Методы непосредственной оценки и методы сравнения
Непосредственная оценка. При применении данного метода значение нужной величины вычисляют по шкале прибора (тока — по амперметру, напряжения — по вольтметру и пр.). Он довольно прост, но не отличается сравнительно высокой точностью.
Сравнения. Состоит в том, что величина, которая измеряться, сравнивается с величиной, воспроизводимой мерой. Он обеспечивает точность, большую, чем метод непосредственной оценки, но процесс измерения значительно усложняется. У метода сравнения есть несколько разновидностей: дифференциальной, нулевой и замещения.
При нулевом методе стараются свести влияние на измерительное устройство измеряемых величин до нуля. Пример — с помощью уравновешенного моста для измерения электрического сопротивления.
Погрешность абсолютная А — это разность между фактическим значением шкалы прибора А и действительным значением измеряемой величины АД:
Погрешность относительная — это отношение погрешности абсолютной ∆ к фактическому значению измеряемой величины А. Выражается она в процентах:
Погрешность приведенная — представляет собой ничто иное как отношение абсолютной погрешности ∆ к нормирующему значению АN измеряемой величины:
Обычно нормирующее значение принято принимать равным верхнему пределу измерения для прибора.
Погрешности бывают: систематические и случайные
Погрешность систематическая. Она остается постоянной, но может и меняться по любому, но определенному закону. Значение ее всегда учитывается путем введения соответствующих поправок, для минимизации влияние погрешностей.
Погрешность случайная.Она появляется непредсказуемо и изменяется по случайному закону. Их нельзя исключить, но можно систематизировать и минимизировать их влияние произведя несколько измерений.
Также на появление погрешностей производит влияние и условия эксплуатации приборов. Поэтому, погрешности могут быть двух видов: основная и дополнительная.
Погрешность основная. Она появляется на измерительных приборах, которые находятся в нормальных условиях эксплуатации (атмосферное давление, влажность, температура внешней среды, напряжение и пр.).
Погрешность дополнительная. Она происходит тогда, когда устройство не эксплуатируется в нормальных условиях.
Уровень точности приборов характеризуется классом точности. Для электроизмерительных приборов установлены такие классы точности как: 0,05; 0,1; 0,2; 0,5; 1,0; 1,5; 2,5 и 4.
Цифры эти указывают указывают основную приведенную погрешность γ, которая показывается в процентах. Абсолютная ∆ и относительная δ погрешности могут быть представлены в таком виде:
Из данной статьи можно сделать вывод, что при измерении электрических величин следует учитывать класс точности прибора и условия окружающей среды. Для более высокой точности измерений необходимо использовати различные методы измерений. Для исключения влияния случайных факторов нужно провести одно и тоже измерение несколько раз.
№14