Лабораторная работа 4. Исследование электрических цепей трехфазного синусоидального тока при соединении нагрузки треугольником
Цель работы: ознакомиться с трехфазными системами, измерением фазных и линейных токов и напряжений; изучить особенности симметричных и несимметричных режимов работы трехфазных цепей при соединении нагрузки треугольником; научиться строить векторные диаграммы напряжений и токов.
Подготовка к лабораторной работе
1. Изучить тему «Расчет и анализ электрических цепей трехфазного синусоидального тока при соединении нагрузки треугольником», содержание данной лабораторной работы и быть готовым ответить на все контрольные вопросы к ней.
2. Начертить принципиальные схемы исследуемых цепей с подключенными измерительными приборами.
Порядок выполнения работы
1. Ознакомиться с лабораторной установкой (блок питания, блок резисторов, измерительные приборы: амперметры, вольтметры).
2. Выяснить у преподавателя величины сопротивления резисторов, подключаемых в фазы нагрузки в симметричном режиме.
3. Собрать электрическую цепь (рисунок 4). Установить необходимые значения сопротивлений резисторов в фазах нагрузки. Пригласить преподавателя и предъявить ему для проверки собранную схему.
Рисунок 4 – Схема исследования соединения трехфазной нагрузки в треугольник
4. В присутствии преподавателя включить питание электрической цепи.
5. Выполнить измерения фазных токов и напряжений для различных режимов нагрузки: симметричная, несимметричная, обрыв одной из фаз нагрузки, обрыв одной из линий[4]
Результаты измерений записать в таблицу 12.
Таблица 12
UAB, В | UBC, В | UCA, В | IA, А | IB, А | IC, А | Iab, А | Ibc, А | Ica, А | Режим |
симметричный | |||||||||
несимметричный | |||||||||
обрыв одной из фаз | |||||||||
обрыв линейного провода |
6. Результаты измерений предъявить для проверки преподавателю.
Обработка результатов измерений
1. Для всех режимов (таблица 12) построить векторные диаграммы токов и напряжений в масштабе с указание масштаба. Сделать выводы о соотношении токов и напряжений в различных режимах.
Содержание отчета
· наименование работы и цель работы;
· схему исследуемой цепи;
· таблицы с результатами опытов;
· расчетные соотношения;
· векторные диаграммы для всех опытов и объяснение их различий;
· выводы по работе.
Контрольные вопросы
1. Каким образом три однофазных потребителя соединяют в треугольник?
2. Куда следует подключать вольтметр, чтобы измерить фазное и линейное напряжения трехфазного потребителя?
3. В каком соотношении находятся фазные и линейные напряжения симметричного потребителя, соединенного в треугольник?
4. Какое соотношение между фазными и линейными токами симметричного потребителя, соединенного в треугольник?
5. Всегда ли справедливы при соединении нагрузки в треугольник соотношения ?
6. Как отразится отключение одной фазы потребителя на режим работы других фаз и на режим работы всей трехфазной цепи, соединенной в треугольник?
Лабораторная работа 5. Исследование однофазного трансформатора
Цель работы: ознакомиться с устройством и принципом работы однофазного трансформатора, получить умения по исследованию работы однофазных трансформаторов и определения его параметров.
Подготовка к лабораторной работе
1. Изучить тему «Трансформаторы: классификация, устройство, принцип действия, область применения», содержание данной лабораторной работы и быть готовым ответить на все контрольные вопросы к ней.
2. Начертить принципиальные схемы исследуемых цепей с подключенными измерительными приборами.
Порядок выполнения работы
1. Ознакомиться с лабораторной установкой (трансформатор, блок питания, напряжение на выходе которого регулируется автотрансформатором, блок резисторов, измерительные приборы: амперметры, вольтметры, ваттметр).
2. Занести в таблицу 13 технические характеристики исследуемого трансформатора.
Таблица 13
Тип | U1н, В | U2н, В | I2н, А | I10, А | U1к, В | P0, Вт |
3. Провести опыт холостого хода трансформатора. Для этого:
· собрать электрическую цепь (рисунок 5). После проверки схемы преподавателем подать на первичную обмотку трансформатора напряжение, равное U1н;
Рисунок 5 – Схема исследования однофазного трансформатора в опыте холостого хода
· определить ток холостого хода в первичной обмотке I10, напряжение холостого хода U20 на вторичной обмотке, напряжение холостого хода на первичной обмотке U10, потери холостого хода P0; данные занести в таблицу 14.
Таблица 14
U10, В | U20, В | I10, А | P0, Вт |
4. Провести опыт короткого трансформатора. Для этого:
· исходя из паспортных данных трансформатора определить номинальный ток первичной обмотки трансформатора и записать его в таблицу 15.
· собрать электрическую цепь (рисунок 6). Внимание! В отсутствии преподавателя схему включать запрещается!
· после проверки схемы преподавателем включить питание электрической цепи и подать на первичную обмотку трансформатора такое напряжение, что ток в первичной обмотке будет равным номинальному;
Рисунок 6 – Схема исследования однофазного трансформатора в опыте короткого замыкания
· определить ток короткого замыкания во первичной обмотке I2к, напряжение короткого замыкания U1к на первичной обмотке, потери короткого замыкания Pк; данные занести в таблицу 15.
Таблица 15
I1н, А | U1к, В | I2к, А | Pк, Вт |
5. Исследовать трансформатор в рабочем режиме, сняв внешнюю характеристику и рабочие характеристики при активном характере нагрузки. Для этого:
· собрать электрическую цепь (рисунок 7). После проверки схемы преподавателем подать на первичную обмотку трансформатора напряжение, равное U1н;
Рисунок 7 – Схема исследования однофазного трансформатора в рабочем режиме
· изменяя величину сопротивления нагрузки RН, измерять при каждом значении сопротивления нагрузки величины, указанные в таблице 16. Сделать 6-7 замеров.
Таблица 16
Опыт | U1, В | I1, А | P1, Вт | U2, В | I2, А |
1. | |||||
2. | |||||
7. |
6. Результаты измерений предъявить для проверки преподавателю.