Лабораторная работа 1. Исследование электрических цепей однофазного синусоидального тока при последовательном соединении активного, индуктивного и емкостного сопротивлений. Резонанс напряжений

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образованию

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2015 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Электротехника и электропривод»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)

профили «Транспорт», «Машиностроение и материалообработка», «Металлургия»

Екатеринбург

РГППУ

Учебно-методический комплексдисциплины «Электротехника и электропривод». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015. 73 с.

Учебно-методический комплексдисциплины составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям).

Составитель: канд. пед. наук, доцент, заведующий кафедрой электрооборудования и энергоснабжения А.О. Прокубовская
     
     
Рецензент: канд. пед. наук, доцент, директор института инженерно-педагогического образования Е.В. Чубаркова

Одобрен на заседании кафедры электрооборудования и энергоснабжения. Протокол от «11» декабря 2015 г. № 5.

Заведующий кафедрой электрооборудования и энергоснабжения   А.О. Прокубовская

Рекомендован к печати научно-методической комиссией института инженерно-педагогического образования РГППУ. Протокол от «16» декабря 2015 г. № 4.

Председатель научно-методической комиссии ИИПО   А.О. Прокубовская
     
     
     
Директор ИИПО   Е.В. Чубаркова
© ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015
© Прокубовская А.О., 2015

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Электротехника и электропривод» основана на знаниях и умениях, сформированных в рамках дисциплин «Математика», «Физика», имеет практическую направленность и является базовой для всех дисциплин, изучающих электромагнитные явления в различных устройствах, способы их представления и анализа работы.

Целью данной дисциплины является формирование у студентов представлений о теоретических и прикладных аспектах современной электротехники, электроники и электропривода, а также навыков расчета, выбора и эксплуатации электротехнических и электромеханических устройств.

Дисциплина «Электротехника и электропривод» относится к модулю М5. Профильный модуль. Целями ее изучения являются:

1) приобретение студентами знаний об устройстве и области применения электрических цепей и электропривода и умений выполнять их расчеты и анализ;

2) приобретение студентами знаний о моделях и способах моделирования электрических цепей и электропривода;

3) формирование у студентов практических умений по моделированию электрических цепей и электропривода и их анализу;

4) формирование у будущих бакалавров готовности к использованию информационных и коммуникационных технологий при расчете, построении и анализе электрических цепей и электропривода.

В контексте названных целей содержание данной учебной дисциплины сочетает в себе следующие три важнейших аспекта:

· мировоззренческий аспект, связанный в основном с формированием представлений о роли электротехники и электропривода в современной науке и технике;

· методический аспект, касающийся формирования соответствующей компетенций у студентов;

· прикладной аспект, связанный с овладением студентами основными приемами расчета, анализа и компьютерного моделирования электрических цепей и электропривода.

Дисциплина «Электротехника и электропривод» связывает общую естественно-научную подготовку в области математики и физики с информационно-технологической.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Электротехника и электропривод» относится к модулю М5. Профессиональный модуль учебного плана по направлению подготовки ВО 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) и предназначена для формирования компетентности бакалавров в области электромагнитных явлений в различных устройствах, способы их представления и анализа работы.

Формирование компетентности по анализу характеристик электрических систем и устройств у студентов, обучающихся по профилям «Транспорт», «Машиностроение и материалообработка», «Металлургия» направления 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) происходит следующим образом. В ходе изучения дисциплин «Математика», «Физика» у них формируются общепрофессиональные знания математических и физических основ функционирования электрических цепей и электропривода, «Информатика» - базовые умения по использованию информационных технологий для решения прикладных задач.

Далее при изучении дисциплины «Электротехника и электропривод» студенты приобретают знания о современных методах анализу характеристик электрических цепей и электропривода. На этих знаниях базируются специальные дисциплины, такие как «Электрооборудование автомобилей» (профиль «Транспорт»), «Прикладная метрология» (профиль «Машиностроение и материалообработка»), «Источники питания для сварки» (профилизация «Технологии и технологический менеджмент в сварочном производстве» профиля «Машиностроение и материалообработка») и др.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания и умения, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «Математика»:

Знания: основтеории функций комплексного переменного, векторной алгебры, математического анализа, алгебры логики (булевой алгебры).

Умения: выполнять действия с комплексными числами, вычислять производные сложных функций, брать интегралы от функции, сводящихся к табличным, выполнять сложение и вычитание векторов, минимизировать логические выражения.

