Рельсовые цепи в зависимости от способа подключения приёмника к рельсовой линии

В зависимости от способа подключения выделяют:

· рельсовые цепи с потенциальным приёмником;

· рельсовые цепи с токовым приёмником.

Потенциальным называется приёмник, имеющий с рельсовой линией кондуктивную связь по средством соединительных проводов. Срабатывает от разности потенциалов в месте подключения к рельсовой линии.

Токовым называют путевой (локомотивный) приёмник, имеющий индуктивную связь с рельсовой линией посредством электромагнитного поля.

Применение токового приемника на релейном конце исключает зону дополнительного шунтирования конца, т.к. ток рельсах протекает в одном направлении приемные катушки относительно тяг тока включают встречно.

Токовые путевые приемники имеют ряд недостатков:

· более сложная конструкция;

· для индуктивных РЦ необходима большая мощность;

· существуют зоны нечувствительности.

Виды рельсовых цепей в зависимости от способа защиты путевого приёмника от влияния источника питания смежной рельсовой цепи

Путевой приёмник собственной рельсовой цепи может при определённых опасных ситуациях срабатывать от источника питания смежной рельсовой цепи. Это снижает способность рельсовой цепи к обнаружению переменных препятствий. Данный вопрос решается путём обеспечения ЭМС. В рельсовые цепи без изолирующих стыков такое влияние естественно и осуществимо на уровне разработки схемы. Для рельсовых цепей с изолирующими стыками такое влияние не естественно и возникает при определённом опасном отказе - «пробое стыка» или «коротком замыкании» стыков. Именно по этому в СИР использующих изолирующие стыки необходимо предусмотреть мероприятия переводящие этот опасный отказ в защищённое состояние. Например, применить чередование полярности или фаз питания.

В рельсовых цепях переменного тока применяют фазовый способ. Этот способ применяется с фоточувствительными приёмниками. При изменении фазы сигнала происходит изменение состояния и принимается ответственное решение не смотря на наличие потенциала на входе приёмника. Этот способ реализован в РЦ50 Гц метрополитена с применение в качестве путевого приёмника реле типа ДСШ-2.

При частотном способе контроля изолирующих стыков необходимо применение дополнительных фильтров т.к. fнес и Vдопв смежных рельсовых цепях различны. Этот способ реализован в системах АБТЦ, ЦАБ и др.

При кодовом способе необходимо обеспечить кодовые комбинации в смежных рельсовых цепях несущие сигналы об одном и том значении Vдоп­с разными параметрами. Этот способ реализуется в ЧКАБ, АБЕ1, АБЕ2, ЦАБ-Е и др. Приемно-передающая аппаратура должна содержать кодирующие и декодирующие устройства.

Виды рельсовых цепей в зависимости от характеристики срабатывания приёмника

В зависимости от характеристики срабатывания приёмника различают:

· рельсовые цепи с одноэлементным приёмником (РЦОП);

· рельсовые цепи с двухэлементным приёмником (фоточувствительные);

· рельсовые цепи с приёмником специального вида.

В рельсовых цепях одноэлементные приёмники и фоточувствительные реле выполняют функции решающих устройств обрабатывающих сигнал по простейшему алгоритму.

К рельсовым цепям с приёмником специального вида можно отнести рельсовые цепи с микропроцессорными приёмниками (РЦ с МПП). Их отличие в том что МПП способен работать по сколько угодно сложному алгоритму который зависит от уровня микропрограммы заложенной в устройство и параметров микропроцессора.

Микропроцессорные приёмники (МПП) способны реализовать следующие алгоритмы:

· относительный;

· кумулятивных сумм;

· адаптивный алгоритм.

Виды рельсовых цепей в зависимости от числа телемеханических каналов связи

В основном в устройствах АТП, как части телемеханического канала «путь - путь», «путь - локомотив», передается информация о Vдоп по этому в устройствах АТП рельсовые цепи помимо первой основной эксплуатационной функции датчика о состоянии рельсового пути выполняет вторую основную функцию, функцию телемеханического канала связи «путь- путь» и между локомотивом «путь – локомотив».

По числу телемеханических каналов существуют:

· одноканальные рельсовые цепи;

· двухканальные рельсовые цепи;

· многоканальные рельсовые цепи.

В одноканальных рельсовых цепях применяемых в ЧКАБ для канала путевого приёмника и локомотивного приёмника используется одна и та же передающая аппаратура. В двухканальных рельсовых цепях используется раздельная аппаратура. Существует два решения организации их работы: раздельная и параллельная.

Раздельная работа каналов используется , например, в ИПАБ. При отсутствии поезда включён канал потенциального приёмника в виде цепи постоянного тока. При воздействии поезда на рельсовую цепь, канал ПП отключается, а канал ЛП начинает подачу АМЧК системы АЛСН.

При параллельной работе оба канала включены постоянно и не зависят друг от друга. Этот принцип используется, например, в метрополитене – (РЦ + АЛС-АРС).

Наши рекомендации