Полит. и соц.-экон. предпосылки построения перспективной модели экон.
По временному фактору следует выделить две группы содержательных предпосылок – нацеленных на краткосрочную и долгосрочную перспективы.
Крактоср. экон. политика призвана решать неотложные и ближайшие задачи функционирования экономики страны, поддержания жизненного процесса нации, который нельзя прервать или остановить. К текущим задачам относятся: - реакции на тенденции и циклы рыночной конъюктуры; - краткосрочные мероприятия и проекты, рассчитанные на быструю отдачу вложенных средств; - мах использование наличных производственных мощностей; - ориентация финн. сферы, денежной политики на ближайшие цели борьбы с инфляцией, укрепление нац. валюты без должного учета долговременных интересов реального сектора экон-ки и др.
Долговременными явл. инвестиции в чел-кий капитал, знания, умения, в систему образования, науку и технологии, отдача от кот. имеет большой временной лаг. Поэтому данные инвестиции должны носить упреждающий хар-р.
В число позит. предпосылок и конструктивных факторов формирования перспективной модели экономики входят:
- выгодное экономико-географ. положение Беларуси;
- развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры в целом;
- значительные земельные, водные, лесные ресурсы, запасы важных полезных скопаемых;
- достаточно мощная строительная база;
- значительный научно-технический потенциал и др.
К числу внешних предпосылок относятся прежде всего учет главных тенденций развития цивилизации, встраивание в мировые процессы глобализации и информатизации, интеграция и сотрудничество в мировом и региональном масштабах.
Важными политич. предпосылками формирования ПМЭ явл.:
- построение соц. правового демократического государства;
- эволюция общественных структур в направлении институтов современного гражданского общества;
Важными внутрисистемными предпосылками построения ПМЭ явл. поддержание здоровой эконом. среды, обеспечение стабильного эконом. роста, повышение благосостояния населения и целенаправленное совершенствование в связи с этим макроэкономической политики (бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, валютной, ценовой и т.д.)
Приоритетными предпосылками и направлениями преобразований долговременного характера, ориентированными на построение ПМЭ, явл.:
- построение структурного и институционального каркаса ПМЭ;
- создание национальной инновационной системы;
- развитие человеческого потенциала и др.
Представление о том, что либерализация и рыночная свобода быстро приведут к созданию нормальных рыночных отношений, оказалось глубоко ошибочным. Поэтому при переходе к рыночной эк-ке в решении проблем формирования и функционирования институтов рыночного типа стартовая роль должна отводиться гос-ву. Его стратегич цель в переходной период — содействие системному формированию новых эк отношений, создание реальных условий для дальнейшей либерализации и дебюрократизации эк-ки, устранение административных барьеров при организации и ведении бизнеса.
30. Национальная стратегия устойчивого соц.-эконом. развития (НСУР – 2020)
НСУР-2020 была утверждена в мае 2004 г. в соответствии с Законом РБ «О государственном прогнозировании и программах соц.-экон. развития РБ».
НСУР-2020 призвана учесть изменения, произошедшие в стране и мире за последние годы, а также важнейшие программные документы, принятые в РБ, новые международные соглашения, в том числе Декларацию тысячелетия ООН, принятую Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г., Политическую декларацию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге и др.
Стратегическая цель устойчивого развития РБ как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экон., соц. и духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений.
Достижение этой цели предполагает поэтапное развитие экономики РБ. В НСУР-2020 выделены следующие этапы и их задачи.
Основной целью первого этапа (до 2010 г.). является дальнейшее повышение качества и уровня жизни на основе развития и рационального использования человеческого потенциала, повышения эффективности экономики и роста ее конкурентоспособности.
Целью второго этапа (2011–2020 гг.). является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные.
Переход страны к устойчивому развитию во многом определяется ее ролью и местом в мировом сообществе, имеющимися нац. ресурсами, созданным соц.-экон. потенциалом и возможностями его наращивания.
РБ обладает совокупностью благоприятных факторов и условий, которые способствуют ее переходу к устойчивому развитию. Это, прежде всего: выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитая система транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры в целом; значительные земельные, водные и лесные ресурсы, наличие ряда полезных ископаемых и др.
Нац. стратегия строится на следующих принципах устойчивого развития:
- человек – цель прогресса; уровень человеческого развития – мера зрелости общества, государства, его социально-экономической политики;
- повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, изменение структур потребления;
- улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений;
- переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики;
- рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное расходование возобновимых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновимых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию отходов;
- развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем.