Назначение и обозначение основных аппаратов электровоза в схемах электрических цепей
НАЗНАЧЕНИЕ И ОБОЗНАЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ АППАРАТОВ ЭЛЕКТРОВОЗА В СХЕМАХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ
Электровозы ВЛ-10 выпускались электровозостроительными заводами Тбилисским (ТЭВЗ) и Новочеркасским (НЭВЗ). Электровоз ВЛ-10 является электровозом, состоящим из двух неавтономных секций (кузовов). При сборе большинства электрических цепей участвуют одинаковые аппараты обоих кузовов. Поэтому для их различия к обозначениям аппаратов кузова № 1 добавляется цифра 1, а аппаратов кузова № 2 - цифра 2.
1-1, 1-2, 2-1, 2-2, 3-1, 3-2, 4-1, 17-2 — линейные контакторы.
5-1, 5-2, 6-1, 6-2, 7-1, 7-2, 10-1, 10-2, 11-1, 11-2, 12-1, 12-2 — реостатные контакторы.
8-1, 8-2 — уравнительные контакторы параллельного соединения тяговых электродвигателей,
13-1, 13-2, 14-1, 14-2, 15-1, 15-2, 213-1, 213 -2, 214-1, 214-2, 215-1,
215-2 — контакторы ослабления возбуждения.
18-1, 18-2, 19-1, 19-2 — контакторы, подключающие обмотки возбуждения тяговых электродвигателей к зажимам генераторов преобразователей в режим рекуперативного торможения.
20-2 –уравнительный контактор последовательно-паралельного соединения тяговых двигателей.
21-1 – Дроссель для сглаживания радиопомех.
22-1, 23-1, 24-1,25-1, 26-1, 27-1 – контакторные элементы первого группового переключателя ПКГ 1 (КСП1), переключающие тяговые электродвигатели первого кузова из «СП» в «П» соединение. Кулачковый вал ПКГ1 имеет два положения. Первое положение «С-СП», второе «П». Нормальным положением в схеме является положение «С-СП».
30-0, 31-0, 32-0, 33-0 — контакторные элементы общего ПКГ (КСП-0) переключающие тяговые электродвигатели обоих кузовов из «С» в «СП» соединение. Кулачковый вал ПКГ-0 имеет два положения. Первое положение «С», второе – «СП-П». Нормальным положением в схеме является положение «С».
37-1 — высоковольтный предохранитель вольтметров контактной сети, исключающий их взрыв при перекрытии по кожуху резистора Р53-Р54. Устанавливается на электровозах с № 1688.
39-2 — заземляющая шина высоковольтных вспомогательных цепей второго кузова.
40-1, 40-2 — контакторы электродвигателей преобразователей.
41-1, 41-2 — контакторы электродвигателей мотор-компрессоров.
42-1, 42-2 — контакторы электродвигателей мотор-вентиляторов.
43-1, 43-2, 44-2 — контакторы электропечей.
45-1, 45-2 — токоприёмники.
46-1, 46-2 — разъединители заземления.
48-2 — вилитовый разрядник.
49-1, 50-1 — розетки для ввода электровоза в дело под низким напряжением.
51-1 — быстродействующий выключатель БВ-1 для защиты силовой цепи тяговых электродвигателей от токов к.з.
Ток уставки 3100 + 100/- 50 А.
52-1 — дифференциальное реле тяговых электродвигателей.
Ток небаланса 100 А.
53-2 — аппарат для защиты высоковольтных вспомогательных цепей от токов к.з.:
- БВ-2 типа БВЗ-2. Ток уставки при к.з. 50 А, а при перегрузке — 300 А. Управляется кнопками «Включение БВ-2» и «Отключение БВ-2». Дифференциальное реле вспомогательных машин 54-1 на электровозах, оборудованных БВ-2 этого типа не устанавливается. БВ типа БВЗ-2 устанавливается взамен БВ типа БВЭ-ЦНИИ с № 459 (ТЭВЗа) и взамен КВЦ с № 1011 (НЭВЗа).
- КВЦ типа МК-101 – контактор вспомогательных цепей. Он представляет из себя электромагнитный контактор вертикального типа. Выключается под воздействием дифференциального реле 54-1. На случай не размыкания контактов при к.з. дополняется высоковольтными предохранителями типа ВПК-6 / 100 в схеме – 35-2. Управляется кнопками «КВЦ» и «Возврат «КВЦ».
- БВ-2 типа БВЭ-ЦНИИ. Ток уставки 400 + 80 / - 50 А. Управляется одной кнопкой «БВ-2». Устанавливается на электровозах, выпускаемых ТЭВЗом. В настоящее время в эксплуатации находится ограниченное количество БВ-2 этого типа.
54-1 — дифференциальное реле высоковольтной вспомогательной цепи.
Ток небаланса 50 А.
55-1, 55-2 — контактор пусковой панели электродвигателя преобразователя. Включается при снижении пускового тока до 20 А.