Владения: операциями над комплексными числами, действиями с векторами, методиками математического анализа, методами минимизации логических выражений.

2.2. Из курса «Физика»:

Знания: характеристик постоянного электрического тока и условий его существования; разности потенциалов, электродвижущей силы, напряжения, закона Ома для однородного участка цепи и для замкнутой цепи; работу и мощность электрического тока, закона Джоуля-Ленца; правила Кирхгофа; явления электромагнитной индукции; закона электромагнитной индукции; характеристик переменного тока; поведения сопротивления, индуктивности и емкости в цепи переменного тока.

Умения: объяснить основные наблюдаемые природные и техногенные явления и эффекты с позиций фундаментальных физических взаимодействий; указать, какие законы описывают данное явление или эффект; истолковывать смысл физических величин и понятий; записывать уравнения для физических величин в системе СИ.

Владения: методами использования основных общефизических законов и принципов в важнейших практических приложениях; применения основных методов физико-математического анализа для решения естественнонаучных задач.

2.3. Из курса «Информатика»:

Знания: возможностей компонентов пакета прикладных программ Microsoft Office (или OpenOffice) для решений практико-ориентированных задач.

Умения: создавать, форматировать редактировать текстовые документы различной сложности, вставлять в них объекты, создавать и анализировать таблицы, проводить вычисления, строить и анализировать графики и диаграммы.

Владения: технологиями создания, форматирования, редактирования различных документов.

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

По окончании изучения дисциплины «Электротехника и электропривод» студент должен знать:

· основные электротехнические законы, их практическое приложение; методы анализа электрических и магнитных цепей, в том числе с использованием информационных технологий;

· принцип действия, устройство, свойства, области применения и потенциальные возможности основных электрических цепей и электропривода;

· электротехническую терминологию и символику, правила чтения и составления простейших электрических схем;

· особенности экспериментального определения основных характеристик типовых электротехнических и устройств, в том числе с использованием информационных технологий;

· методики выбора основных элементов и устройств соответствующего специализированного электрооборудования.

По окончании изучения дисциплины «Электротехника и электропривод» студент должен уметь:

· экспериментально определять параметры и характеристики простейших электрических цепей и электропривода;

· измерять требуемые параметры электрических цепей и электропривода;

· анализировать характеристики электрических цепей и электропривода, в том числе и с использованием информационных технологий;

· моделировать электрических цепей и электропривода и определять их характеристики с использованием информационных технологий.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· методиками расчета электрических цепей и электропривода;

· методами моделирования электрических цепей и электропривода, в том числе с использованием информационных технологий;

· методами анализа характеристик электрических цепей и электропривода в, в том числе и с использованием информационных технологий.

В ходе изучения дисциплины у студентов формируются следующие компетенции:

· способностью использовать основы естественнонаучных и экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах (ОК-3);

· способностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности (ОПК-2).

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы Форма обучения
Очная Заочная
Семестры
4 семестр 4, 5 семестр
Общая трудоемкость дисциплины 2 з.е. (72 ч.) 2 з.е. (72 ч.)
Аудиторные занятия
лекции
практические занятия
семинарские занятия    
лабораторные работы
другие виды аудиторных занятий    
Самостоятельная работа
изучение теоретического курса
домашние задания / контрольные работы
подготовка к зачету
Вид промежуточного контроля зачет зачет

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
Лекции Практические занятия Лабораторные работы СРС Консульта-ции  
1. Введение Еженед. Собеседование
2. Особенности анализа электрических цепей постоянного тока Еженед. Собеседование
3. Расчет и анализ электрических цепей однофазного синусоидального тока Еженед. Собеседование, защита лабораторных работ
4. Расчет и анализ электрических цепей трехфазного синусоидального тока Еженед. Собеседование, защита лабораторных работ
5. Трансформаторы: классификация, устройство, принцип действия, область применения Еженед. Собеседование, защита лабораторных работ
6. Электрические машины переменного тока. Устройство, принцип действия, область применения. Синхронные и асинхронные машины. Еженед. Собеседование, защита лабораторных работ
7. Электрические машины постоянного тока. Устройство, принцип действия, область применения. Еженед. Защита лабораторных работ
8. Электропривод: понятие, виды, область применений, особенности выбора Еженед. Защита лабораторных работ
  Зачет      
       

4.3. Содержание разделов дисциплины

Введение.

