Игры со шнурками: готовим руку к письму

Шнуровки - зачем они?

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов.

Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается "незаконченная" картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т.п. Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе. Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т.п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая "картина". Таков, например, "Теремок" - игрушка, разработанная еще М. Монтессори, родоначальницей всех современных детских игрушек со шнурками.

Для того чтобы сделать правильный выбор из всего этого многообразия игр-шнуровок, прежде всего, нужно разобраться, какие задачи должна успешно решать такая игра.

Когда в семье появляется малыш, многие родители начинают судорожно хвататься за книги по детскому развитию, уделяют большое количество времени и сил изучению авторских методик: Р. Штайнера, М. Монтессори, Г. Домана, С. Лупан… И в конечном итоге большинство из них (конечно, если они прислушиваются к своему ребенку, внимательно наблюдают за ним) приходит к выводу, что раннее развитие означает не чтение и письмо в 2 - 3 года, а развитие мозга ребенка, его познавательных способностей. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика.

Как ни странно, но как раз об этом и говорят нам авторы известных направлений раннего развития. В перечисленных методиках есть важная общая составляющая. Все они уделяют огромное внимание гармоничному психофизическому развитию малыша. Хотим развить интеллектуальные, творческие, художественные способности? Тогда давайте подвигаем пальчиками рук: будем перебирать предметы, переливать водичку из баночки в баночку, просто порежем бумагу... И не обязательно, чтобы была цель у этих занятий. Маленькие дети выполняют подобные действия с большим энтузиазмом, поскольку координация между зрительной и моторной функциями уже составляет большое достижение для них. Для ребенка психическое и физическое развитие слиты воедино. Если мы будем уделять внимание одному аспекту, ущербность второго, в конечном итоге, скажется и на той способности, которую мы стремимся развить.

Монтессори предлагает необычный способ обучения письму. Она просит малыша пальчиками рук ощупывать буквы, вырезанные из шероховатой бумаги. Или "нарисовать" буквы резиночками на доске с гвоздиками. Или поиграть в игры со шнурками. И все это потому, что письмо требует сложнейших мелких движений пальцев, которые теснейшим образом связанны с высшими психическими процессами. Монтессори много говорит о так называемом "спонтанном" письме. При должной подготовке сенсомоторики и развитии руки, ребенок в определенный момент начинает спонтанно писать буквы, например, палочкой на песке. Когда это произошло, ребенку можно давать в руки карандаш и закреплять навык.

Уже давно доказано, что шнуровка - идеальная игрушка для развития устной речи. Уровень развития речи детей постоянно коррелирует со степенью развития пальцев рук. Возраст от 2 до 6 лет является сензитивным, наиболее восприимчивым для спонтанного, природного развития руки. Поэтому в этот период детям так нужны игры с веревочками, бусами, игрушками-проталкивателями. Самое интересное, что малыши сами инстинктивно тянутся к подобным играм. Им интересно возиться с маленькими предметами: пупсиками, крупинками, бусинками, веревочками, маленькими кусочками ткани. Шнурование отвечает их естественной потребности, поэтому оно - незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.

Примеры игр со шнурками.

Итак, мы поняли важность развития рук ребенка и готовы использовать игру-шнуровку, для того чтобы в легкой, творческой, игровой форме дать малышу необходимый сензитивный опыт. Но на первый взгляд игрушка-шнуровка не выглядит достаточно яркой и привлекательной. Возникают сомнения, заинтересует ли она малыша? Как сделать так, чтобы ему понравилось новое предложенное вами занятие?

Прежде всего, вспомним: дети обожают "взрослые" игры. Большинство малышей с удовольствием играют в шнуровки, потому что шить, штопать, вязать, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты - обычное дело взрослых. Мы совершаем эти, казалось бы, простые действия постоянно, и малышу в его играх, конечно же, тоже хочется это делать. Одна из наиболее простых игр-шнуровок, которая как раз отвечает детской потребности в подражании взрослым - пуговица с иглой. Эту игрушку можно предложить даже малышу 2 - 2,5 лет. Поиграйте с ним в портного. Покажите ему, как можно "пришить" пуговицу. Самое простое, что может делать малыш на первом этапе, - проталкивать шнурки в отверстия и вытаскивать их с обратной стороны. Это уже большое достижение для маленького ребенка - ведь ему надо научится координировать движения пальцев. Когда ребенок освоится с игрушкой, можно попросить его сделать стежки крестиком, квадратом, ломаной линией. Научите его разным видам швов, симметричным и несимметричным орнаментам и узорам. В дальнейшем можно еще более усложнить игру, добавив к одному шнурку еще один или два (разных цветов). И узор будет красивее, и работа - сложнее.

