Рельсовые цепи на участках автоблокировки
Рельсовой цепью (РЦ) называется электрическая цепь особого вида, в которой проводниками электрического тока являются рельсовые нити железнодорожного пути. С помощью электрических рельсовых цепей осуществляется:
- автоматическая блокировка, в которой автоматическая смена сигнальных показаний происходит при движении поезда;
- автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного типа, в которой рельсовые цепи используются для передачи с пути на локомотив сигнальных показаний путевых светофоров автоблокировки;
- диспетчерский контроль за движением поездов, в котором контролируется состояние блок-участков перегонов и приемо-отправочных путей станций;
- электрическая сигнализация, в которой исключается перевод стрелок под составом и прием поездов на занятые пути;
- световой контроль состояния путей и стрелочных участков на пульт-табло дежурного по станции или на мониторе компьютера поездного диспетчера при ДЦ.
При устройстве рельсовой цепи верхнее строение пути должно обеспечивать надежность рельсовой цепи с хорошей проводимостью тока. Это затруднено тем, что рельсы, уложенные на шпалы и балласт, имеют сравнительно низкую и меняющуюся изоляцию по отношению к земле и друг к другу. По этим причинам бывают значительные утечки тока, затрудняющие работу цепи.
Рельсовые цепи на участках, где применяется электрическая тяга, делятся на однониточные и двухниточные.
В однониточных цепях обратный тяговый ток пропускается по одной рельсовой нити, а в двухниточных – по обеим рельсовым нитям.
Рельсовые цепи автоблокировки, которые получают питание от аккумуляторов или выпрямителей, называют рельсовыми цепями постоянного тока, а питаемые от трансформаторов – рельсовыми цепями переменного тока.
Также применяются цепи, питаемые прерывистым постоянным или переменным током. Такие рельсовые цепи называют импульсными. В импульсных РЦ при отсутствии на блок-участке подвижного состава якорь путевого реле постоянно вибрирует.
Различают импульсные кодовые РЦ, которые позволяют не только проверять занятость пути, но и одновременно устанавливать зависимость между показаниями соседних светофоров. При этом по РЦ подаются различные комбинации импульсов тока.
Разветвленными называют РЦ, которые включают стрелочные переводы или глухие пересечения.
Режимы работы РЦ
рис.1
На сети железных дорог, применяются в основном нормально замкнутые РЦ в которых путевое реле возбуждено при свободном от подвижного состава пути. В этом случае источник питания и приемник (путевое реле) расположены по разным концам РЦ и все элементы цепи непрерывно обтекаются сигнальным током. Такая цепь дает возможность контролировать сигнальным током все составляющие ее элементы.
Размер ограничивающего сопротивления выбирается таким, чтобы при свободном от подвижного состава участке и минимальной изоляции между противолежащими рельсовыми нитями ток в конце РЦ был равен рабочему току реле. При таком соотношении катушки путевого реле притягивают якорь, который замыкает контакты цепи управления сигналами светофора, подавая информацию о незанятом и исправном состоянии РЦ. Такой режим работы РЦ называют нормальным илирегулировочным.
При повреждении рельсовой нити ток реле снижается до такой величины, при которой реле отпускает якорь. Контакт цепи зеленого огня светофора размыкается, а контакт цепи красного огня замыкается, передовая информацию о повреждении цепи. Такой режим работы РЦ называется контрольным.
При занятии блок-участка поездом, т.е. шунтировании относительно низким сопротивлением колесных пар, ток в катушках путевого реле резко уменьшается, якорь реле отпадает, замыкая цепь красного огня и размыкая цепь зеленого. Таким образом подается информация о занятости блок-участка. Такой режим работы РЦ называется шунтовым.
Автоматическая локомотивная сигнализация
Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС) представляет собой комплекс устройств, автоматически повторяющих в кабине машиниста показания путевых светофоров к которым приближается поезд.
По способу осуществления связи между движущимся локомотивом и неподвижными путевыми сигналами, устройства АЛС подразделяются на непрерывного действия (АЛСН) и точечного действия (АЛСТ). При действии АЛСН показания путевых светофоров передаются на локомотив непрерывно, в течение всего времени следования по перегонам и станциям. АЛСТ используется на участках с полуавтоматической блокировкой, при этом путевые сигналы передаются на локомотив только в определенных местах (точках) пути перед путевыми светофорами.
Для передачи сигналов с пути на локомотив используется рельсовая цепь, а сама передача сигналов осуществляется индуктивным способом
АЛСН дополняется устройствами автостопа, проверки бдительности машиниста и контроля скорости.
Для обеспечения контроля бдительности машиниста используются:
- устройство контроля бдительности машиниста – УКБМ;
- блок световой сигнализации при движении к запрещающему сигналу – Л143;
- блок контроля самопроизвольного трогания поезда – Л168 (Л168М);
- блок световой сигнализации АЛСН – Л77 и блок световой сигнализации на базе
Л77 – Л159 (Л159М);
- устройство «Дозор» - Л132;
- устройство контроля бдительности в системе АЛСН – Л116 (Л116У). При этом устройство Л116 (Л116У) предназначено в основном для использования на маневровых локомотивах.
Для обеспечения контроля скорости и регистрации параметров движения используются локомотивный скоростемер 3СЛ-2М или комплекс средств сбора и регистрации данных – КПД всех индексов.
АЛСН может также дополнятся системой автоматического управления торможением (САУТ) всех модификаций и телемеханической системой контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ).
Автостопами называются устройства, контролирующие реакцию машиниста на показания путевых светофоров, к которым приближается поезд, и при необходимости (при непринятии мер машинистом) осуществляющие автоматическое приведение в действие тормозов.
Таким образом, основная функция автостопов – предупреждение проезда светофора с запрещающим показанием и остановка поезда, если имело место превышение допускаемой скорости движения.