56-1, 56-2 — контактор пусковой панели электродвигателя мотор- вентилятора. Включается при снижении пускового тока до 25 А.
57-1, 57-2 — реле перегрузки электродвигателя преобразователя.
Ток уставки 50 А.
58-1 — шинный разъединитель для ввода электровоза в депо под низким напряжением. Установлен на отключателей тяговых электродвигателей первого кузова (крайний одинарный нож справа).
59- 1 - переключатель вентиляторов.
60.1, 60-2 — вольтметры контактной сети.
62-1, 62-2 - реле рекуперации.
63-1 — реле низкого напряжения. Напряжение включения 2700 В. Напряжение отключения 1900 В.
64-1 — реле повышенного напряжения. Напряжение включения 4000 В.
65-1, 65-2, 66-1, 66-2 — реле перегрузки тяговых электродвигателей Ток уставки 750+1 / - 30 А.
67-2 — электродвигатель вспомогательного компрессора.
68-1, 68-2, 69-1, 69-2 — шунты амперметров на пультах машиниста.
71-1, 71-2, 72-1, 72-2 —индуктивные шунты силовой цепи тяговых электродвигателей.
73-2 — низковольтный электромагнитный контактор для образования цепи независимых обмоток генераторов преобразователей.
74-1 — низковольтный контактор для образования цепи независимых обмоток генераторов преобразователей.
75-2 — контактор для включения обогрева клапанов продувки главных резервуаров. Устанавливается на электровозах НЭВЗа с № 780.
76-1 — низковольтный контактор буферной защиты от перегрузки тяговых электродвигателей.
77-2 — панель управления.
78-2 — аккумуляторная батарея.
79-1, 80-2 — выключатель управления с предохранителем на 45 А.
81-1, 81-2 — щиток КУ пульта машиниста.
83-1 — щиток КУ параллельной работы (ЩПР).
84-1, 85-2 — щиток КУ пульта помощника машиниста.
86-1, 86-2 — розетки вентиляторов для обдува окон.
87-1 — выключатель управления пневматический (ВУП) для разбора схемы рекуперативного торможения при создании в тормозных цилиндрах электровоза давления сжатого воздуха более 1,3-1,5 кг/см2. Установлен с электровоза № 1825 (с № 1451- НЭВЗа).
88-1 — выключатель управления пневматический (ВУП) для разбора схемы рекуперативного торможения при снижении давления в тормозной магистрали до 2,7-2,9 кг/см2.
89-1, 89-2 — электропневматический клапан противоразгрузочного устройства (ПРУ).
90-1 — регулятор давления мотор-компрессора.
93-1 94-1 — электропневматические клапаны токоприёмников.
95-1, 96-2 — контроллеры машиниста.
97-1, 98-2 реверсоры. Кулачковые валы имеют два положения. Первое положение «Вперёд» (Вп), второе — «Назад» (Наз). Нормальное положение в схеме положение «Вперёд». Катушки этого положения в схеме обозначаются «Вперед- 1», «Вперед II» а блокировки — «Вп-1» и «Вп-II». Кулачковые валы реверсоров обоих кузовов, в отличие от реверсоров электровоза ВЛ-11 располагаются гладкой стороной вверх.
99-1, 100-2 — тормозные переключатели. Кулачковые валы имеют два положения. Первое положение «Моторный» («М»), второе — «Тормозной» («Т»). Нормальное положение в схеме положение «Моторный» («М»). Катушки и блокировки этого положения в схеме обозначаются «ТКI-М» и «ТКII-М». Кулачковые валы тормозных переключателей обоих кузовов располагаются кулачками вверх.
101 -1,101-2 — контакторы, включающие в режиме рекуперативного торможения на «С» и «СП» соединениях в цепь тяговых электродвигателей уравнительные резисторы Р46-Р47 и Р70-Р71.
102-1, 103-1 — реле промежуточные, соединяющие с «корпусом» катушки вентилей угловых реостатных контакторов в режиме рекуперативного торможения.
102-2, 103-2 — реле промежуточные. Установлены на электровозах с противобоксовочной защитой УПБЗ. При боксовании тяговых электродвигателей на «СП» соединении выключают часть реостатных контакторов с целью введения в цепь этих электродвигателей на момент боксования часть пускового резистора.
105-2— реле контроля защиты (РКЗ). Контролирует исправность силовой катушки вентиля защиты 205-2.
106-1 — панель заземления счетчиков электрической энергии.
108-1, 109-2, 110-1, 111-2 — электропневматические клапаны песочницы.
112-1, 113-2 — электропневматические клапаны свистков большой громкости (тифонов). При нажатии кнопки «Сигнал» работают свистки обоих кузовов.
114-1, 115.2 — электропневматические клапаны свистков малой громкости.