Развивающая игрушка-шнуровка в форме ботиночка научит Вашего ребенка без труда завязывать шнурки и на собственной обуви. Вспомните и покажите малышу различные способы шнурования ботинок: крест-накрест, параллельным переплетением, крестом снизу, крестом сверху и т.д.

С сюжетными шнуровками увлечь малыша будет еще проще. Пришнуровывая, например, грибы и фрукты к ежику или белочке, расскажите малышу сказку про то, как зверек собирал себе плоды на обед. Такая игрушка-шнуровка, как елочка с яркими новогодними игрушками, отлично подойдет к рождественским праздникам. Елочные игрушки часто бывают выполнены в форме геометрических фигур, так что, наряжая елку, вы заодно научите малыша распознавать квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, ромб, звезду и т.п. Ребенок будет учиться накладывать мелкие предметы на более крупные так, чтобы дырочки на них совпадали, и плотно привязывать детали. Елку, ежика и т.п. можно использовать и в качестве лекала - кроха будет обводить очертания предметов, обучаясь простейшим навыкам рисования.

К большинству игр-шнуровок прилагаются методические указания, содержащие схемы, по которым нужно "собрать" игрушку, и образцы узоров и орнаментальных переплетений. Ребенок постарше (3 - 4 года) может выполнять узоры по нарисованным заданиям, обучаясь произвольной деятельности, развивая наглядно-действенное мышление и пространственное ориентирование. Можно также самому сочинять узоры и орнаменты, или попробовать пришнуровать детали игрушки не так, как указано в схеме. Дайте свободу фантазии малыша, пусть он сочинит свой сюжет!

Автор: Вера БЕРЁЗОВА,

специалист Детского центра "Умный ребенок",

специально для портала "Солнышко".

Фотоиллюстрации предоставлены автором.

Опубликовано 24 июля 2003 года.

Игрушки для своевременного развития

Комментарии, отклики, вопросы

август 2004

Отвечает специалист Детского центра "Умный ребенок"

Вера Березова

Спрашивает Лариса Сергеевна

Хотелось бы узнать, в какие игры начинать играть с ребенком, которому исполнился один годик, чтобы развивать моторику рук, мышление.

Ответ

Игр для развития сенсомоторики очень много. А развитие мышления в этом возрасте как раз связано с развитием пальчиков рук, так что игры на развитие моторики практически дублируют игры на развитие мышления.

Посоветую некторые из них:

Аппликация.

Сделайте вместе с ребенком простую аппликацию. Ребенок 1 года может:

- мять и рвать бумагу;

- резать бумагу специальными безопасными ножницами (такие ножницы Вам еще не раз понадобятся, поэтому приобретите их для ребенка);

- мазать клеем лист;

- придавливать пальчиками (с Вашей помощью) детали для склеивания.

Полезно наклеивать не только бумагу, но и разные другие виды материалов (ткани, деревяшки, траву и листья).

Обеспечьте ребенку максимальное количество разнообразных тактильных ощущений.

Рисование.

Приобретите медовую акварель или специальные пальчиковые краски на воде. Рисуйте на большом листе ватмана "как рыбка плывет", "как поезд едет", "как речка течет" и т.п. Можно делать отпечатки ладоней и пальцев.

Рамки-вкладыши.

Игра, которую нужно будет приобрести в магазине. Для начала это должны быть самые простые рамки-вкладыши, с изображениями игрушек или животных, с крупными деталями на специальных штырьках. На таких играх обычно пишут возраст - от 3 лет, однако, не стоит особо доверять производителям, эти игрушки нужны ребенку уже начиная с 1-1,5 лет. Дети с увлечением пыхтят над рамками, сначала, конечно, собрать рамки не получается, зато через какое-то время они осваиваются и решают задачу быстро. Тогда можно перейти к более сложным вкладышам.

Кубики.

Кубики незаменимы и должны быть в Вашем арсенале с 8 месяцев. Для начала познакомьте малыша с набором кубиков. Покажите, дайте пощупать, назовите все детали (только используйте правильные геометрические термины). Стройте в присутствии малыша башни, ворота, дома, мостики, дороги. Сопровождайте свою игру комментариями о том, что Вы делаете и что получается в результате.

С 1,5 лет можно разнообразить занятия: наример, сложите несколько фигур из набора в мешочек и попросите ребенка достать, не глядя, ту или иную фигуру. Для развития логического мышления хороша такая игра: попросите ребенка сложить фигуры в кучки по форме и/или цвету.