Назначение дисциплины «Электротехника и электропривод» для студентов профилей подготовки «Транспорт», «Машиностроение и материалообработка», «Металлургия» направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям). Содержание, объем и структура дисциплины. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины. Формы отчетности (текущая и семестровая).

1. Особенности анализа электрических цепей постоянного тока

Основные понятия и определения - источники и приемники электрической энергии, обозначения электрических величин и элементов электрических цепей. Основные законы электрических цепей. Линейные электрические цепи постоянного тока, области применения. Расчет простых линейных цепей постоянного тока - последовательное, параллельное и смешанное соединения. Расчет сложных линейных цепей постоянного тока с использованием законов Ома и Кирхгофа. Баланс мощности.

2. Расчет и анализ электрических цепей однофазного синусоидального тока

Однофазные цепи синусоидального тока. Способы представления синусоидальных токов, напряжений и ЭДС. Действующие значения синусоидальных токов, напряжений и ЭДС. Простейшие линейные электрические цепи однофазного синусоидального тока (цепи с R, L, C элементами). Мгновенная мощность.

Комплексный метод расчёта цепей синусоидального тока.

Анализ и расчет цепей с последовательным соединением элементов R, L, C. Активное, реактивное и полное соединение цепи. Векторные диаграммы. Резонанс напряжений и его практическое значение.

Анализ и расчет цепей с параллельными приемниками. Активная, реактивная и полная проводимости, треугольник проводимостей. Векторные диаграммы. Резонанс токов и его практическое использование.

Активная, реактивная и полная мощности.

3. Расчет и анализ электрических цепей трехфазного синусоидального тока

Трехфазные цепи. Элементы трехфазной цепи. Способы соединения фаз трехфазных источников и приемников электрической энергии. Трех- и четырех проводные системы питания приемников. Понятия о фазных и линейных напряжениях и токах. Соединение приемников трехфазной цепи «звездой» и «треугольником», особенности их расчета при симметричной нагрузке. Соотношения между фазными и линейными напряжениями и токами. Несимметричные трехфазные цепи при соединении приемников «звездой» и «треугольником». Назначение нейтрального провода. Построение топографических диаграмм напряжений и векторных диаграмм токов.

Активная, реактивная и полная мощность трехфазной цепи. Способы измерения активной мощности трехфазных приемников.

4. Трансформаторы: классификация, устройство, принцип действия, область применения.

Трансформаторы. Назначение и области применения трансформаторов. Устройство и принцип действия однофазного двухобмоточного трансформатора. Режимы работы однофазного двухобмоточного трансформатора. Внешняя характеристика трансформатора. Потери энергии и КПД трансформатора. Трёхфазные трансформаторы. Специальные трансформаторы.

5. Электрические машины переменного тока. Устройство, принцип действия, область применения. Синхронные и асинхронные машины.

Асинхронные машины. Назначение и области применения асинхронных машин. Устройство и принцип работы трехфазного асинхронного двигателя. Пуск и реверсирование трехфазного асинхронного двигателя. Механические и рабочие характеристики.

Синхронные машины. Устройство трехфазной синхронной машины. Работа трехфазного синхронного генератора в автономном режиме. Синхронный двигатель, механическая характеристика. Особенности пуска синхронного двигателя. Асинхронный пуск синхронного двигателя.

6. Электрические машины постоянного тока. Устройство, принцип действия, область применения.

Машины постоянного тока. Назначение, устройство и способы возбуждения. Генератор постоянного тока независимого возбуждения. Двигатели постоянного тока. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока с различными способами возбуждения. Рабочие характеристики двигателей постоянного тока.

7. Электропривод: понятие, виды, область применений, особенности выбора двигателя

Общие сведения. Уравнение движения электропривода. Основные режимы работы электропривода. Выбор мощности двигателя. Выбор вида и типа двигателя. Управление электроприводом.

