Общие сведения об электрических схемах электровоза 2ЭЛ4.
Технические данные
Номинальное напряжение, В 3000
Формула ходовой части 2(20-20)
Колея, мм 1520
Номинальная нагрузка от оси на рельсы, кН(тс) 235 (24,0)
Мощность часового режима на валах тяговых двигателей,
кВт, не менее 6200
Скорость часового режима, км/ч , не менее 50
Конструкционная скорость, км/ч 120
Масса электровоза с 0,67 запаса песка, т 192
Электрическое торможение рекуперативное,
реостатное
Мощность электрического тормоза на валах
тяговых двигателей, кВт, не менее:
рекуперативного 4500
реостатного 3500
Номинальная длина электровоза по осям автосцепок, мм 35004
Передаточное отношение зубчатой передачи 88/27
Запуск электровоза.
В шкафах питания U3 (в тамбурах) установить пакетные переключатели SA1, SA2 (выключатели АБ) в положение НОРМАЛЬНО. Включить SА5 ВКЛЮЧЕНИЕ ШП (шкаф питания).
В кабине, из которой будет вестись управление, повернуть рукоятку блокировки SQ1 в рабочее положение и разблокировать с помощью ключа (КУ) выключатели на пульте машиниста.
Если давление воздуха в главных резервуарах выше 0,35 МПа (3,5 кгс/см ) включить выключатель МПСУ блока выключателей S20 на пульте машиниста. Включением выключателя ТОКОПРИЕМНИК ПЕРЕДНИЙ или ТОКОПРИЕМНИК ЗАДНИЙ блока выключателей S20 поднять токоприемник. Включить выключатель БВ. Кратковременным (в течение 2 – 3 с) включением выключателя ВОЗВРАТ ЗАЩИТЫ включить быстродействующий выключатель.
О включении быстродействующего выключателя свидетельствует погасание индикаторов БВ. По показаниям вольтметра PV1 убедиться в наличии напряжения в контактной сети.
Если давление воздуха в главных резервуарах ниже 0,35 МПа (3,5 кгс/см ) для обеспечения подъема токоприемника и включения быстродействующего выключателя выполнить следующую подготовку:
- при отсутствии сжатого воздуха в запасном резервуаре РС4 другой секции и температуре окружающей среды выше 0 ºС включить вспомогательный компрессор тумблером S25, который находится на пневмопанели, КОМПРЕССОР ТОКОПРИЕМНИКА. Когда давление в цепи управления токоприемником достигнет 0,3 МПа (3,0 кгс/см ) поднять токоприемник и включить быстродействующий выключатель, как указано выше.
Проверить по измерительным приборам шкафа питания U3, что аккумуляторная батарея включилась на подзаряд, а напряжение цепей управления составляет 110 В 5 В.
Включением выключателей ПСН и КОМПРЕССОРЫ запустить электродвигатель главного компрессора. Включение контакторов, с помощью которых подается напряжение к электродвигателям компрессоров, сигнализируется погасанием индикатора ДМК. Продувку главных воздушных резервуаров РС1 – РС3 и маслоотделителя М01 производить включением клапанов продувки У21, У22, У23, У24 управление которыми осуществляется путем последовательного включения выключателей S101 РЕЗЕРВУАР 1, S102 РЕЗЕРВУАР 2, S103 РЕЗЕРВУАР 3, S104 МАСЛООТДЕЛИТЕЛЬ на пульте машиниста, но не реже, чем через каждые 3 часа.
Произвести запуск электродвигателей вентиляторов путем включения выключателей ВЕНТИЛЯТОРЫ.
Включить АЛСН.
Включить радиостанцию.
Включить тумблер ПЕСОК АВТОМАТИЧЕСКИ.
Включение прожектора, буферных фонарей, освещения, обогрева кабины звуковых сигналов осуществлять при необходимости.
В зимних условиях принять ряд дополнительных мер:
- при температуре окружающего воздуха в кабине ниже 0 С включение аппаратуры МПСУ производить только после предварительного обогрева кабины;
- при температуре окружающего воздуха минус 20 С и ниже перед запуском электродвигателя вспомогательного компрессора провернуть его вал на 3 – 5 оборотов вручную;
- за 30 мин до запуска электродвигателя главного компрессора при температуре воздуха ниже минус 5 С включить выключателем SF9 ОБОГРЕВ КОМПРЕССОРА обогреватель картера компрессора; если запуск электродвигателя все-таки затруднен, рекомендуется повернуть его вал на 2 – 3 оборота вручную. После запуска компрессоров электронагреватели отключить;
- включение подогрева МПСУ осуществлять при температуре воздуха ниже минус 40 С и отключать при температуре выше 0 С.
