Цепи управления ослаблением возбуждения тяговых электродвигателей.
На тепловозе используется автоматическое двухступенчатое ослабление возбуждения тяговых электродвигателей с помощью реле переходов РП1 и РП2. Эти реле управляют контакторами ВШ1 и ВШ2, включающими резисторы СШ1-СШ6 первой и второй ступеней ослабления возбуждения параллельно обмоткам возбуждения ТЭД 1-6 (см. рис. 1.1).
Катушки напряжения реле переходов включены через регулировочные резисторы СРПН1 и СРПН2 на напряжение тягового генератора. Цепь питания катушки напряжения реле РП1 (см. рис. 1.1): общий «плюс» выпрямительной установки ВУ, провод 648, размыкающий вспомогательный контакт ВШ1 (провода 647, 646), ступень резистора СРПН1, провод 639, катушка напряжения РП1, провод 637, общий «минус» выпрямительной установки. В цепь питания катушки РП2, аналогичную цепи питания катушки РП1, добавлен вспомогательный замыкающий контакт контактора ВШ1 (между проводами 645, 644).
Токовые катушки реле РП1 и РП2 включены на выход узла выделения максимального тока по цепи: провод 549, шунт Ш6, провода 492, 491, токовые катушки РП1, РП2, РПЗ, провода 437, 533, резистор обратной связи по току Р1-Р8 потенциометра ССУ1, провода 487, 503 на «минус» узла выделения максимального тока (см. рис. 1.1).
При определенных соотношениях тока и напряжения на выходе ВУ, приблизительно соответствующих скоростям движения 39-44 км/ч для первой ступени и 55-65 км/ч для второй ступени, срабатывают соответственно реле РП1 и РП2.
После включения реле РП1 его контакт подает питание на электропневматический вентиль группового контактора ослабления возбуждения ВШ1 по цепи (см. рис. 1.3): «плюс» от автоматического выключателя АУ «Управление общее», провода 1684, 1685, замкнутый контакт блокировки тормоза БУ, провод 1686, зажим 3/5,6, провод 1687, замкнутый контакт реверсивного механизма контроллера машиниста В-О-Н, провод 1696, замкнутый с 4-й по 15-ю позицию контакт 7 контроллера машиниста (см. рис. 1.4), провод 1615, зажим 4/4, провод 1814, контакт разъема 3-15, замкнутый контакт тумблера ТУП «Управление переходами», контакт разъема 3-16, провода 1857, 1695, зажим 18/18, провод 1517, замыкающий контакт реле РП1, провод 901, размыкающий с выдержкой времени на замыкание контакт реле времени РВ2 (катушка реле РВ2 включена между проводами 1466 и 1458, реле предназначено для предотвращения ложного срабатывания реле перехода при срабатывании ступеней защиты боксования), провод 2130, катушка ВШ1, на «минус» цепи управления (провода 1527, 1525, 1622, 1809) к 2М-4. Реле РП1 своим замыкающим контактом также подает питание на катушку реле РУ16 защиты от боксования при ослабленном поле (провод 901, размыкающий с выдержкой времени на замыкание контакт реле времени РВ2, провод 1514, зажим 25/6, провод 1752, катушка реле РУ16, провода 1498, 1408, контакт разъема ЗМ-5, «минус» цепи). Реле РУ16 своим вспомогательным контактом между проводами 792 и 793 создает цепь питания катушки реле боксования РБЗ с пониженным порогом срабатывания (см. рис. 1.1).
Контактор ВШ1 своими главными контактами подключает параллельно обмоткам возбуждения тяговых электродвигателей 1-6 резисторы ослабления возбуждения (шунтировки поля) СШ1 - СШ6, после чего по обмоткам возбуждения пойдет 57-63% общего тока цепи. Например, для шестого тягового двигателя цепь подключения следующая (см. рис. 1.1): зажим С2 обмотки возбуждения, кабели 630, 634, замыкающий главный контакт ВШ1, резистор СШ6 (Р5-Р4) первой ступени ослабления возбуждения, кабели 631, 629, зажим С1 обмотки возбуждения.
Вспомогательный размыкающий контакт ВШ1 (провода 647, 646) вводит в цепь катушки напряжения дополнительную ступень резистора СРПН1, необходимого для регулировки заданного режима отключения реле. Замыкающий вспомогательный контакт ВШ1 (провода 645, 644) подготавливает цепь питания катушки реле РП2, что гарантирует необходимую последовательность включения реле.
Включение второй ступени ослабления возбуждения от реле РП2 и подключение параллельно обмоткам возбуждения тяговых электродвигателей резисторов СШ1-СШ6 второй ступени происходят аналогично. Ток, проходящий по обмотке возбуждения, уменьшается до 35-39% общего тока цепи. Уменьшение скорости движения вызывает увеличение тока тягового генератора и снижение его напряжения, что приводит к отключению реле перехода РП2 (переход на первую ступень ослабления возбуждения), а затем и РП1 (переход на полное возбуждение).
Тумблер ТУП «Управление переходами» в цепи питания катушек ЭПВ групповых контакторов ВШ1 и ВШ2 служит аварийным отключателем схемы ослабления возбуждения в случае ее неисправности.
Тяговая силовая цепь.
Тяговая силовая цепь (рис. 1.1) включает в себя синхронный тяговый генератор Г, выпрямительную установку ВУ, тяговые электродвигатели 1-6, поездные контакторы П1-П6, групповые контакторы ослабления возбуждения ВШ1, ВШ2, резисторы ослабления возбуждения СШ1-СШ6 и реверсивный переключатель ПР.
В режиме тяги переменное шестифазное напряжение синхронного генератора поступает на выпрямительную установку ВУ, с которой выпрямленное напряжение подается через замкнутые контакты контакторов П1-П6 на тяговые электродвигатели 1-6, приводящие тепловоз в движение. Последовательно с якорем каждого из двигателей включена обмотка возбуждения С1-С2, направление тока в ней задается контактами реверсивного переключателя ПР и определяет направление движения тепловоза.
При определенном соотношении тока и напряжения генератора включается групповой контактор ВШ1 и параллельно обмоткам возбуждения тяговых электродвигателей включаются резисторы, осуществляя первую ступень ослабления возбуждения. При дальнейшем увеличении скорости движения включается групповой контактор ВШ2 и параллельно к ранее включенным резисторам включаются новые, осуществляя вторую ступень ослабления возбуждения.
При снижении скорости движения сначала отключается вторая ступень ослабления возбуждения, а затем первая.
В режиме холостого хода тяговый генератор обеспечивает питание переменным током асинхронных электродвигателей вентиляторов холодильника и охлаждения тяговых электродвигателей.