4.4. Содержание лабораторного практикума

Таблица 3

Разделы учебной дисциплины Темы лабораторных работ
Введение не предусмотрено
Особенности анализа электрических цепей постоянного тока не предусмотрено
Расчет и анализ электрических цепей однофазного синусоидального тока 1. Исследование электрических цепей однофазного синусоидального тока при последовательном соединении активного, индуктивного и емкостного сопротивлений. Резонанс напряжений. 2. Исследование электрических цепей однофазного синусоидального тока при параллельном соединении активного, индуктивного и емкостного сопротивлений.
Расчет и анализ электрических цепей трехфазного синусоидального тока 3. Исследование электрических цепей трехфазного синусоидального тока при соединении нагрузки трехпроводной и четырехпроводной звездой. 4. Исследование электрических цепей трехфазного синусоидального тока при соединении нагрузки треугольником.
Трансформаторы: классификация, устройство, принцип действия, область применения 5. Исследование однофазного трансформатора.
Электрические машины переменного тока. Устройство, принцип действия, область применения. Синхронные и асинхронные машины. 6. Исследование асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором.
Электрические машины постоянного тока. Устройство, принцип действия, область применения. 7. Исследование генератора постоянного тока.
Электропривод: понятие, виды, область применений, особенности выбора не предусмотрено

Подготовка к лабораторной работе

1. Изучить тему «Последовательное соединение активного, индуктивного, емкостного сопротивлений в цепи переменного тока. Резонанс напряжений», содержание данной лабораторной работы и быть готовым ответить на все кон­трольные вопросы к ней.

2. Начертить принципиальные схемы исследуемых цепей с подключенными измерительными приборами.

Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться с лабораторной установкой (блок питания, блок рези­сторов, блок конденсаторов, катушка индуктивности, измерительные приборы: амперметры, вольтметры, ваттметр).

2. Выяснить у преподавателя величины сопротивления резистора R и емкость батареи конденсаторов C.

3. Собрать электрическую цепь (рисунок 1). Установить необходимые значения сопротивления резистора R и емкости батареи кон­денсаторов С. Пригласить преподавателя и предъявить ему для проверки собранную схему.

Рисунок 1 – Схема исследования последовательного соединения катушки индуктивности, резистора и конденсатора

4. В присутствии преподавателя включить питание электрической цепи.

5. Выполнить измерения для трех случаев:

· катушка индуктивности,

· последовательное соединение катушки индуктивности и активного сопротивления (резистора),

· последовательное соединение катушки индуктивности, активного сопротивления (резистора) и конденсатора.

Результаты измерений записать в таблицу 4.

Таблица 4

Опыт U, В UК, В UR, В UС, В I, А P, Вт
1.     - -    
2.       -    
3.            

6. Исследовать работу электрической цепи синусоидального тока при последовательном соединении катушки индуктивности, резистора, конденсатора при изменении его емкости. Произвести замеры для 4-5 режимов до резонанса напряжений, при резонансе напряжений, 4-5 режимов после резонанса напряжений[1]. Результаты измерений записать в таблицу 5.

Таблица 5

Опыт U, В UК, В UR, В UС, В I, А P, Вт
1.            
2.            
             
9.            

7. Результаты измерений предъявить для проверки преподавателю.

Содержание отчета

· наименование работы и цель работы;

· схему исследуемой цепи;

· таблицы с результатами опытов и вычислений;

· расчетные соотношения;

· векторные диаграммы для всех опытов и объяснение их различий;

· резонансные кривые;

· выводы по работе.

Контрольные вопросы

1. Что такое активная, реактивная и полная мощности в цепи переменного то­ка? Каковы единицы их измерений? Как они связаны между собой?

2. Что такое «коэффициент мощности»?

3. Как вычислить полное сопротивление катушки, если известны её активное сопротивление, индуктивность и частота сети?

4. Как вычислить полное сопротивление цепи с последовательным соединени­ем резистора, реальной катушки и конденсатора?

5. От чего зависит угол сдвига фаз между напряжением и током на участке электрической цепи переменного тока?

6. Чему равны реактивное сопротивление цепи и реактивная мощность цепи при резонансе?

Подготовка к лабораторной работе

1. Изучить тему «Параллельное соединение активного, индуктивного, емкостного сопротивлений в цепи переменного тока. Резонанс токов», содержание данной лабораторной работы и быть готовым ответить на все кон­трольные вопросы к ней.

2. Начертить принципиальные схемы исследуемых цепей с подключенными измерительными приборами.

Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться с лабораторной установкой (блок питания, блок рези­сторов, блок конденсаторов, катушка индуктивности, измерительные приборы: амперметры, вольтметры, ваттметр).

2. Выяснить у преподавателя величины сопротивления резистора R и емкость батареи конденсаторов C.

3. Собрать электрическую цепь (рисунок 2). Установить необходимые значения сопротивления резистора R и емкости батареи кон­денсаторов С. Пригласить преподавателя и предъявить ему для проверки собранную схему.

Рисунок 2 – Схема исследования параллельного соединения катушки индуктивности, резистора и конденсатора

4. В присутствии преподавателя включить питание электрической цепи.

5. Выполнить измерения для трех случаев:

· катушка индуктивности,

· параллельное соединение катушки индуктивности и активного сопротивления (резистора),

· параллельное соединение катушки индуктивности, активного сопротивления (резистора) и конденсатора.

Результаты измерений записать в таблицу 8.

Таблица 8

Опыт U, В IК, В IR, В IС, В I, А P, Вт
1.     - -    
2.       -    
3.            

6. Результаты измерений предъявить для проверки преподавателю.

Содержание отчета

· наименование работы и цель работы;

· схему исследуемой цепи;

· таблицы с результатами опытов и вычислений;

· расчетные соотношения;

· векторные диаграммы для всех опытов и объяснение их различий;

· выводы по работе.

Контрольные вопросы

1. Как при параллельном включении потребителей определить величину тока, потребляемого из сети?

2. С какой целью повышают коэффициент мощности цепи?

3. Как можно определить коэффициент мощности цепи?

4. Как изменятся величина тока, потребляемого из сети, и активная мощность цепи, если параллельно активно-индуктивному потребителю включить конденса­тор? Что такое «резонанс токов»?

5. Почему уменьшается ток, потребляемый из сети, при подключении парал­лельно индуктивной катушке конденсатора?

6. Как построить векторную диаграмму токов для цепи, содержащей включенные параллельно реальную индуктивную катушку и конденсатор?

Подготовка к лабораторной работе

1. Изучить тему «Расчет и анализ электрических цепей трехфазного синусоидального тока при соединении нагрузки звездой», содержание данной лабораторной работы и быть готовым ответить на все кон­трольные вопросы к ней.

2. Начертить принципиальные схемы исследуемых цепей с подключенными измерительными приборами.

Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться с лабораторной установкой (блок питания, блок рези­сторов, ключ для замыкания и размыкания участка цепи, измерительные приборы: амперметры, вольтметры).

2. Выяснить у преподавателя величины сопротивления резисторов, подключаемых в фазы нагрузки в симметричном режиме.

3. Собрать электрическую цепь (рисунок 3). Установить необходимые значения сопротивлений резисторов в фазах нагрузки. Пригласить преподавателя и предъявить ему для проверки собранную схему.

Рисунок 3 – Схема исследования соединения трехфазной нагрузки в звезду

4. В присутствии преподавателя включить питание электрической цепи.

5. Выполнить измерения для трехпроводной и четырехпроводной звезды:

· трехпроводная звезда ( ) – звезда без нейтрального (нулевого) провода, ключ разомкнут,

· четырехпроводная звезда ( ) – звезда с нейтральным (нулевым) проводом, ключ замкнут.

Результаты измерений записать в таблицу 11.

Таблица 11

Схема UAB, В UBC, В UCA, В UA, В UB, В UC, В U0, В Ia, А Ib, А Ic, А I0, А Режим
                    - симметричный
            -        
                    - несимметричный
            -        
                    - обрыв одной из фаз[2]
            -        
                    - короткое замыкание[3]

6. Результаты измерений предъявить для проверки преподавателю.

Содержание отчета

· наименование работы и цель работы;

· схему исследуемой цепи;

· таблицы с результатами опытов;

· расчетные соотношения;

· векторные диаграммы для всех опытов и объяснение их различий;

· выводы по работе.

Контрольные вопросы

1. Какое соединение потребителей называется звездой?

2. Каково соотношение между фазным и линейным напряжениями трехфазно­го источника питания при соединении его обмоток по схеме звезда?

3. Какое соотношение между фазными и линейными токами при соединении нагрузки в звезду?

4. Как определить величину тока в нейтральном проводе, если известны токи в фазах потребителя?

5. Для чего применяют нейтральный провод?

6. К каким зажимам следует подключить вольтметр, чтобы измерить фазное и линейное напряжение?

7. Какая трехфазная нагрузка называется симметричной?

8. Почему при несимметричной нагрузке обрыв нейтрального провода являет­ся аварийным режимом?

Подготовка к лабораторной работе

1. Изучить тему «Расчет и анализ электрических цепей трехфазного синусоидального тока при соединении нагрузки треугольником», содержание данной лабораторной работы и быть готовым ответить на все кон­трольные вопросы к ней.