2 При работе электровоза должен быть поднят задний по ходу движения токоприемник.
Режим управления тягой.
Монтаж электрический
Все основное электрооборудование размещено в блоках и на панелях.
В блоках № 1, 4, 7 и 8 в соответствии с рисунками 6, 7, 8 и 9 установлена силовая и коммутационная аппаратура цепей тяговых двигателей.
В блоках № 2, 5 и 6 в соответствии с рисунками 10, 11, 12 и 13, 14 смонтирована аппаратура вспомогательных цепей и защитная аппаратура.
В блоке № 3, в соответствии с рисунком 15, смонтирована аппаратура цепей управления.
Технические данные
Номинальное напряжение, В 3000
Формула ходовой части 2(20-20)
Колея, мм 1520
Номинальная нагрузка от оси на рельсы, кН(тс) 235 (24,0)
Мощность часового режима на валах тяговых двигателей,
кВт, не менее 6200
Скорость часового режима, км/ч , не менее 50
Конструкционная скорость, км/ч 120
Масса электровоза с 0,67 запаса песка, т 192
Электрическое торможение рекуперативное,
реостатное
Мощность электрического тормоза на валах
тяговых двигателей, кВт, не менее:
рекуперативного 4500
реостатного 3500
Номинальная длина электровоза по осям автосцепок, мм 35004
Передаточное отношение зубчатой передачи 88/27
Запуск электровоза.
В шкафах питания U3 (в тамбурах) установить пакетные переключатели SA1, SA2 (выключатели АБ) в положение НОРМАЛЬНО. Включить SА5 ВКЛЮЧЕНИЕ ШП (шкаф питания).
В кабине, из которой будет вестись управление, повернуть рукоятку блокировки SQ1 в рабочее положение и разблокировать с помощью ключа (КУ) выключатели на пульте машиниста.
Если давление воздуха в главных резервуарах выше 0,35 МПа (3,5 кгс/см ) включить выключатель МПСУ блока выключателей S20 на пульте машиниста. Включением выключателя ТОКОПРИЕМНИК ПЕРЕДНИЙ или ТОКОПРИЕМНИК ЗАДНИЙ блока выключателей S20 поднять токоприемник. Включить выключатель БВ. Кратковременным (в течение 2 – 3 с) включением выключателя ВОЗВРАТ ЗАЩИТЫ включить быстродействующий выключатель.
О включении быстродействующего выключателя свидетельствует погасание индикаторов БВ. По показаниям вольтметра PV1 убедиться в наличии напряжения в контактной сети.
Если давление воздуха в главных резервуарах ниже 0,35 МПа (3,5 кгс/см ) для обеспечения подъема токоприемника и включения быстродействующего выключателя выполнить следующую подготовку:
- при отсутствии сжатого воздуха в запасном резервуаре РС4 другой секции и температуре окружающей среды выше 0 ºС включить вспомогательный компрессор тумблером S25, который находится на пневмопанели, КОМПРЕССОР ТОКОПРИЕМНИКА. Когда давление в цепи управления токоприемником достигнет 0,3 МПа (3,0 кгс/см ) поднять токоприемник и включить быстродействующий выключатель, как указано выше.
Проверить по измерительным приборам шкафа питания U3, что аккумуляторная батарея включилась на подзаряд, а напряжение цепей управления составляет 110 В 5 В.
Включением выключателей ПСН и КОМПРЕССОРЫ запустить электродвигатель главного компрессора. Включение контакторов, с помощью которых подается напряжение к электродвигателям компрессоров, сигнализируется погасанием индикатора ДМК. Продувку главных воздушных резервуаров РС1 – РС3 и маслоотделителя М01 производить включением клапанов продувки У21, У22, У23, У24 управление которыми осуществляется путем последовательного включения выключателей S101 РЕЗЕРВУАР 1, S102 РЕЗЕРВУАР 2, S103 РЕЗЕРВУАР 3, S104 МАСЛООТДЕЛИТЕЛЬ на пульте машиниста, но не реже, чем через каждые 3 часа.
Произвести запуск электродвигателей вентиляторов путем включения выключателей ВЕНТИЛЯТОРЫ.
Включить АЛСН.
Включить радиостанцию.
Включить тумблер ПЕСОК АВТОМАТИЧЕСКИ.
Включение прожектора, буферных фонарей, освещения, обогрева кабины звуковых сигналов осуществлять при необходимости.