116-2 — щиток КУ для проверки секвенции (щиток безопасности). Расположен в высоковольтной камере № 2 и заблокирован ключом КУ. Для проверки секвенции ключом КУ блокируется щиток КУ на пульте машиниста, ключ вынимается и при помощи его разблокируется щиток 116-2. Для проверки секвенции на этом щитке включаются БВ-1, БВ-2 и выбирают позиции контроллером машиниста из кабины управления. Таким образом, этот щиток исключает подъём токоприёмников из этой кабины.
117-1 — ножевой отключатель тяговых электродвигателей первого кузова («ОДI»). Для отключения 1-2 тяговых электродвигателей переключаются в нижнее положение двойные ножи ОД1-2, ОД-2 и одинарный нож ОД-1, рукоятки которых соединены текстолитовыми планками. Для отключения 3-4 тяговых электродвигателей — двойные ножи ОД-2 и ОДЗ-4, рукоятки которых сблокированы таким же образом.
Блокировки ОДI изменяют свое положение при отключении любой пары электродвигателей на этом ОД.
118-2 — ножевой отключатель тяговых электродвигателей второго кузова (ОДII). Для отключения 5-6 тяговых электродвигателей переключаются в нижнее положение ножи ОД5-6, а 7-8 тяговых электродвигателей — ножи ОД7-8.
Блокировки ОДII изменяют свое положение при переключении любой пары электродвигателей на этом ОД, а блокировки ОД7-8 — только при переключении ножей ОД7-8.
122-1, 122-2 — клапаны электроблокировочные. На третьей позиции тормозной рукоятки при сборе схемы рекуперативного торможения отсоединяют тормозные цилиндры от воздухораспределителя и соединяют их с атмосферой, исключая тем сам применение на электровозе двух видов торможения.
123-1,123-2 — электропневматические клапаны замещения (срыва рекуперации). Наполняют тормозные цилиндры сжатым воздухом до давления 2-2,5 кг/см2 при срыве рекуперации.
124-2 — уравнительный контактор противобоксовочной схемы УПБЗ, включающиеся при боксовании на «СП» соединении.
124-1,125-1,125-2 — уравнительные контакторы противобоксовочной схемы УПБЗ, включающиеся при боксовании на «П» соединении. Как и контактор 124-2, устанавливаются на электровозах ТЭВЗа с № 1710, а НЭВЗа—с № 1131.
127-2 — низковольтный электромагнитный контактор панели управления. Включается при включении аккумуляторной батареи. Своими блокировочными контактами подключает катушки регулятора напряжения типа СРН-7У к якорю генератора управления, что исключает бросок напряжения на его зажимах при запуске мотор-вентиляторов до замыкания реле обратного тока (РОТ). Его главные контакты в проводах К51-Н92 при этом закорачивают балластный резистор цепей управления Р141-Р144.
При запуске мотор-вентиляторов, после замыкания контактов РОТ, выключается и своими главными контактами в проводах К51-Н80 подключает катушки регулятора напряжения параллельно цепям управления с целью стабилизации их напряжения в пределах 48-50 В.
128-1, 128-2, 129-1, 129-2, 130-1, 130-2, 131-1, 131-2, 132-1, 132-2, 133-1,
133-2— электронагревательные печи.
134-1 — реле времени с выдержкой на отпадание якоря 9-15 сек. В режиме рекуперативного торможения, при срабатывании реле максимального напряжения 64-1,если машинист не примет меры к снижению напряжения на тяговых электродвигателях, по истечении этого времени при помощи промежуточного реле 279-1 выключает мотор-вентиляторы, БК и БВ.
140-1 — элемент обогрева бака с водой санузла.
141-1, 141-2 — выключатель «Прожектор яркий свет».
143-1, 144-1, 145-1, 145-2 — реле боксования или контрольные органы датчиков боксования на электровозах с противобоксовочной защитой ПБЗ или УПБЗ.
147-1, 147-2, 149-1,149-2 — амперметры на пультах машиниста.
152-1, 153-2, 154-1, 155-2 — посты кнопочные на пультах машиниста и помощника машиниста.
56-1 — конденсатор. Совместно с дросселем 21-1 сглаживает радиопомехи, возникающие при токосъёме между полозом токоприёмника и контактным проводом.
157-1,157-2, 158-1, 158-2 — низковольтные вентиляторы обогрева окон.
160-1, 160-2 — электропневматический регулятор давления ПРУ типа РД-012. Автоматически регулирует давление сжатого воздуха в цилиндрах этого устройства в зависимости от силы тока тяговых электродвигателей.
161-1, 162-2 — плитки электрические.
163-2 — на электровозах с КВЦ промежуточное реле для его включения. На электровозах с БВ-2 — низковольтный электромагнитный контактор.
170-1 — промежуточное реле БК. Сигнализирует о положении БК. В режиме рекуперативного торможения разбирает цепь возбуждения тяговых электродвигателей.
176-2 — низковольтный электромагнитный контактор. При максимальной нагрузке в цепях управления (режим рекуперативного торможения, включенный прожектор) закорачивает часть (Р143-Р144) балластного резистора Р141-Р144 панели управления с целью уменьшения напряжения на зажимах генератора управления.
