Техническое обслуживание тяговых электродвигателей.
ТО-1.Производится наружный осмотр, при котором проверяется плотность прилегания коллекторных люков, состояние выводных проводов и их подвеска, крепление верхних полюсных болтов по отсутствию трещин в компаундной массе, заливающие эти болты. Проверяется состояние брезентовых вентиляционных патрубков, которые не должны иметь порванных мест, исправный проволочный каркас и плотно прилегать к остову и к воздуховоду. Кроме этого, проверяется плотность прилегания крышек МОП, крепление букс МОП к остову двигателей и нагрев вкладышей.
ТО-2. Выписка из Временного руководства по техническому обслуживанию, текущему и среднему ремонтам электровозов постоянного тока взамен правил ремонта ЦТ № 725)
Проверяется надежность крепления крышек коллекторных люков, нагрев подшипниковых щитов. Нижний и верхний смотровые люки открываются. Осматриваются в доступных местах коллектор, изоляционный конус, щеткодержатели, щетки, кронштейны щеткодержателей, кабельный монтаж, траверса, лобовые части обмотки якоря и видимые части обмоток полюсов. Щетки, изношенные по высоте более допускаемого предела заменяются. В случае загрязнения конус и детали щеточного аппарата очищаются. Неисправные щеткодержатели и их кронштейны заменяются. Изоляторы кронштейнов не должны иметь повреждения изоляционной поверхности более 20 % длины возможного перекрытия напряжением.
При срабатывании защиты в пути следования, перебросе электрической дуги по коллектору, а также записи локомотивной бригады об отклонениях в работе двигателей в журнале технического состояния локомотива формы ТУ-152 осмотр двигателей производится через верхние и нижние смотровые коллекторные люки. Устраняются последствия перебросов электрической дуги по коллектору, изоляционному конусу. При необходимости производится осмотр двигателя с проворотом траверсы.
В случае повышенного нагрева двигателей замеряется давление охлаждающего воздуха.
Проверяется крепление главных и дополнительных полюсов, подшипниковых щитов, крышек подшипниковых узлов. После осмотра тяговых двигателей закрываются смотровые люки. Крышки коллекторных люков должны плотно прилегать к остову, иметь исправные запирающие устройства.
В зимнее время измеряется сопротивление изоляции тяговых двигателей (в эксплуатации должно быть не менее 1,5 МОм). Результаты измерений заносятся в журнал технического состояния локомотива формы ТУ-152.
У вспомогательных машин, кроме этого проверятся крепление их к фундаментам, производится внешний осмотр вспомогательных машин. Проверяется на ощупь нагрев подшипников, состояние муфты компрессора. Через открытые коллекторные люки электродвигателей производится их осмотр аналогично тяговым двигателям. Люки закрываются, проверяется исправность запирающих устройств.
(знать браковочные размеры коллекторно-щеточного узла)
Электрические повреждения тягового двигателя.
Пробой изоляции обмотки якоря.
Причины.Низкое качество сборки якоря при изготовлении и ремонте: слабая напрессовка задней нажимной шайбы и сердечника на барабан втулки, коллектора на втулку, слабая затяжка гайки коллектора. В эксплуатации эти детали начинают вибрировать, нарушая изоляцию катушек обмотки якоря. Нарушение изоляции этих катушек при сборке, старение изоляции из-за перегревов, попадание влаги в поры изоляции, деформация изоляции катушек из-за частых боксований.
Признаки неисправности.Срабатывание защиты.
Последствия неисправности. Следы кругового огня на коллекторно-щеточном узле: оплавление меди по концам ламелей, их петушкам, почернение коллектора, обгар изоляционного конуса, ожоги дугой щеткодержателей и глазури изоляторов кронштейнов.
Межвитковое замыкание проводников обмотки якоря.
Причиныте же самые, что и при пробое обмотки якоря.
Признаки неисправности. Срабатывание защиты на П, а затем на СП и на С соединении тяговых электродвигателей.
Последствия неисправности. Местный нагрев коллектора, выраженный в посинении части коллекторных пластин, возможно выгорание изоляции катушки обмотки якоря в пазу сердечника якоря.