В зимних условиях принять ряд дополнительных мер:
- при температуре окружающего воздуха в кабине ниже 0 С включение аппаратуры МПСУ производить только после предварительного обогрева кабины;
- при температуре окружающего воздуха минус 20 С и ниже перед запуском электродвигателя вспомогательного компрессора провернуть его вал на 3 – 5 оборотов вручную;
- за 30 мин до запуска электродвигателя главного компрессора при температуре воздуха ниже минус 5 С включить выключателем SF9 ОБОГРЕВ КОМПРЕССОРА обогреватель картера компрессора; если запуск электродвигателя все-таки затруднен, рекомендуется повернуть его вал на 2 – 3 оборота вручную. После запуска компрессоров электронагреватели отключить;
- включение подогрева МПСУ осуществлять при температуре воздуха ниже минус 40 С и отключать при температуре выше 0 С.
2 При работе электровоза должен быть поднят задний по ходу движения токоприемник.
Общие сведения об электрических схемах электровоза 2ЭЛ4.
Электрическая схема электровоза условно разделена на следующие части:
-схема силовых цепей, состоящая из цепи токоприёмников и цепи тяговых двигателей.
-схема вспомогательных цепей, состоящая из цепей преобразователя ПСН (U1), вспомогательных машин, обогревателей и других устройств, питающихся от преобразователя ПСН (U1).
-схема цепей управления в соответствии.
3.3 Провода обозначенные:
-буквой “В” с цифрой (В1, В2 и т.д.) относятся к высоковольтным цепям с напряжением 3 кВ;
-буквой “C” с цифрой (С1, С2 и т.д.) относятся к цепям собственных нужд и к цепям управления, напряжение которых превышает 42 В переменного тока;
-буквой “Н” с цифрой (Н1, Н2 и т. д.) относятся к цепям управления;
-буквой “Э” с цифрой (Э1, Э2 и т. д.) относятся к межэлектровозным цепям;
-буквой “G” соединяют оборудование (корпусы, магнитопроводы и др.) с кузовом электровоза;
-буквой “Л” с цифрой (Л1, Л2 и т. д.) относятся к цепям системы безопасности;
-буквой “Т” с цифрой (Т1, Т2 и т. д.) относятся к цепям тормозного оборудования;
-буквой “П” с цифрой (П1, П2 и т. д.) относятся к цепям пожарной сигнализации;
-буквой “А” с цифрой (А1, А2 и т. д.) относятся к цепям автоматики.
3.15 На электровозе впервые применены следующие основные узлы и аппараты:
- преобразователь ПСН-235 (U1);
- преобразователь возбуждения ПВ-252 (U15, U25);
- токоприемник ТАсС-16А (ХА1);
- выключатель быстродействующий UR26 (QF1);
- выключатель быстродействующий токоограничивающий ВБТ-22 (QF11, QF21);
- контактор КВ1 (КМ14…КМ17, КМ64…КМ67);
- пускатель ПМ12 (КМ68, КМ69);
- счетчик электрической энергии постоянного тока СКВТ-Ф610 (PJ1).
Графическое изображение аппаратов на схеме такое же, как и на схеме ВЛ8. Но буквенные обозначения приведены к общеевропейскому стандарту. Аппараты обозначаются одной или двумя буквами с цифрами.
Если первая буква Q- выключатели и разъединители в силовых цепях.
А значит QF – выключатель автоматический, QS – разъединитель.
Например: QF-1 –БВ, QS1 – крышевой разъединитель.
Первая – Х – контактные соединения. ХА1 – токоприемник первый. Х 3 – межкузовное соединение (разъем).
Питание на тяговые электродвигатели М1-М4 подается напряжением 3000 В постоянного тока непосредственно из контактной сети.
Защита цепей тяговых электродвигателей от токов короткого замыкания осуществляется с помощью быстродействующего выключателя QF1, от замыканий на корпус – с помощью реле дифференциальной защиты КА1.
Кулачковые переключатели QP1, QP2 обеспечивают изменение направления тока в обмотках якорей тяговых электродвигателей для изменения направления движения электровоза.
Кулачковый переключатель QT1, предназначен для переключения схемы электровоза из режима тяги в режим электрического торможения и обратно.
Кулачковый переключатель Q1 предназначен для отключения цепи независимого возбуждения тяговых электродвигателей.
Кулачковые переключатели Q11, Q21 предназначены для отключения неисправной пары тяговых электродвигателей.
Пускотормозные резисторы R10, R11, R20, R21 служат для ограничения и регулирования тока тяговых двигателей электровоза.