198-1, 198- 2 — пакетные выключатели освещения высоковольтных камер.
199-1,199-2 — пакетные выключатели освещения машинных отделений.
205-2 - вентиль защиты. При подаче питания на его низковольтную катушку блокируются двери высоковольтных камер и крышевые люки, а на высоковольтную — исключается вход в высоковольтные камеры и подъём на крышу электровоза в том случае, если при опускании токоприёмников они не опустились или вместе с их полозами опустился пережжённый контактный провод.
277-1 — счётчик, фиксирующий отключения БВ.
278-1 — реле времени в цепи счётчика отключений БВ. Создаёт цепь на его катушку в течение 2-З секунд, исключая его ложные срабатывания.
278-2 — реле времени. Устанавливается на электровозах с БВ-2 типа
БВЭ-ЦНИИ. Обеспечивает его полуавтоматическое включение.
279-1 — реле промежуточное, срабатывающее по «команде» реле времени 134-1 (см. назначение реле 134-1).
290-1, 290-2 — блокировка тормозов усл. № 367.
295-1— панель диодов. Устанавливается в высоковольтной цепи электродвигателей мотор-вентиляторов на электровозах с быстродействующими контакторами типа БК-2Б. Исключает повторное срабатывание этих БК при генераторном токе электродвигателей мотор вентиляторов.
296-1, 296-2, 297-1, 297-2 — панели диодов для катушек реле боксования.
300-1,300-2 — контакторы, включающие в режиме рекуперативного торможения на «П» соединении в цепь тяговых электродвигателей уравнительные резисторы Р46-Р47 и Р70-Р71
301-1 — счётчик электрической энергии, фиксирующий её расход в обоих режимах работы электровозов (общий).
302-1, 302-3, 303-1,303-1 — быстродействующие контакторы (БК) типа БК-2Б или БК-78Т (с № 1682 ТЭВЗа и с № 1308 НЭВЗа) для защиты тяговых электродвигателей от токов короткого замыкания в режиме рекуперативного торможения.
310-1 — счётчик электрической энергии, фиксирующий электроэнергию, выработанную тяговыми электродвигателями в режиме рекуперативного торможения.
320-1, 320-2 — устройство для сглаживания радиопомех. Устанавливается на электровозах последнего выпуска. Совместно с дросселем 21-1 и конденсатором 156-1 сглаживает радиопомехи, возникающие при токосъёме.
322-1, 322-2, 323-1, 323-2, 324-1, 324-2 — катушки вентилей клапанов продувки главных резервуаров.
341-1, 342-1, 343-2, 344-2, 347-1, 347-2 — элементы обогрева клапанов продувки главных резервуаров.
345-1, 345-2 — элементы обогрева картеров компрессоров КТ-6эл.
528-1, 528-2 — электропневматический клапан автостопа (ЭПК).
534-1, 534-2 — промежуточное реле, обеспечивающее разбор схемы тяговых электродвигателей и подачу песка под колёсные пары электровоза при срабатывании ЭПК.
530-2 — контакты скоростемера, замкнутые при скорости 10 и менее км/час (контакты УКС 0-10 на электровозах ВЛ11). Устанавливаются на электровозах выпуска ТЭВЗа с № 1825 и с № 1475— выпуска НЭВЗа.
535-1 — промежуточное реле, разбирающее электрическую цепь катушек вентилей линейных контакторов и обеспечивающее подтормаживание электровоза при помощи клапанов замещения 123-1 и 123-2 при переводе рукоятки крана машиниста КРМI (КРМ2) в шестое положение (реле РП28 и электропневматические клапаны КЭП8 на электровозах ВЛ11). Устанавливается на электровозах с тех же номеров, как и контакты скоростемера 530-2.
536-1 — реле промежуточное. Прекращает подачу песка под колёсные пары электровоза при скорости 10 км /час и менее при срабатывании промежуточных реле 535-1 или 534-1 и 534-2. (реле РП27 на электровозах ВЛ11). Устанавливается на электровозах с тех же номеров, что и контакты скоростемера 530-2.
537-1 — промежуточное реле, обеспечивающее сигнализацию о нарушении целостности тормозной магистрали поезда (электровоза) и разбор схемы тяговых электродвигателей.
УПРАВЛЕНИЯ ТИПА ПУ-014.
