Ложная работа импульсного реле от тока смежной цепи при замыкании изолирующих стыков исключается чередованием полярностей тока в смежных рельсовых цепях.
РЦ постоянного тока
Чаще на линиях с автономной тягой (тепловозная, паровая) применяют РЦ постоянного тока (более просты по устройству и потребляют малую мощность; возможность их резервного электропитания от аккумуляторов, что особенно важно для участков с ненадежным электроснабжением).
Аппаратуру располагают в релейных шкафах, а источники питания (выпрямители и аккумуляторы) — в батарейных, устанавливаемых рядом с релейными.
РЦ с непрерывным питанием
Структура РЦ с непрерывным питанием (см. рис. 8.1).
1. Рельсовая цепь получает питание от путевого выпрямителя ВАК-14(выпрямитель аккумуляторный). Для резервного питания предусмотрен аккумулятор АБН-72 (автоблокировочный на номинальную емкость 72 А·ч).
2. Ro регулируемый резистор - ограничитель тока (сопротивлением6 Ом)- через него источник питания подключают к рельсовым нитям.
.
Рис. 8.1. Схема рельсовой цепи постоянного тока
3. На другом конце РЦ к рельсовым нитям подключен путевой приемник — нейтральное путевое реле П: используют нейтральное путевое реле АНШ2-2 с сопротивлением обмоток 2 Ом. Ток срабатывания реле АНШ2-2 равен 135 мА, ток отпускания —55 мА, коэффициент возврата —0,407, мощность срабатывания —36,5 мВт.
4. Смежные рельсовые цепи разделяются одна от другой изолирующими стыками ИС.
Работа РЦ:
При свободности цепи через обмотку П протекает ток (реле возбуждено)- якорь реле притянут и замкнуты его общие и фронтовые контакты, которые используются в цепях управления и контроляустройствами АТ (автоматики и телемеханики).
При вступлении на РЦ подвижного состава колесные пары оказываются между источником питания и путевым реле П - замыкают цепь источника питания на себя, т.к. электрическое сопротивление колесных пар меньше, чем у реле П.
По этой причине увеличивается ток источника питания.-увеличивается падения напряжения источника на ограничителе - резисторе Ro, тогда резко уменьшается падение напряжения на обмотке путевого реле П и оно отпускает якорь. Переключаются контакты- замыкаются тыловые контакты реле - контролируется занятость рельсовой цепи.
Снижение тока (напряжения) в обмотках реле под действием колесных пар называетсяшунтовым эффектом, а колесные пары в данном случае называютсяпоездным шунтом.
Для железных дорог России нормативное значение сопротивления поездного шунта принято 0,06 Ом (для расчетов).
Электрическое сопротивление поездного шунта (0,06 Ом ) может иметь одна колесная пара у легкой подвижной единицы вместе с переходным сопротивлением между бандажами и чистыми головками рельсов.
Основным назначением ограничителя Rо является обеспечение шунтового эффекта рельсовой цепи. Одновременно он снижает ток при нахождении поезда на питающем конце, защищая источник от разрушения.
В рельсовых цепях постоянного тока ограничитель используют, также для регулировки рельсовой цепи. Наличие ограничителя является обязательным. В рельсовых цепях переменного тока в качестве ограничителя можно применять реактор (индуктивное сопротивление) или конденсатор (емкостное сопротивление).
Путевое реле фиксирует не только занятость рельсовой цепи ее подвижным составом, но и целостность рельсовых нитей пути. В случае полного излома рельса нарушается цепь питания путевого реле, оно отпускает якорь, фиксируя неисправность рельсовой нити.
Свойство рельсовой цепи контролировать исправность рельсовых нитей называется чувствительностью к излому (повреждению) рельса.
Для действия устройств автоматической локомотивной сигнализации АЛС схема допускает возможность ее кодирования с питающего или релейного конца.
Для контроля замыкания изолирующих стыков предусматривают чередование полярности тока в смежных рельсовых цепях. В случае замыкания изолирующих стыков путевые реле обеих свободных РЦ отпускают свои якоря, чем контролируется неисправность изолирующих стыков.
Для лучшей компенсации сигнальных токов в смежных цепях по обе стороны изолирующих стыков размещают питающие или релейные концы.
Недостатки.
1. Если изолирующие стыки замыкаются при занятой рельсовой цепи, то создается возможность подпитки путевого реле от источника смежной рельсовой цепи, в то время как свой источник питания зашунтирован. Таким образом, контроль замыкания изолирующих стыков отсутствует как раз в тот момент, когда он более всего необходим.
2. К недостаткам РЦ постоянного тока с непрерывным питанием следует отнести также малую предельную длину (до 1500 м),
3. отсутствие защиты от блуждающих токов, в том числе от обратных токов вагонного освещения и отопления при центральном источнике электроснабжения пассажирских поездов.
РЦ постоянного тока с непрерывным питанием используются только на станциях участков, не подверженных влиянию блуждающих токов.
Импульсные РЦ
На перегонах при автоблокировке применяютимпульсные РЦ (рис. 9.1). Периодическое замыкание (импульс) и размыкание (интервал) цепи питания производятся контактом непрерывно работающего маятникового трансмиттера.
В качестве путевого реле И служит импульсное поляризованное реле ИР1-0,3 или ИМШ-0,3. Ток срабатывания реле равен 280 мА, отпускания—135 мА; мощность срабатывания 24,4 мВт. Контакты импульсного реле вследствие их непрерывного переключения не могут быть использованы в цепях контроля свободности блок-участков и включения ламп светофоров, поэтому на релейном конце дополнительно устанавливают его повторитель — реле П, работающее от конденсаторного дешифратора и удерживающее якорь непрерывно притянутым при импульсной работе реле И.
Рис. 9.1. Схема импульсной рельсовой цепи постоянного тока
Пояснение к работе схемы дешифратора.
В интервале, когда замкнут тыловой контакт реле И, заряжается конденсатор С1 через резистор R и диод VD1 одновременно ток протекает через дроссель L, в котором запасается энергия магнитного поля. Во время импульса, когда замыкается фронтовой контакт реле И, конденсатор С1 разряжается на обмотку реле П и конденсатор С2 через резистор R и дроссель L; одновременно на этих элементах выделяется энергия, накопленная в дросселе. Реле П возбуждается, и конденсатор С2 заряжается.
В следующем интервале заряжается конденсатор С1, а реле П в течение интервала получает питание от конденсатора С2. В импульсе ток от конденсатора С1 и дросселя протекает через обмотку реле П и конденсатор С2.
РЦ-свободна и исправна: при импульсной работе реле И непрерывно переключает свой контакт в цепи конденсаторного дешифратора. Реле П, получая питание в каждом импульсе от конденсатора С1 и дросселя, а в каждом интервале — от конденсатора С2, непрерывно удерживает якорь притянутым.
РЦ-занята или неисправна: при вступлении на РЦ поезда или нарушении целостности рельсовой нити прекращается импульсная работа реле И, тыловой контакт его будет непрерывно замкнут, и конденсатор С1 не сможет разрядиться на обмотку реле П и конденсатор С2. После разряда конденсатора С2 (примерно 1 с) реле П отпускает якорь, фиксируя занятость рельсовой цепи.
Важно. Схема дешифратора обеспечивает защиту от токов помех переменного кодового тока АЛС, а также исключает возможность срабатывания путевого реле П при занятой рельсовой цепи в случае повреждения отдельных элементов схемы.
Пояснение к работе схемы. Если через обмотку импульсного реле протекают непрерывные блуждающие токи или произошло механическое заедание якоря (импульсное реле не относится к реле I класса надежности), его импульсная работа прекращается (контакты не переключаются), и после разряда конденсаторов С1 и С2 реле П отпустит якорь.
При замыкании изолирующих стыков и занятой рельсовой цепи в обмотку импульсного реле может попадать переменный кодовый ток АЛС 50 Гц (на схеме не показано). Якорь реле И начинает вибрировать с частотой 50 Гц, так как это реле является быстродействующим. При этом возможно замыкание его фронтового контакта. Для исключения срабатывания путевого реле П в цепь разряда конденсатора С1 включен ограничивающий дроссель L с большим индуктивным сопротивлением (первичная обмотка трансформатора типа СТ-3). Индуктивное сопротивление дросселя L препятствует нарастанию напряжения на обмотке реле П и конденсаторе С2 до напряжения срабатывания. Исправность дросселя контролируется при нормальной работе дешифратора: в случае замыкания дросселя напряжение на реле П становится недостаточным для его срабатывания.
Схема дешифратора исключает возможность ложного возбуждения путевого реле и при других неисправностях схемы: обрыве или пробое конденсаторов С1 и С2, обрыве или пробое диодов VD1 и VD2, а также при сочетании ряда повреждений; случайном замыкании (сваривании) всех трех контактов импульсного реле (реле П и конденсатор С2 будут зашунтированы диодом VD1). Диод VD1 разделяет цепи заряда и разряда конденсатора С1. Диод VD2 защищает контакт реле И от искрообразования. Обрыв диода VD2 не контролируется, однако это повреждение не может привести к ложному возбуждению путевого реле, а вызывает на контакте реле И сильное искрение, что приведет лишь к преждевременному износу контакта.
При новом проектировании и строительстве автоблокировки используют схему релейного дешифратора (рис. 9.2). В нем используют дополнительные реле: повторитель импульсного реле И1 типа ИМШ1-1700, медленнодействующий повторитель ПИ типа АНШМ2-760 и его повторитель ПИ1 типа АНШ2-700 и основное реле П типа АНШ2-700. Кремневые диоды VD2, VD3 и VD4 обеспечивают замедление реле на отпускание, а диод VD1 исключает попадание циркулирующих через диод VD2 и обмотку реле ПИ токов в другие цепи.
Рис. 9.2. Схема релейного дешифратора
Схема релейного дешифратора сложна, но она обеспечивает более высокую устойчивость работы за счет исключения электролитических конденсаторов, параметры которых могут изменяться от продолжительности их работы и температуры окружающей среды. В этой схеме достигается более стабильное время отпускания якоря путевого реле (в пределах 0,9—1 с), благодаря чему обеспечивается удовлетворительный режим подачи кодовых сигналов АЛС при вступлении на РЦ поезда.
Схема релейного дешифратора отвечает всем требованиям безопасности, которые были рассмотрены выше применительно к конденсаторному дешифратору, в том числе при обрывах и замыканиях диодов и обмоток реле, а также при замыкании (сваривании) всех трех контактов импульсного реле.
Сравнение. Импульсная рельсовая цепь по сравнению с рельсовой цепью непрерывного питания имеет более высокую чувствительность к шунту и излому рельса, так как отпускание якоря реле П будет обеспечено, если ток в обмотке реле И снизится до тока непритяжения якоря. Отпускание якоря реле И гарантируется в интервале между импульсами, поэтому предельная длина импульсной цепи равна 2600 м.
В импульсных рельсовых цепях постоянного тока путевое реле всегда размещают на выходном конце блок-участка, т. е. импульсы для питания реле посылаются по ходу поезда. Это позволяет использовать контакты путевого реле для включения кодов АЛС при вступлении поезда, предварительного зажигания светофоров и подачи извещений на станцию и переезд о приближении поезда. Кроме того, такое размещение приборов исключает мешающее действие импульсов постоянного тока на локомотивные приемные устройства АЛС.
РЦ постоянного тока
Чаще на линиях с автономной тягой (тепловозная, паровая) применяют РЦ постоянного тока (более просты по устройству и потребляют малую мощность; возможность их резервного электропитания от аккумуляторов, что особенно важно для участков с ненадежным электроснабжением).