2. Начертить принципиальные схемы исследуемых цепей с подключенными измерительными приборами.

Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться с лабораторной установкой (блок питания, блок рези­сторов, измерительные приборы: амперметры, вольтметры).

2. Выяснить у преподавателя величины сопротивления резисторов, подключаемых в фазы нагрузки в симметричном режиме.

3. Собрать электрическую цепь (рисунок 4). Установить необходимые значения сопротивлений резисторов в фазах нагрузки. Пригласить преподавателя и предъявить ему для проверки собранную схему.

Рисунок 4 – Схема исследования соединения трехфазной нагрузки в треугольник

4. В присутствии преподавателя включить питание электрической цепи.

5. Выполнить измерения фазных токов и напряжений для различных режимов нагрузки: симметричная, несимметричная, обрыв одной из фаз нагрузки, обрыв одной из линий[4]

Результаты измерений записать в таблицу 12.

Таблица 12

UAB, В UBC, В UCA, В IA, А IB, А IC, А Iab, А Ibc, А Ica, А Режим
                  симметричный
                  несимметричный
                  обрыв одной из фаз
                  обрыв линейного провода

6. Результаты измерений предъявить для проверки преподавателю.

Содержание отчета

· наименование работы и цель работы;

· схему исследуемой цепи;

· таблицы с результатами опытов;

· расчетные соотношения;

· векторные диаграммы для всех опытов и объяснение их различий;

· выводы по работе.

Контрольные вопросы

1. Каким образом три однофазных потребителя соединяют в треугольник?

2. Куда следует подключать вольтметр, чтобы измерить фазное и линейное напряжения трехфазного потребителя?

3. В каком соотношении находятся фазные и линейные напряжения симмет­ричного потребителя, соединенного в треугольник?

4. Какое соотношение между фазными и линейными токами симметричного потребителя, соединенного в треугольник?

5. Всегда ли справедливы при соединении нагрузки в треугольник соотношения Лабораторная работа 1. Исследование электрических цепей однофазного синусоидального тока при последовательном соединении активного, индуктивного и емкостного сопротивлений. Резонанс напряжений - student2.ru ?

6. Как отразится отключение одной фазы потребителя на режим работы других фаз и на режим работы всей трехфазной цепи, соединенной в треуголь­ник?

Подготовка к лабораторной работе

1. Изучить тему «Трансформаторы: классификация, устройство, принцип действия, область применения», содержание данной лабораторной работы и быть готовым ответить на все кон­трольные вопросы к ней.

2. Начертить принципиальные схемы исследуемых цепей с подключенными измерительными приборами.

Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться с лабораторной установкой (трансформатор, блок питания, напряжение на выходе которого регулируется автотрансформатором, блок резисторов, измерительные приборы: амперметры, вольтметры, ваттметр).

2. Занести в таблицу 13 технические характеристики исследуемого трансформатора.

Таблица 13

Тип U1н, В U, В I2н, А I10, А U, В P0, Вт
             

3. Провести опыт холостого хода трансформатора. Для этого:

· собрать электрическую цепь (рисунок 5). После проверки схемы преподавателем подать на первичную обмотку трансформатора напряжение, равное U;

Рисунок 5 – Схема исследования однофазного трансформатора в опыте холостого хода

· определить ток холостого хода в первичной обмотке I10, напряжение холостого хода U20 на вторичной обмотке, напряжение холостого хода на первичной обмотке U10, потери холостого хода P0; данные занести в таблицу 14.

Таблица 14

U10, В U20, В I10, А P0, Вт
       

4. Провести опыт короткого трансформатора. Для этого:

· исходя из паспортных данных трансформатора определить номинальный ток первичной обмотки трансформатора и записать его в таблицу 15.

· собрать электрическую цепь (рисунок 6). Внимание! В отсутствии преподавателя схему включать запрещается!

· после проверки схемы преподавателем включить питание электрической цепи и подать на первичную обмотку трансформатора такое напряжение, что ток в первичной обмотке будет равным номинальному;

Рисунок 6 – Схема исследования однофазного трансформатора в опыте короткого замыкания

· определить ток короткого замыкания во первичной обмотке I, напряжение короткого замыкания U на первичной обмотке, потери короткого замыкания Pк; данные занести в таб

Наши рекомендации