Панель управления ПУ-014 (Рис.1 .), установленная на блоке аппаратов № 2 второго кузова, обеспечивает совместную работу генераторов управления, аккумуляторной батареи и подачу в цепи управления стабильного напряжения в пределах 50 +/- 2 В. Основные аппараты, приборы и предохранители смонтированы на лицевой стороне панели, выполненной из гетинаксовой плиты. На ней размещены два вибрационных регулятора напряжения типа СРН-7У-3 (1), реле обратного тока (РОТ) типа Р-15Е 2, два вольтметра, один из них 3, переключатель вольтметров 4, рубильник аккумуляторной батареи 5, выключатель освещения панели 6, низковольтные предохранители 7 и 8, переключатель генераторов 9, амперметр 10. Правый вольтметр измеряет напряжение на обоих генераторах управления и на батарее с использованием переключателя вольтметров 4. Для измерения напряжения на батарее переключатель вольтметров устанавливается в среднее положение (его нормальное положение). Для измерения напряжения на любом из генераторов управления мотор-вентиляторы переключаются на высокую скорость. Для измерения напряжения на первом генераторе управления переключатель устанавливается в крайнее левое положение, а для измерения на втором — в крайнее правое положение. Левый вольтметр используется для измерения напряжения в цепях управления. Амперметр измеряет разрядные и зарядные токи аккумуляторной батареи и ток нагрузки генераторов управления.
Монтаж электрических цепей панели и резисторов типа ПЭВ, включенных в цепи аппаратов, выполнен на задней стороне лицевой панели.
Нормальное положение переключателя генераторов управления «Верхнее». В этом положении работают оба генератора управления в режиме низкой скорости и первый генератор управления Г1 в режиме высокой скорости. При неисправности первого генератора управления или его регулятора напряжения (левый) переключатель генераторов переключается в положение «Нижнее» и мотор-вентиляторы переключаются в режим высокой скорости. В работе участвует второй генератор управления Г2 и его регулятор напряжения (правый). Переключать мотор-вентиляторы в режим низкой скорости не имеет смысла, так как из-за низкой частоты вращения второй генератор не дает полного напряжения, необходимого для зарядки аккумуляторных батарей.
6. ВКЛЮЧЕНИЕ АККУМУЛЯТОРНОЙ
БАТАРЕИ 78-2.
Включение аккумуляторной батареи, в дальнейшем АБ, 78-2 производится её двухполюсным рубильником на панели управления ПУ-014 77-2 (Рис.2). При его включении образуются цепи:
• +АБ 78-2, провод Н95, плюсовой предохранитель 494-2 АБ (50 А), левый нож рубильника АБ, провод Н92, балластный резистор Р140-Р141 в цепи АБ (ограничивает её первоначальный зарядный ток), провод Н73, параллельно соединённые блокировки реле обратного тока и контактора 42-2 (включится при включении мотор-вентиляторов на низкую скорость), провод Рис. 1. Панель управления ПУ-014
К57, катушка низковольтного электромагнитного контактора 127-2, корпус;
• провод К57 в щитке 84-1 (84-2) помощника машиниста, предохранитель 365-1 (366-2), провод Н161 (Н162) у лампы РОТ, корпус. Корпус панели управления 77-2, шунт амперметра АБ, правый нож рубильника АБ, провод Н94, минусовой предохранитель 272-2, провод Н96, - АБ 78-2.
На пультах помощника машиниста загораются сигнальные лампы “РОТ”, сигнализирующие о включении АБ, и включается сдвоенный низковольтный электромагнитный контактор 127-2, после включения которого в цепях панели управления происходят следующие переключения:
• размыкаются главные контакты контактора 127-2 в проводах К51 - Н80. Катушки регулятора напряжения № 1, а в режиме низкой скорости мотор-вентиляторов — катушки обоих регуляторов, отключаются от цепей управления;
• замыкается блокировка контактора 127-2 в проводах К58-Н80. Катушки регулятора № 1 ,а в режиме низкой скорости мотор-вентиляторов — катушки обоих регуляторов, подключаются параллельно якорю генератора управления Г1 (якорям обоих генераторов в режиме низкой скорости). Такое подключение исключает бросок напряжения на зажимах генераторов управления при запуске мотор-вентиляторов до замыкания контактов реле обратного тока;
• замыкается блокировка контактора 127-2 в проводах К100-К66. Подготавливается цепь лампы «В2»;
• замыкаются главные контакты контактора 127-2 в проводах К51-Н92. От + АБ 78-2 через эти контакты, минуя балластный резистор Р140-Р144, подаётся напряжение на основной питающий провод электровоза К51. При подключении к этому проводу цепей управления ток, пройдя по этим цепям, возвратится на — АБ по цепи ламп «РОТ».
Таким образом, при неработающих генераторах управления напряжение в вышеуказанные цепи подаётся от аккумуляторной батареи 78-2. При этом исключается падение напряжения на балластном резисторе Р140-Р144, так как оно зашунтировано контактами контактора 127-2.
Состояние батареи в режиме разряда контролируется амперметром 259-2, вольтметром 257-2 (при среднем положении переключателя вольтметров). Вольтметр 256-2 измеряет величину напряжения цепей управления (провод К51-корпус), и в данном случае его показание будет одинаково с показанием вольтметра 257-2. Все вышеуказанные приборы установлены на панели управлёния 77-2, а вольтметры 256-1 и 258-2 - на пультах помощника машиниста. Так же, как и вольтметр 256-2, они измеряют напряжение цепей управления.
Панель управления ПУ-014.
267-2. Обогрев масла компрессора: 25А.