Аппаратуру располагают в релейных шкафах, а источники питания (выпрямители и аккумуляторы) — в батарейных, устанавливаемых рядом с релейными.
РЦ с непрерывным питанием
Структура РЦ с непрерывным питанием (см. рис. 8.1).
1. Рельсовая цепь получает питание от путевого выпрямителя ВАК-14(выпрямитель аккумуляторный). Для резервного питания предусмотрен аккумулятор АБН-72 (автоблокировочный на номинальную емкость 72 А·ч).
2. Ro регулируемый резистор - ограничитель тока (сопротивлением6 Ом)- через него источник питания подключают к рельсовым нитям.
.
Рис. 8.1. Схема рельсовой цепи постоянного тока
3. На другом конце РЦ к рельсовым нитям подключен путевой приемник — нейтральное путевое реле П: используют нейтральное путевое реле АНШ2-2 с сопротивлением обмоток 2 Ом. Ток срабатывания реле АНШ2-2 равен 135 мА, ток отпускания —55 мА, коэффициент возврата —0,407, мощность срабатывания —36,5 мВт.
4. Смежные рельсовые цепи разделяются одна от другой изолирующими стыками ИС.
Работа РЦ:
При свободности цепи через обмотку П протекает ток (реле возбуждено)- якорь реле притянут и замкнуты его общие и фронтовые контакты, которые используются в цепях управления и контроляустройствами АТ (автоматики и телемеханики).
При вступлении на РЦ подвижного состава колесные пары оказываются между источником питания и путевым реле П - замыкают цепь источника питания на себя, т.к. электрическое сопротивление колесных пар меньше, чем у реле П.
По этой причине увеличивается ток источника питания.-увеличивается падения напряжения источника на ограничителе - резисторе Ro, тогда резко уменьшается падение напряжения на обмотке путевого реле П и оно отпускает якорь. Переключаются контакты- замыкаются тыловые контакты реле - контролируется занятость рельсовой цепи.
Снижение тока (напряжения) в обмотках реле под действием колесных пар называетсяшунтовым эффектом, а колесные пары в данном случае называютсяпоездным шунтом.
Для железных дорог России нормативное значение сопротивления поездного шунта принято 0,06 Ом (для расчетов).
Электрическое сопротивление поездного шунта (0,06 Ом ) может иметь одна колесная пара у легкой подвижной единицы вместе с переходным сопротивлением между бандажами и чистыми головками рельсов.
Основным назначением ограничителя Rо является обеспечение шунтового эффекта рельсовой цепи. Одновременно он снижает ток при нахождении поезда на питающем конце, защищая источник от разрушения.
В рельсовых цепях постоянного тока ограничитель используют, также для регулировки рельсовой цепи. Наличие ограничителя является обязательным. В рельсовых цепях переменного тока в качестве ограничителя можно применять реактор (индуктивное сопротивление) или конденсатор (емкостное сопротивление).
Путевое реле фиксирует не только занятость рельсовой цепи ее подвижным составом, но и целостность рельсовых нитей пути. В случае полного излома рельса нарушается цепь питания путевого реле, оно отпускает якорь, фиксируя неисправность рельсовой нити.
Свойство рельсовой цепи контролировать исправность рельсовых нитей называется чувствительностью к излому (повреждению) рельса.
Для действия устройств автоматической локомотивной сигнализации АЛС схема допускает возможность ее кодирования с питающего или релейного конца.
Для контроля замыкания изолирующих стыков предусматривают чередование полярности тока в смежных рельсовых цепях. В случае замыкания изолирующих стыков путевые реле обеих свободных РЦ отпускают свои якоря, чем контролируется неисправность изолирующих стыков.
Для лучшей компенсации сигнальных токов в смежных цепях по обе стороны изолирующих стыков размещают питающие или релейные концы.
Недостатки.