Электродвигатели М11, М12, М21, М22 предназначены для привода вентиляторов, обдувающих, соответственно, пускотормозные резисторы R10, R11, R20, R21.
Датчики напряжения TV12, TV13, TV22, TV23 подключены к обмоткам якорей тяговых электродвигателей через сопротивления R12.1, R12.2, R22.1, R22.2 и обеспечивает контроль напряжения на якорях тяговых электродвигателей.
После полного выведения из цепи тяговых электродвигателей пускотормозных резисторов R10, R11, R20, R21 дальнейшее увеличение скорости электровоза достигается ослаблением возбуждения тяговых электродвигателей путем шунтирования обмоток возбуждения резисторами R14, R24 и последовательно соединенными с ними индуктивными шунтами L11, L21. Индуктивные шунты предназначены для снижения бросков тока и облегчения условий коммутации тяговых электродвигателей при колебаниях напряжения в контактной сети или его восстановления после кратковременного снятия.
Предусмотрено четыре ступени ослабления возбуждения:
- первая ступень 79% (включены К41, К51);
- вторая ступень 64% (включены К41, К42, К51, К52);
- третья ступень 52% (включены К41-К43, К51-К53);
- четвертая ступень 43% (включены К41-К44, К51-К54).
Ток якорей тяговых двигателей измеряется амперметром РА1, а ток возбуждения амперметром РА2, подключенными соответственно к измерительным шунтам RS1 и RS2. Амперметры установлены в кабине.
Реостатные контакторы К1-К7, К21-К27 служат для закорачивания секций блоков пускотормозных резисторов R10, R11, R20, R21.
Линейные контакторы К8-К20, К28-К36 служат для обеспечения перевода электровоза из режима тяги в режим реостатного торможения, а так же для перевода тяговых двигателей с одного соединения на другое.
Панели диодов U12, U22 предназначены для переключения тяговых двигателей в тяговом режиме с одного соединения на другое без разбора силовой схемы.
Преобразователи U15, U25 предназначены для питания обмоток возбуждения тяговых электродвигателей М1, М2 и М3, М4, соответственно:
Проверка в режиме тяги:
- убедиться в том, что в кабине, из которой будет осуществляться управление, тумблеры S33, S34 находятся в соответствующем положении, выключатель АВТОМАТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ блока выключателей S20 включен;
- включить выключатель МПСУ блока выключателей S20;
- установить реверсивную рукоятку контроллера машиниста в положение ВПЕРЁД, рукояткой скорости задать скорость 10 км/ч, ориентируясь по значению V зад. на экране блока индикации А78;
- установить главной рукояткой контроллера машиниста SM1 ток перехода с позиции на позицию;
- убедиться, что по мере разгона ток тяговых двигателей поддерживается на заданном уровне до достижения заданной скорости;
- проверить, что при возврате рукоятки скорости контроллера в нулевое положение ток тяговых двигателей снижается до нуля;
- возвратить главную рукоятку в нулевое положение и установить выключатель АВТОМАТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ блока выключателей S20 в положение выключено.
Примечание: Проверку в режиме тяги провести для двух положений тумблера S38 «НВ/ПВ»: «НВ» - независимое возбуждение и «ПВ» - последовательное возбуждение. Также произвести проверку в ручном режиме на последовательном возбуждении тяговых двигателей, когда выключатель «автоматическое регулирование» блока выключателей S20 выключен, а тумблер S38 находится в положении «ПВ». При этом набор позиций осуществляется вручную джойстиком-манипулятором S32 «позиции» на пульте машиниста.
Проверка в режиме электрического торможения (на стоянке):
затормозить электровоз ручным тормозом;
- установить выключатель АВТОМАТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ блока выключателей S20 в положение выключено;
- при нулевых положениях главной рукоятки и рукоятки скорости установить реверсивную рукоятку в положение «вперёд»;
- установить главную рукоятку контроллера машиниста в положение ПТ и, меняя положение задатчика скорости проверить, что ток возбуждения меняет своё значение по показанию килоамперметра и блока индикации.
Примечание: проверку произвести для двух положений тумблера S37 «рекуперация/реостат», в конце проверки затормозить прямодействующим тормозом и убедиться, что при давлении воздуха в ТЦ более 1,4 кгс/см2, схема электрического торможения разбирается и включается пневматическое торможение с давлением в воздуха порядка 2 ксг/см2.
Выполнив вышеописанную подготовку электровоза к работе и убедившись в его исправности, машинист может привести электровоз в движение.