260-2, 262-2. Цепи якорей генераторов управления: 150 А.
261-2, 263-2. Цепь возбуждения генераторов управления: 10 А.
275-2, 494-2. Цепь батареи: 50 А.
272-2. Вспомогательные машины: 35 А.
270-2. Токоприёмники (Пантографы): 15 А.
264-2. Освещение панели: 5 А.
266-2. Освещение высоковольтной камеры: 10 А.
265-2. Освещение машинного отделения: 15 А.
271-2. Розетки служебного пользования: 10 А.
268-2. Обогрев спускных кранов главных резервуаров: 35 А.
495-2. Цепь возбуждения двигателей преобразователей: 50 А.
269-2. Цепь вспомогательного компрессора: 25 А.
298-2. Цепь управления обогревом спускных кранов: 5 А.
296-2. Цепь сигнальных ламп: 5 А.
Выключатели управления.
79-1, 80-2. Цепь управления: 45 А.
353-1, 353-2. Противобоксовочная защита: 5 А.
308-1 308-2. Протвобоксовочная защита (высоковольтный): 400 А.
ПОДЪЁМ ТОКОПРИЁМНИКОВ.
Подъём токоприёмников возможен только при наличии сжатого воздуха в пневматической цепи управления, при нахождении шинного ножа 58-1 в нижнем положении (расположен на ОДI остальные ножи которого находятся в верхнем положении), закрытом крышевом люке и дверях высоковольтных камер в обоих кузовах, включенных кнопках «Токоприёмник I» и «Токоприёмник II» на ЩПР 83-1.
При включении кнопки «Токоприёмники» подается напряжение на провод К37 по следующей цепи: провод К51 на ПУ 77-2, предохранитель «Токоприёмники» 270-2 (10 А), провод К49, блокировка шинного ножа 58-1, провод К59, контакты кнопки «Токоприёмники», провод К100 (на электровозах с КВЦ — провод К37). От провода К100 (К37) образуются следующие цепи:
• провод К100 (К37), контакты промежуточного реле 105-2 (РКЗ: реле контроля защиты), провод К68, сигнальные лампы «РКЗ», корпус. Загораются лампы РКЗ сигнализирующие об опущенном состоянии токоприёмников.
• провод К100, блокировка контактора 42-1, провод К67, сигнальные лампы «В1», корпус.
• провод К100, блокировка контактора 127-2, провод К66, сигнальные лампы «В2», корпус;
• провод К100, контакты реле 170-1, сигнальные лампы «БК», корпус.
На электровозах с БК типа БК-78Т цепь на эти сигнальные лампы образуется при отключённом положении БК через их замкнутые блокировки 302-1 (302-2), 303-1 (303-2);
• провод К100, параллельно включённые блокировки 51-1 (БВ-1), 53-2 (БВ-2), 170-1 (реле БК), провод К84, сигнальные лампы «АВР» (аварийный режим), корпус.
Все вышеуказанные сигнальные лампы загораются, сигнализируя о выключенном положении тех аппаратов, через блокировки которых образуются цепи на эти лампы;
• провод К100 (К37) (см. схему силовых цепей крышевого оборудования), низковольтная катушка вентиля защиты 205-2, корпус.
У вентиля защиты 205-2 открывается впускной клапан. Сжатый воздух из питательной магистрали второго кузова (Рис.3.) подаётся через кран 1, обратный клапан 2, контакторный фильтр 3, редуктор 4 усл. № 348 (или золотниково-питательный клапан), понижающий его давление до 5 кг/см2, трехходовой кран 6, вентиль защиты 8, пневматическую блокировку 10 дверей высоковольтной камеры второго кузова, межкузовное пневматическое соединение, пневматические блокировки дверей высоковольтной камеры и крышевого люка первого кузова, трёхходовой кран В7 к обоим вентилям клапанов 12 токоприёмников.
При включении кнопки «Токоприёмник задний» образуется цепь:
• провод К100 (К37), контакты данной кнопки, провод К39 (К38), провод К39 у кнопки «Токоприёмник II» на ЩПР 83-1, провод Н105, катушка вентиля 94-1 клапана заднего токоприёмника, корпус.
У вентиля 94-1 клапана заднего токоприёмника открывается впускной клапан и сжатый воздух подается в цилиндр заднего токоприёмника. Подвижные рамы заднего токоприёмника поднимаются. Подобные электрические и пневматические цепи образуются при включении кнопки «Передний токоприёмник» и его подвижные рамы также поднимаются.
Примечание: на электровозах, оборудованных для защиты высоковольтных вспомогательных цепей контактором вспомогательных цепей КВЦ, цепи сигнальных ламп, кроме лампы РКЗ образуются также от провода К100, но только после включения кнопки «КВЦ».
