Назначение и виды выпускной квалификационной работы
На заключительном этапе обучения студентов проводится итоговая государственная аттестация. Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Итоговая государственная аттестация выпускника специальности "Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики" включает в себя защиту выпускной квалификационной работы (ВКР).
ВКР выполняется, как правило, в виде дипломного проекта. Допускается выполнение ВКР в виде дипломной работы.
Дипломный проект – самостоятельная работа, главным содержанием которой является решение конкретных инженерных задач по проектированию изделия (блока, устройства, системы), направленных на повышение эффективности функционирования судового электрооборудования и средств автоматики, надежности, безопасности эксплуатации и т.п. Проектирование может включать проведение аналитических или экспериментальных исследований, моделирование, разработку электрических схем, конструкторскую проработку, создание программных средств.
Дипломная работа – самостоятельная работа, имеющая исследовательский характер. Главным содержанием дипломной работы являются теоретические или экспериментальные исследования по одному из новых или недостаточно изученных вопросов в области анализа процессов в судовом электрооборудовании, создания перспективных технических систем, их информационного, алгоритмического или программного обеспечения. Как правило, дипломная работа выполняется студентами, которые в процессе обучения активно занимались научной работой; в этом случае ВКР содержит развитие и обобщение результатов, полученных в течение ряда лет.
Выполнение ВКР имеет целью:
- систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний, полученных в результате обучения в университете;
- развитие умения применять полученные знания и наиболее полно использовать передовые достижения науки и техники для решения научно-технических, эксплуатационных и технико-экономических задач;
- развитие навыков ведения самостоятельной работы по совершенствованию существующих и созданию новых образцов судового электрооборудования и систем управления, анализу технических объектов, логическому и расчетному обоснованию вариантов технических решений, разработке технической документации;
- приобретение опыта представления и публичной защиты результатов своей деятельности;
- определение подготовленности выпускника к самостоятельному выполнению профессиональных задач в качестве электромеханика на судах, а также в качестве инженера на береговых предприятиях по техническому обслуживанию и ремонту судового электрооборудования и средств автоматики.
Защита ВКР проводится на открытом заседании экзаменационной комиссии. К числу основных функций экзаменационной комиссии относятся:
- определение соответствия подготовки выпускника требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и уровня его подготовки;
- принятие решения о присвоении квалификации по результатам итоговой государственной аттестации и выдаче выпускнику диплома государственного образца о высшем профессиональном образовании.
К защите ВКР допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования и успешно сдавшие государственный экзамен. Студенты, получившие неудовлетворительную оценку на государственном экзамене, к выполнению и защите ВКР не допускаются и по представлению декана, которое составляется на основании протокола экзаменационной комиссии в трехдневный срок, подлежат отчислению из университета с формулировкой "за невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом университета".
Результаты защиты ВКР являются основным критерием оценки уровня освоения студентом образовательной программы.
Руководство ВКР
Руководитель ВКР назначается из числа высококвалифицированных специалистов в той области, которой посвящена тема работы: преподавателей и научных сотрудников кафедры, сотрудников научно-исследовательских, проектно-конструкторских или производственных организаций, занимающихся проблемами рыбопромыслового флота. Руководитель утверждается приказом ректора университета по представлению выпускающей кафедры и декана факультета. Этим же приказом закрепляется за студентом тема ВКР.
Главная задача руководителя – оказание помощи студенту в организации его самостоятельной работы, в информационном поиске, в выборе принципиальных решений, положенных в основу работы, в выборе и применении методики исследования и разработки.
Руководитель ВКР обязан:
- дать рекомендации по сбору материалов для работы;
- разработать совместно со студентом задание на ВКР и календарный план выполнения работы;
- рекомендовать выпускнику необходимую литературу, нормативные документы, справочные материалы, техническую документацию, иные источники для работы;
- проводить регулярные консультации, проверять материалы работы по мере их готовности, предотвращать появление в работе грубых ошибок, контролировать сроки выполнения этапов календарного плана;
- определить готовность работы к защите и составить отзыв о работе;
- оказать помощь выпускнику в подготовке к докладу на защите и к ответу на замечания рецензента.
За принятые в выпускной работе решения, за правильность исходных данных, расчетов и полученных результатов, за выполнение работы в срок отвечает только студент – автор работы.
Тематика ВКР
Тематика ВКР должна быть направлена на решение профессиональных задач по эксплуатации судового электрооборудования и средств автоматики.
Тематика ВКР может охватывать самые разнообразные направления, связанные с разработкой, исследованием и эксплуатацией судового электрооборудования и средств автоматики. В первую очередь можно выделить следующие из них:
- судовые автоматизированные электрические станции;
- судовые автоматизированные электроприводы;
- гребные электрические установки;
- судовые полупроводниковые преобразовательные устройства;
- средства автоматизации судовых систем, механизмов и устройств.
Как правило, основное содержание ВКР заключается в разработке или модернизации систем (устройств, блоков) для конкретных судов. В формулировке темы должно указываться название типа (номера проекта) или конкретного судна.
В виде исключения допускаются темы ВКР, непосредственно не связанные с судовым электрооборудованием. Это могут быть проекты электроустановок судоремонтных предприятий или портов, испытательных стендов, а также учебных лабораторий или отдельных учебных стендов.
Тема ВКР может быть связана с госбюджетной или хоздоговорной научно-исследовательской работой кафедры, в которой принимает участие руководитель ВКР, а также может являться завершением и обобщением научной работы студента, которую он проводил с преподавателем − руководителем работы.
При формулировке темы ВКР необходимо учесть, что она должна удовлетворять следующим требованиям:
- быть актуальной, учитывать реально существующие проблемы флота и морского образования;
- быть направленной на решение конкретной инженерной задачи, имеющей практическую ценность;
- содержать возможность использования достижений современной науки и техники с учетом перспектив развития отрасли;
- требовать достаточного объема (не менее 30% работы в целом) инженерных расчетов.
При определении объема расчетного материала следует учитывать, что кроме непосредственно математических вычислений, к расчетной части ВКР относится составление алгоритмов и программ, а также нахождение параметров, по которым выбирается оборудование и его элементы по каталогам.
Темы ВКР должны быть, как правило, индивидуальными, т.е. рассчитанными на выполнение одним студентом. Допускается выполнение комплексных ВКР несколькими студентами при условии индивидуального оформления материалов своей части работы и индивидуальной защиты. В этом случае каждому студенту определяется конкретной раздел коллективно выполняемого проекта (работы), а название темы состоит из двух частей, разделенных точкой: название коллективно выполняемой темы и название разрабатываемой студентом части.