Лабораторная работа 3. Исследование электрических цепей трехфазного синусоидального тока при соединении нагрузки трехпроводной и четырехпроводной звездой
Цель работы: ознакомиться с трехфазными системами, измерением фазных и линейных токов и напряжений; изучить особенности симметричных и несимметричных режимов работы трехфазных цепей при соединении нагрузки трехпроводной и четырехпроводной звездой; выяснить роль нейтрального провода в четырехпроводной трехфазной системе; научиться строить векторные диаграммы напряжений и токов.
Подготовка к лабораторной работе
1. Изучить тему «Расчет и анализ электрических цепей трехфазного синусоидального тока при соединении нагрузки звездой», содержание данной лабораторной работы и быть готовым ответить на все контрольные вопросы к ней.
2. Начертить принципиальные схемы исследуемых цепей с подключенными измерительными приборами.
Порядок выполнения работы
1. Ознакомиться с лабораторной установкой (блок питания, блок резисторов, ключ для замыкания и размыкания участка цепи, измерительные приборы: амперметры, вольтметры).
2. Выяснить у преподавателя величины сопротивления резисторов, подключаемых в фазы нагрузки в симметричном режиме.
3. Собрать электрическую цепь (рисунок 3). Установить необходимые значения сопротивлений резисторов в фазах нагрузки. Пригласить преподавателя и предъявить ему для проверки собранную схему.
Рисунок 3 – Схема исследования соединения трехфазной нагрузки в звезду
4. В присутствии преподавателя включить питание электрической цепи.
5. Выполнить измерения для трехпроводной и четырехпроводной звезды:
· трехпроводная звезда ( ) – звезда без нейтрального (нулевого) провода, ключ разомкнут,
· четырехпроводная звезда ( ) – звезда с нейтральным (нулевым) проводом, ключ замкнут.
Результаты измерений записать в таблицу 11.
Таблица 11
Схема | UAB, В | UBC, В | UCA, В | UA, В | UB, В | UC, В | U0, В | Ia, А | Ib, А | Ic, А | I0, А | Режим |
- | симметричный | |||||||||||
- | ||||||||||||
- | несимметричный | |||||||||||
- | ||||||||||||
- | обрыв одной из фаз[2] | |||||||||||
- | ||||||||||||
- | короткое замыкание[3] |
6. Результаты измерений предъявить для проверки преподавателю.
Обработка результатов измерений
1. Для всех режимов (таблица 11) построить векторные диаграммы токов и напряжений в масштабе с указание масштаба. Сделать выводы о соотношении токов и напряжений в различных режимах.
2. Сделать ввод о роли нейтрального (нулевого) провода при соединении нагрузки звездой.
Содержание отчета
· наименование работы и цель работы;
· схему исследуемой цепи;
· таблицы с результатами опытов;
· расчетные соотношения;
· векторные диаграммы для всех опытов и объяснение их различий;
· выводы по работе.
Контрольные вопросы
1. Какое соединение потребителей называется звездой?
2. Каково соотношение между фазным и линейным напряжениями трехфазного источника питания при соединении его обмоток по схеме звезда?
3. Какое соотношение между фазными и линейными токами при соединении нагрузки в звезду?
4. Как определить величину тока в нейтральном проводе, если известны токи в фазах потребителя?
5. Для чего применяют нейтральный провод?
6. К каким зажимам следует подключить вольтметр, чтобы измерить фазное и линейное напряжение?
7. Какая трехфазная нагрузка называется симметричной?
8. Почему при несимметричной нагрузке обрыв нейтрального провода является аварийным режимом?