В силовой цепи, после подъёма подвижных рам любого из токоприёмников 45-1 или 45-2, через один из крышевых разъединителей 47-1 или 47-2 напряжение контактной сети подаётся на токоведущую шину и далее:
• на рамы опущенного токоприёмника;
• к неподвижным контактам разъединителей заземления 46-1 и 46-2;
• через дроссель 21-1 к верхнему врубу шинного ножа 58-1, к конденсатору 156-1 и к подводящим проводам БВ-1;
• межкузовное соединение 164А, общий демпферный резистор Р79-Р80 и далее к одному из аппаратов 53-2 (КВЦ или БВЗ-2), защищающего высоковольтные вспомогательные цепи;
• к искровому промежутку вилитового разрядника 48-2.
Образуются цепи:
• токоведущая шина, дроссель 21-1, добавочный резистор Р53-Р54, вольтметр 60-1 контактной сети первого кузова, межкузовное соединение 274Д, вольтметр 60-2 контактной сети второго кузова, корпус;
• токоведущая шина, дроссель 21-1, резисторы Р150-Р151 и Р152-153, обмотки напряжения счётчиков электроэнергии 301-1 и 310-1, минусовая клемма панели заземления 106-1 счётчиков электроэнергии, токосъёмные устройства ПК1-ПК8, установленные с № 484 выпуска ТЭВЗа и с № 918 НЭВЗа, рельсовая цепь;
• токоведущая шина, добавочный резистор Р51-Р52, катушка промежуточного реле РКЗ 105-2, высоковольтная катушка вентиля защиты 205-2, корпус. При исправной высоковольтной катушке вентиля защиты якорь реле 105-2 притягивается. Его контакты в проводах К100-К68 (на электровозах с КВЦ — в проводах К37-К68) размыкаются.
Примечание: назначение и действие вентиля защиты 205-2 и реле контроля защиты 105-2 идентичны таким же аппаратам на электровозах ВЛ11.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ЦЕПЕЙ.
На большинстве электровозов серии ВЛ10 и на всех электровозах ВЛ10У защита высоковольтных вспомогательных цепей осуществляется быстродействующим выключателем защёлочного типа БВЗ-2. Устройство и действие этого аппарата смотри в приложении № 2.
Управление быстродействующим выключателем. 53-2 данного типа производится импульсными кнопками «Включение БВ-2» и «Выключение БВ-2».
При включении аккумуляторной батареи от провода К51 через предохранитель 272-2 «Вспом.маш». (35 А) подаётся напряжение на провод К50. От этого провода через блокировку БВ-2 53-2 и провод К61 образуется цепь на сигнальные лампы «БВ-2» и подается напряжение к кнопке «Включение БВ-2» (Рис.4 и схема-приложение 2).
Рис.4. Схема управления быстродействующим
выключателем 53-2 типа БВЗ-2
При включении кнопки «Включение БВ-2» образуются цепи:
• провод К61, контакты данной кнопки, провод К82, катушка контактора 163-2, корпус. Низковольтный электромагнитный контактор 163-2 включается;
• провод К50, контакты контактора 163-2, провод Н151, включающая катушка БВ-2 53-2, корпус.
Якорь включающего электромагнита БВ-2 притягивается к ярму. Включающий рычаг перемещает контактный рычаг до замыкания защёлки. Замыканию силовых контактов под действием растянутых отключающих пружин препятствует ролик включающего рычага. Блокировочные же контакты изменяют своё положение, что приводит к следующему:
• замыкается блокировка 53-2 в проводах К50-К44. Через эту блокировку от провода К51 подается напряжение к кнопке «Компрессоры» и к кнопкам электропечей.
На электровозах с БВ-2 типа БВЗ-2 и БК типа БК-78Т по проводу К44 подаётся напряжение и к кнопкам мотор-вентиляторов;
• замыкается блокировка 53-2 в проводах К77-Н8. Подготавливается цепь отключающей катушки БВ для его оперативного отключения;
• Размыкается блокировка 53-2 в проводах К50-К61, но так как контактор 163-2 включен, провод К61 находится под напряжением, и сигнальные лампы «БВ-2» продолжают гореть.
После отпускания кнопки «Включение БВ-2» выключается контактор 163-2 и своими главными контактами в проводах К50-Н151 размыкает цепь включающей катушки БВ-2 . Якорь включающего электромагнита отпадает, и под действием растянутых отключающих пружин силовые контакты БВ замыкаются. Размыкание контактов контактора 163-2 в проводах К50-К61 приводит к погасанию сигнальных ламп «БВ-2».
Примечание: в случае ошибочного нажатия кнопки «Включение БВ-2» при включённом выключателе, цепь на его включающую катушку не образуется, так как разомкнуты собственные контакты БВ-2 53-2 в проводах К50-К61 и контакты контактора 163-2 в проводах К50-Н151.
