, чтобы годы, укрепляя голос, придали ему недостающую полноту; иногда нужно приписать этот недостаток тембра неумению данного лица – тогда прибегают к тому же средству, направляя звук к вершине глотки.
Ни в коем случае не следует переходить выше СОЛЬ2; злоупотребление высокими звуками разрушило гораздо более голосов, чем старость!!!
Обыкновенно думают, что высокие ноты можно потерять от недостатка упражнений; наоборот, их нужно беречь даже у голосов, диапазон которых от природы очень высок!
Только тогда, когда глотка приобретает гибкость, можно пытаться расширить грани, которые мы сейчас поставили, но чтобы достигнуть этого, никогда не надо употреблять филирование высоких нот (пение целых нот. Ред). Нужно их пробовать посредством какого-нибудь пассажа; гораздо легче попасть на тот звук, который не удаётся, с разбега в руладе, чем брать его отдельно; таким образом можно добраться шаг за шагом до крайних границ голоса. Нужно действовать с умеренностью и давать каждому из наших достижений время закрепиться…
МУЖСКИЕ ГОЛОСА
То, о чём мы говорили относительно трёх регистров в женских голосах, может быть приложим тем же регистрам у мужчин, принимая во внимание, однако, следующие указания: басы (и баритоны) и тенора должны аттакировать звук таким образом, как и женщины. Басы начинают грудным голосом с СИ (большой) – ДО (малой), тенора – с РЕ – МИ (малой).
Звуки СОЛЬ - ЛЯ-ДИЕЗ у теноров и звуки ФА – ЛЯ у басов представляют большую важность. Если не обращать на них внимание, их будет очень трудно заставить звучать в светлом тембре; глотка будет стремиться их затемнить. В таком случае этим нотам не будет хватать энергии и блеска; они станут затруднительными для исполнения. С указанной склонностью нужно бороться, применяя единственное средство которое может укрепить эту часть диапазона, т.е. употреблять светлый тембр, делая А и И более открытыми.
Нужно начинать слегка округлять с ФА – ЛЯ у басов и с СИ или ДО1 у теноров; совершенно открытый тембр был бы слишком жидок. Начинают округлять (замете, я говорю «округлять» а на «затемнять») звуки СИ, ДО1, ДО-ДИЕЗ1. Начиная с РЕ1 оба тембра пригодны. Но на них (СИ, ДО1, ДО-ДИЕЗ 1, РЕ1) не нужно вырабатывать тёмного тембра, пока не овладели светлыми тембром, который всего труднее получить на этой части диапазона, и который является единственным тембром, придающим звуку блеск! Кто пренебрегает данным советом, тот подвергает свой голос опасности быть затемнённым и заглушённым!!!
Только один светлый тембр делает голос свободным и несущимся. Можно было бы придать светлый характер и всему протяжению голоса, но он производит наибольший эффект у теноров на следующей дециме грудного регистра – РЕ – ФА1; ФА-ДИЕЗ 1.
Басы должны, безусловно, прекращать его на РЕ1.
После ФА-ДИЕЗ1 у тенора этот тембр становится неприятным. Тенора не должны в упражнениях пользоваться грудным звучанием выше ФА-ДИЕЗ1. Лучше, если они будут чаще брать фальцетом РЕ1, и продолжать его до СИ1 – ДО2.
Каково бы ни было искусство певца, звуки СОЛЬ, СОЛЬ-ДИЕЗ, ЛЯ, СИ-БЕМОЛЬ, СИ (для мужчин – первой, для женщин – второй октавы) в светлом тембре кажутся кричащими и напоминают детские хоровые голоса. Не нужно ли их всегда употреблять в тёмном тембре?
О ГРУДНЫХ ЗВУКАХ
Ниссен–Саломан (1819 – 1879)
Грудные звуки редко встречаются вполне обработанными от природы; чаще всего надо вырабатывать искусственно. Тем не менее, они абсолютно необходимы всякому голосу, ибо дают ему непреодолимую чувственную прелесть… без них голос лишён силы и драматического колорита. Иногда их легко сформировать, иногда же они появляются в результате только долгих и постоянных упражнений. Сначала они отличаются грубым, жёстким характером, но постепенно смягчаются, делаясь такими же нежными и приятными, как и звуки остальных регистров.
