Никогда не пролетайте через центр спирали в потоке.
Идеальным входом в поток считается вход, когда другой пилот находится с противоположной стороны спирали. Пилот, входящий в спираль, должен видеть точку касания, по которой осуществляется вход в спираль. Наблюдения пилота за двумя или более полными оборотами при приближении к потоку помогут определить подходящую точку для входа и безопасно присоединится к спирали других пилотов.
Иногда присоединение к спирали происходит в момент, когда пилот, находящийся в спирали, находится близко к точке входа в спираль другого пилота. В этом случае приближающийся пилот должен крутить с обычной стороны, но дальше от центра, чтобы дать больше места первому пилоту для продолжения работы в установленной спирали. Входящий пилот должен крутить спираль с большим радиусом в том же направлении (см. рис.2) и ждать, когда появится свободное место рядом с другим пилотом, и ему можно будет присоединиться, сузив спираль. Естественно, что пилот, который уже находится в спирали, должен держать постоянный радиус, чтобы другой пилот мог оценить свое положение и присоединиться к ядру потока. Так делают ведущие пилоты для того, чтобы летать лучше и безопаснее.
Рис 2 – Избежание столкновения
Множество ядер
Очень часто множество ядер находятся в непосредственной близости друг от друга. Эта особенность является существенной проблемой при большом количестве пилотов в небе, т.к. с высотой ядра, как правило, сливаются вместе. В этом случае, когда при входе в поток обнаружено хорошее ядро, в какую сторону лучше поворачивать? При повороте в любую сторону есть свои преимущества и недостатки. Если поворачивать в той же спирали, которую выбрал другой пилот рядом, можно эту спираль затем расширить, когда приблизится другое ядро. С другой стороны, парапланы в спирали будут лететь навстречу друг другу в передней части при сближении ядер (см. Рис. 3).
Если входящий пилот решает поменять направление, вероятность лобового столкновения невелика, но пилот должен сделать полный обратный поворот, чтобы присоединится к другой спирали. Если другие пилоты присоединяются к новой спирали, такой поворот может привести к сильному непониманию и конфликтам. Поэтому, рекомендуется поворачивать в том же направлении, что и другие пилоты, которые работают в соседнем ядре.
Часто потоки могут пронизывать множество маленьких пузырей, которые быстро появляются и исчезают. Причиной этого может быть слабый прогрев, ветер и слой инверсии. Работа группы пилотов в таких условиях может привести к возникновению конфликтов. Проще говоря, безопасность основывается на обходительности и летном мастерстве. Если ядра потоков живут недолго, это не повод носиться как сумасшедшему от одного пилота к другому, который находится в ядре с лучшей скороподъемностью. Все это создает конфликтную ситуацию, и пилот, перемещающийся в неопределенном направлении, в конечном счете, потеряет ядро, а обойденные им пилоты или те, кто находился ниже, наберут высоту.
Лучше всего подождать, пока поднимающийся пилот определится, и войти в ядро. Таким образом, входящий пилот может удачно закрутить спираль и добиться лучшего подъема. Неловкое прохождение через группу пилотов, цепляясь за все, что поднимает, может разозлить других пилотов, и они могут не дать вам добиться цели. Помните, что слишком агрессивные пилоты, в конечном счете, психологически вредят сами себе.
В рваных потоках, все пилоты должны находиться в зоне подъема и позволять пилоту, который входит в поток, обкрутить его и набрать высоту. Таким образом, станет свободнее и у каждого появится шанс набрать высоту. Помните, в таких условиях все пилоты – ваши помощники на пути к цели. Чем слабее и реже подъем, тем больше вам потребуется других парапланов вокруг, чтобы изучить общую площадь для поиска потока. Если вы будете вытеснять остальных из потока, в итоге вы останетесь один в бесплодных поисках потока.
Рис 3 – множество ядер
Общие правила
Когда пилот работает в толпе, основным правилом является постоянная внимательность. Необходимо постоянно смотреть по сторонам во избежание столкновений. Не нужно волноваться о парапланах, которые находятся под вами. Сконцентрируйтесь на тех, которые находятся на вашем уровне, и следите за теми, кто находится немного ниже вас.
Второе важное правило: постарайтесь сделать предсказуемую, постоянную спираль. Постарайтесь удерживать постоянный радиус, не изменяя его, так, чтобы другие пилоты постоянно знали, куда вы сместитесь. Некоторые пилоты боятся, когда в воздухе становится больше пилотов, и начинают все больше и больше выполаживать спираль. Это приводит к тому, что уменьшается сила подъема, а также к еще большему столпотворению в воздухе, так как большее количество пилотов вынуждено оставаться на одном уровне. Постарайтесь сделать спираль как можно уже по отношению к ядру, чтобы обеспечить наибольшую скороподъемность, так, чтобы пилоты расположились вертикально, а не горизонтально.
Два пилота на одном уровне могут прекрасно работать в потоке с довольно большим креном. Чтобы сделать это, необходимо поддерживать постоянный крен и помнить, что до тех пор, пока вы не видите другого пилота, он находится выше вас или с противоположной стороны, и вы не можете столкнуться. Если вы будете выполаживаться, это может привести к столкновению. Три пилота могут также работать вместе в одном потоке, при условии, что каждый стоит в постоянной спирали, и поток достаточно мягкий. Четыре пилота это уже много для эффективной обработки большинства ядер.
Будьте осторожны, когда видите, как другой пилот крутит спираль вокруг вашей спирали. Вам может показаться, что другой пилот крутит более полого, чем вы. Не следует доверять своим ощущениям и выполаживать спираль, вы можете столкнуться. Единственный способ определить, кто крутит более пологую спираль, это увидеть, кто над кем поднимается. Если вы поднимаетесь над другими пилотами, то вы стоите в большем крене, и наоборот.
Многие пилоты используют технику быстрого изменения поворотов, при входе в поток. Такое поведение считается слишком агрессивным и может быть наказано последующим штрафом. Ни один из пилотов не имеет права подвергать опасности окружающих для собственной выгоды. Пилоты должны изучать правила работы в потоках, термическую активность в доступной литературе.