В высоковольтной вспомогательной цепи (схема-приложение 2), после замыкания силовых контактов БВ-2 53-2, подаётся напряжение на плюсовую шину этой цепи: токоприёмник 45-2, крышевой разъединитель 47-2, дроссель 21-1, межкузовное соединение 164А, общий демпферный резистор Р79-Р80, силовые контакты БВ-2 53-2, его плюсовая отключающая катушка А (выводы 1-2), плюсовая шина вспомогательной цепи второго кузова (перемычки между контакторами электродвигателей вспомогательных машин и электропечей), соединённая с такой же шиной первого кузова межкузовным соединением 274Г. Для оперативного отключения БВ-2 нажимается импульсная кнопка «Отключение БВ-2». При этом образуется следующая цепь:
- провод К50, контакты данной кнопки, провод К77, блокировка БВ-2 53-2, провод Н8, резистор (25 Ом), отключающая катушка БВ-2, корпус. В ярме отключающего электромагнита наводится намагничивающая сила равная 600 ампер-виткам. В результате якорь этого электромагнита притягивается, защёлка расцепляется, силовые контакты размыкаются и изменяют положение блокировочные контакты.
Замыкаются блокировки 53-2 в проводах К50-К61 и К100-К84, образующие цепи сигнальных ламп «БВ-2» и «АВР». Лампы загораются, сигнализируя об отключении БВ-2. Размыкается блокировка 53-2 в проводах. К50-К44. Снимается напряжение с кнопок компрессоров и электропечей. Размыкается блокировка 53-2 в проводах К77-Н8. Размыканием этой блокировки обеспечивается двойной разрыв цепи отключающей катушки: кнопкой и данной блокировкой. Это необходимо для повышения надёжности отключения БВ-2, так как данная катушка рассчитана на кратковременное протекание тока.
ЦЕПЕЙ (КВЦ) 53-2 ТИПА МК-101
Включение КВЦ 53-2 производится кнопкой «КВЦ» (Рис.5. и схема- приложение. 3). При её включении подаётся напряжение на провод К100 по следующей цепи: провод К51 на ПУ 77-2, предохранитель 272-2 «Вспом. Маш». (35 А), провод К50,
контакты данной кнопки, провод К100. От провода К100 образуются следующие цепи.
• провод К100, блокировка КВЦ 53-2, провод К61, сигнальные лампы «КВЦ» корпус;
• провод К100, резистор 300 Ом, провод К86, катушка дифференциального реле 54-1 высоковольтных вспомогательных цепей, корпус;
• провод К100, резистор 300 Ом, провод Н14, катушка дифференциального реле 52-1 силовой цепи тяговых электродвигателей, корпус.
Оба дифференциальных реле не включаются, так как сила тока, протекающего по их включающим катушкам, мала, и магнитный поток недостаточен для притяжения якорей.
• провод К100, параллельно соединённые блокировки БВ-1 51-1, БВ-2 53-2 (типа БВЗ-2 или КВЦ), контакты реле БК 170-1, провод К84, сигнальные лампы «АВР» (аварийный режим), корпус (Рис.6 и схема приложение 2.);
• провод К100, блокировка контактора 42 -1, провод К67, сигнальные лампы «В1» корпус;
• провод К100, блокировка низковольтного электромагнитного контактора 127-2, провод К66, сигнальные лампы «В2», корпус;
• провод К100, контакты реле БК 170-1, провод К74, сигнальные лампы «БК»,
корпус.
Все вышеуказанные лампы загораются, сигнализируя о выключенном положении тех аппаратов, через блокировки которых образуются электрические цепи этих ламп.
При включении кнопки «Возврат КВЦ» образуются цепи:
• провод К100, контакты данной кнопки, провод К82, катушка реле 163-2, корпус.
Включается промежуточное реле 163-2;
• провод К100, контакты реле 163-2, провод К86, катушка дифференциального реле 54-1, корпус.
Дифференциальное реле 54-1 высоковольтных вспомогательных цепей включается;
• провод К100, контакты дифференциального реле 54-1, провод К77, контакты реле 163-2, провод Н146, катушка КВЦ 53-2, корпус.
Притягивается якорь контактора КВЦ 53-2. Замыкаются его силовые контакты и изменяют положение блокировочные контакты:
• размыкается блокировка в проводах К100-К61 - Лампы «КВЦ» погасают;
• замыкается блокировка в проводах К100-К44. По проводу К44 подается напряжение к кнопке «Компрессоры» и к кнопкам электропечей.
После отпускания кнопки «Возврат КВЦ» реле 163-2 выключается.
Его контакты размыкаются, но катушки дифференциального реле 54-1 и КВЦ сохраняют свои цепи от провода К100. Первая — через резистор сопротивлением 300 Ом, а вторая — через резистор Р93-Р94 сопротивлением 30 Ом.
В высоковольтной вспомогательной цепи, после замыкания силовых контактов КВЦ 53-2, подаётся напряжение на плюсовую шину этой цепи: токоприёмник 45-2, крышевой разъединитель 47-2, дроссель 21-1, межкузовное соединение 164А, общий демпферный резистор Р79-Р80, установленный на крыше второго кузова, высоковольтный предохранитель 35-2 на 100А (Два предохранителя на 50 А, соединённые параллельно), силовые контакты