Когда тоны этого регистра хорошо обработаны и отделаны, они бывают похожи на низкие тоны прекрасного, звучащего голоса мальчика, или на высокие, красивые звуки тенора.
Обработка этого регистра требует максимальной осторожности и осмотрительности, т.к. она действует на голос утомительнее, чем обработка других регистров!
Поэтому сначала звуки грудного регистра надо петь недолго (но систематически) и с большими промежутками.
Вообще в таком случае надо отдыхать чаще обыкновенного, т.к. грудные тоны – это, в большинстве случаев, те же, на которых мы говорим; в результате первое время даже разговорный голос ученицы становится жёстче и грубее, почти так же, как голос мальчиков при наступлении периода возмужалости. Рот в данном случае не должен открываться слишком широко, потому что тогда легко могли бы образоваться, так называемые, гортанные звуки.
Позднее, при продолжении занятий, можно (как уже было замечено) с выгодой повысить тоны грудного регистра, особенно у контральто – до ФА-ДИЕЗ1 – ЛЯ-БЕМОЛЬ1.
В начале же следует, однако, строго придерживаться должных границ, не идя выше ФА1.
… Некоторые педагоги с самого начала доводят тоны грудного голоса до СОЛЬ1 и даже выше, но, по моему, это не только бесполезно, но даже вредно. Конечно, бывают и здесь исключения… есть голоса, которые от природы имеют грудные тоны, достаточно высокие и хорошего тембра. Но зато есть голоса, у которых нельзя касаться грудных ноты выше МИ-БЕМОЛЬ1 или МИ1 т.к. от этого может пострадать тембр. Для того, чтобы достигнуть характерных особенностей тембра грудных нот, нужно прежде всего заставить ученицу ясно усвоить слухом их звучание. Поначалу нужно пропеть неоднократно эти ноты. Конечно, от этого ученица ещё не в состоянии будет правильно формировать грудной регистр, но, однако, шаг вперёд будет сделан.
Лучше всего грудные ноты развивать следующим образом: от низкой грудной ноты переходить к соседней, высшей, и так постепенно восходить по ступеням; при этом надо, чтобы первая нота удовлетворительно исполнялась тембром грудного регистра сначала на гласную А. Ученица должна продолжать эту ноту с одинаковым тембром и силой; точно так же она должна хорошенько связывать её со следующей по высоте так, чтобы не было провалов между двумя грудными нотами.
Гласная А произносится совершенно чисто, открыто, решительно, не надо произносить «МА» «НА» «М» «НА» «УА» и т.д. Звук должен быть произведён, как замечено выше, гортанью сразу. Необходимо следить, как и вообще при произведении всякого звука, чтобы рот раскрывался надлежащим образом ещё прежде формирования звука; чтобы последний выходил свободно и ясно, не был ни гнусавым (носовым), ни гортанным. Исполнение этих требований, не смотря на кажущуюся их лёгкость, достигается у некоторых учениц весьма трудно. Погрешности в образовании звука выступают ясно, когда упражнения (особенно вначале) исполняются сперва на А, потом на Е (погрешности были бы более скрытии, если бы упражнения пелись со словами). Когда ученица начинает формировать звуки на А достаточно хорошо, следует начать петь упражнения и на другие гласные…. Далее надо спеть все гласные на одной высоте, на одном звуке.
ЗВУКИ ФАЛЬЦЕТНОГО РЕГИСТРА
Звуки этого регистра следующие; ФА-ДИЕЗ1 – РЕ2.
В начале занятий они нередко имеют в себе что-то жидкое, бесцветное, почти детское. Сперва надо пробовать упражняться на них на А, ОУ и О, употребляя при этом тёмный тембр голоса; если звуки окажутся чрезмерно закрытыми, то следует исполнить их на А открытое, употребляя при этом светлый тембр…
Относительно дыхания следует заметить, что вначале для этого регистра надо иметь в запасе большое количество воздуха – неудобства, исчезающие впоследствии при правильных занятиях. Главной целью всегда останется формирование однородных, одинаковых по качеству звуков различных регистров, так же как и укрепление нижних звуков фальцета, чтобы они постепенно получили возможную для них силу, а не оставались бы, как это часто случается, слабыми, тощими, чрезмерно закрытыми или сдавленными, делая голос неровным, неприятным для слуха.