 См. также: Игры и упражнения, способствующие развитию речи

Спрашивает Ольга

Очень понравились статьи про шнуровку и рисование. Хотелось бы узнать как сделать шнуровку самим? Какой материал лучше всего подходит? Как лучше использовать на занятиях в детском саду?

Ответ

Самый простой вид шнуровки - бусы. Возьмите шнурок и нанизывайте на него бирюльки с дырочками подходящего размера, колечки и т.п. А потом завязывайте концы бус бантом или разными узлами. Фигурки для бус можно лепить из глины, или сделать из "керамического теста". Состав теста таков: часть соли, две части муки, вода до густоты крутого теста. Преимущество "керамического теста" в том, что работать с ним легче, чем, например, с глиной, а потом его можно сколь угодно пробовать: это безопасно для здоровья детей. Игрушки из него не портятся и могут хранится сколь угодно долго. Не забудьте сделать в них отверстия и ярко раскрасить.

Что касается собственно шнуровки, то наверное, своими руками удобнее сделать шнуровку из ткани. Из картона или дерева трудно в домашних условиях создать действительно красивую, качественную игрушку (если только Вы не резчик по дереву). Сразу нужно приготовится к тому, что изготовление такой игрушки займет достаточно много сил и времени. а кроме того, понадобится купить кое-какие материалы. К сожалению, я не могу предоставить никаких готовых выкроек, т.к. предпочитаю покупать пособия. Вам нужно подумать над выкройками самой. Но могу дать несколько идей и советов.

Проще всего сделать мягкую книжку-шнуровку с 2-3 страницами.

1. Как сделать страницы. В качестве основы берутся одинаковые листы картона и плотно обшиваются какой-нибудь приятной на ощупь тканью. На ткани делается аппликация, чтобы книгу было интересно смотреть. Например, елочка, домик, окошко, зверюшка и т.п. Страницы можно делать и не на основе картона, а просто набить мягким материалом, синтепоном, например. Просто книжка тогда будет еще более мягкой.

2. Скрепить страницы книги нужно шнурками. И это, пожалуй, самая трудная часть, поскольку нужно предусмотреть специальные дырочки на ткани.

3. Чтобы разнообразить игру, можно нашить на страницы "книги" различные кармашки с застежками (пуговицами, липучками, крючочками, молниями и, конечно, шнурками). Пусть застежки будут самыми разными, а кармашки из разных на ощупь материалов (бархат, жесткий лен, хлопок, мех, гладкий шелк и т.п.). Все эти средства помогут малышу развить тактильную чувствительность. Кстати, игры с ощупыванием разных материалов и застегиванием-растегиванием изобрела Монтессори.

4. Еще лучше придумать героя книги (сшить из ткани небольшого плоского зверька), которого можно будет по книге "водить": сажать в кармашки, привязывать шнурками в разные места.

По поводу использования в детском саду сразу оговорюсь, что шнуровка - игра рассчитаная на индивидуальное исследование ребенком под наблюдением мамы или воспитателя. Здесь Вам пригодится специальная консультация монтессори-педагога по организации работы с монтессори-материалом, которую я на настоящий момент не могу Вам дать.

Спрашивает Наталья

Моей дочке на день рождения подарили пластмассовое ведерко: в нем было четыре баночки с ярким и очень мягким пластилином, формочки и что-то типа скалки. Продавец в магазине сказал, что пластилин твердеет при определенной температуре и поделки можно сохранить на долгое время. Инструкции нет, всё написано только по-китайски. При какой температуре твердеет этот пластилин?

Ответ

Возможно, подаренный вам китайский пластилин - аналог испанской пасты для лепки фирмы Jovi. По крайней мере, она очень подходит под описание. Как известно, китайцы умудряются выпускать вполне неплохие и гораздо более дешевые аналоги всему, что есть на рынке детских игрушек - даже Лего научились производить. Итак, паста для лепки выпускается в специальных баночках, ярких цветов, очень мягкая и приятная на ощупь. Посмотреть как выглядит можно здесь.

Паста Jovi прекрасно застывает, если ее просто оставить на воздухе на одни сутки. Специально изменять температурный режим (повышать или наоборот понижать температуру) не требуется. Думаю, у Вас как раз такой вариант.

Ссылка по теме:

Полиглотик: «Лепка по-английски» (методика, словарик)

Материал подготовлен специально для детского портала "Солнышко"

и опубликован 23 января 2004 г.

Игрушки для своевременного развития

Наши рекомендации