1. Если изолирующие стыки замыкаются при занятой рельсовой цепи, то создается возможность подпитки путевого реле от источника смежной рельсовой цепи, в то время как свой источник питания зашунтирован. Таким образом, контроль замыкания изолирующих стыков отсутствует как раз в тот момент, когда он более всего необходим.
2. К недостаткам РЦ постоянного тока с непрерывным питанием следует отнести также малую предельную длину (до 1500 м),
3. отсутствие защиты от блуждающих токов, в том числе от обратных токов вагонного освещения и отопления при центральном источнике электроснабжения пассажирских поездов.
РЦ постоянного тока с непрерывным питанием используются только на станциях участков, не подверженных влиянию блуждающих токов.
Импульсные РЦ
На перегонах при автоблокировке применяютимпульсные РЦ (рис. 9.1). Периодическое замыкание (импульс) и размыкание (интервал) цепи питания производятся контактом непрерывно работающего маятникового трансмиттера.
В качестве путевого реле И служит импульсное поляризованное реле ИР1-0,3 или ИМШ-0,3. Ток срабатывания реле равен 280 мА, отпускания—135 мА; мощность срабатывания 24,4 мВт. Контакты импульсного реле вследствие их непрерывного переключения не могут быть использованы в цепях контроля свободности блок-участков и включения ламп светофоров, поэтому на релейном конце дополнительно устанавливают его повторитель — реле П, работающее от конденсаторного дешифратора и удерживающее якорь непрерывно притянутым при импульсной работе реле И.
Рис. 9.1. Схема импульсной рельсовой цепи постоянного тока
Пояснение к работе схемы дешифратора.
В интервале, когда замкнут тыловой контакт реле И, заряжается конденсатор С1 через резистор R и диод VD1 одновременно ток протекает через дроссель L, в котором запасается энергия магнитного поля. Во время импульса, когда замыкается фронтовой контакт реле И, конденсатор С1 разряжается на обмотку реле П и конденсатор С2 через резистор R и дроссель L; одновременно на этих элементах выделяется энергия, накопленная в дросселе. Реле П возбуждается, и конденсатор С2 заряжается.
В следующем интервале заряжается конденсатор С1, а реле П в течение интервала получает питание от конденсатора С2. В импульсе ток от конденсатора С1 и дросселя протекает через обмотку реле П и конденсатор С2.
РЦ-свободна и исправна: при импульсной работе реле И непрерывно переключает свой контакт в цепи конденсаторного дешифратора. Реле П, получая питание в каждом импульсе от конденсатора С1 и дросселя, а в каждом интервале — от конденсатора С2, непрерывно удерживает якорь притянутым.
РЦ-занята или неисправна: при вступлении на РЦ поезда или нарушении целостности рельсовой нити прекращается импульсная работа реле И, тыловой контакт его будет непрерывно замкнут, и конденсатор С1 не сможет разрядиться на обмотку реле П и конденсатор С2. После разряда конденсатора С2 (примерно 1 с) реле П отпускает якорь, фиксируя занятость рельсовой цепи.
Важно. Схема дешифратора обеспечивает защиту от токов помех переменного кодового тока АЛС, а также исключает возможность срабатывания путевого реле П при занятой рельсовой цепи в случае повреждения отдельных элементов схемы.
Пояснение к работе схемы. Если через обмотку импульсного реле протекают непрерывные блуждающие токи или произошло механическое заедание якоря (импульсное реле не относится к реле I класса надежности), его импульсная работа прекращается (контакты не переключаются), и после разряда конденсаторов С1 и С2 реле П отпустит якорь.
При замыкании изолирующих стыков и занятой рельсовой цепи в обмотку импульсного реле может попадать переменный кодовый ток АЛС 50 Гц (на схеме не показано). Якорь реле И начинает вибрировать с частотой 50 Гц, так как это реле является быстродействующим. При этом возможно замыкание его фронтового контакта. Для исключения срабатывания путевого реле П в цепь разряда конденсатора С1 включен ограничивающий дроссель L с большим индуктивным сопротивлением (первичная обмотка трансформатора типа СТ-3). Индуктивное сопротивление дросселя L препятствует нарастанию напряжения на обмотке реле П и конденсаторе С2 до напряжения срабатывания. Исправность дросселя контролируется при нормальной работе дешифратора: в случае замыкания дросселя напряжение на реле П становится недостаточным для его срабатывания.
Схема дешифратора исключает возможность ложного возбуждения путевого реле и при других неисправностях схемы: обрыве или пробое конденсаторов С1 и С2, обрыве или пробое диодов VD1 и VD2, а также при сочетании ряда повреждений; случайном замыкании (сваривании) всех трех контактов импульсного реле (реле П и конденсатор С2 будут зашунтированы диодом VD1). Диод VD1 разделяет цепи заряда и разряда конденсатора С1. Диод VD2 защищает контакт реле И от искрообразования. Обрыв диода VD2 не контролируется, однако это повреждение не может привести к ложному возбуждению путевого реле, а вызывает на контакте реле И сильное искрение, что приведет лишь к преждевременному износу контакта.
При новом проектировании и строительстве автоблокировки используют схему релейного дешифратора (рис. 9.2). В нем используют дополнительные реле: повторитель импульсного реле И1 типа ИМШ1-1700, медленнодействующий повторитель ПИ типа АНШМ2-760 и его повторитель ПИ1 типа АНШ2-700 и основное реле П типа АНШ2-700. Кремневые диоды VD2, VD3 и VD4 обеспечивают замедление реле на отпускание, а диод VD1 исключает попадание циркулирующих через диод VD2 и обмотку реле ПИ токов в другие цепи.
Рис. 9.2. Схема релейного дешифратора
Схема релейного дешифратора сложна, но она обеспечивает более высокую устойчивость работы за счет исключения электролитических конденсаторов, параметры которых могут изменяться от продолжительности их работы и температуры окружающей среды. В этой схеме достигается более стабильное время отпускания якоря путевого реле (в пределах 0,9—1 с), благодаря чему обеспечивается удовлетворительный режим подачи кодовых сигналов АЛС при вступлении на РЦ поезда.
Схема релейного дешифратора отвечает всем требованиям безопасности, которые были рассмотрены выше применительно к конденсаторному дешифратору, в том числе при обрывах и замыканиях диодов и обмоток реле, а также при замыкании (сваривании) всех трех контактов импульсного реле.
Сравнение. Импульсная рельсовая цепь по сравнению с рельсовой цепью непрерывного питания имеет более высокую чувствительность к шунту и излому рельса, так как отпускание якоря реле П будет обеспечено, если ток в обмотке реле И снизится до тока непритяжения якоря. Отпускание якоря реле И гарантируется в интервале между импульсами, поэтому предельная длина импульсной цепи равна 2600 м.
В импульсных рельсовых цепях постоянного тока путевое реле всегда размещают на выходном конце блок-участка, т. е. импульсы для питания реле посылаются по ходу поезда. Это позволяет использовать контакты путевого реле для включения кодов АЛС при вступлении поезда, предварительного зажигания светофоров и подачи извещений на станцию и переезд о приближении поезда. Кроме того, такое размещение приборов исключает мешающее действие импульсов постоянного тока на локомотивные приемные устройства АЛС.
Ложная работа импульсного реле от тока смежной цепи при замыкании изолирующих стыков исключается чередованием полярностей тока в смежных рельсовых цепях.
Импульсное путевое реле ИР 1-0,3 или ИМШ-0,3 срабатывает только от импульсов тока собственной цепи. При попадании тока другой полярности в его обмотку от источника смежной цепи под действием тока обратной полярности усилие на якорь будет направлено в сторону замыкания тылового контакта.
Достоинствами РЦ постоянного тока:
· простота,
· надежное резервирование питания от аккумуляторных батарей
· малое потребление электроэнергии. Мощность, потребляемая РЦ, равна19 В×А.
Однако эти РЦ имеют ряд недостатков: