Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
От Маршева В.И. - 27.08.2016
Макет учебной дисциплины
(и Календарно-тематический план)
«Методы исследований в менеджменте»
Ступень подготовки | Магистратура |
Направление | Менеджмент |
Название магистерской программы | |
Название дисциплины | Методы исследований в менеджменте |
Статус дисциплины | Базовая (обязательная) |
Год обучения | 1 год обучения |
Общая трудоемкость(кредиты/часы, включая экзамен -1 кредит=36 часам) | 3/108 |
Аудиторная работа общая(часы) | |
Аудиторная работа индивидуальная (Контактные часы)(часы) | |
Самостоятельная работа(часы) | |
Итоговая форма отчетности | Экзамен - Защита инд-го проекта |
Преподаватели(Ф.И.О., должность) | Маршев Вадим Иванович, профессор Чернов Сергей Епифанович, профессор Щёлокова Светлана Викторовна, н.с. Розенберг Наталья Игоревна, м.н.с. |
Контактный телефон | 8-495-9392997, 8-495-9392887 |
[email protected] |
1. Аннотация.Учебный курс (дисциплина) «Методы исследований в менеджменте» для студента магистратуры по направлению «Менеджмент» является во многом определяющим его дальнейшую научную специализацию, как исследователя, и будущую профессию, как менеджера и/или консультанта в сфере управления.
Поскольку обучение в магистратуре завершается защитой научно-практического проекта в формате магистерской диссертации, то этот курс нацелен на формирование у студента знаний в части определения актуальной научно-практической тематики в области менеджмента методологии исследования и выработку умений в проведении исследований по выбранной теме.
В учебном курсе «Методы исследований в менеджменте» рассматриваются 6 групп вопросов:
1. Изучаются атрибуты организации, как объекта исследования (в статике и динамике). При этом организация рассматривается как система, а потому, «организация» в целом и каждый её элемент могут быть объектом будущих исследований. Конкретизация объекта исследований в менеджменте может быть осуществлена, например, за счет уточнения общепринятых объективных характеристик объектов управления – отраслевых, региональных, национальных, организационно-правовых, размера, времени и т.д., т.е. за счет пространственных и временных характеристик объектов управления
2. Изучаются атрибуты управления организацией, какпредмета исследования (в статике и динамике). Кроме того, изучаются научные основы менеджмента, парадигмы менеджмента, предмет и предметные области управления (менеджмента), как науки (теории). При этом «управление» рассматривается как система (в статике и динамике), а потому, «система управления» в целом и каждый элемент этой системы могут быть как объектом, так и предметом исследований в менеджменте.
Конкретизация и выбор предметной области и предмета исследования предопределяются выбранной специализацией обучения в магистратуре по направлению «Менеджмент»
3. Изучается гносеология исследования в менеджменте как процесс – стадии, этапы, фазы
4. Изучаются результаты классических и новейших исследований в менеджменте
5. Изучаются и апробируются методы исследований систем управления и отдельных элементов системы управления (в форме упражнений в аудитории и домашних заданий).
6. Проводится индивидуальное мини-исследование по выбранной студентом управленческой теме (проблеме), результаты которого «защищаются» (в форме публичной презентации) на финальном экзамене.
2. Цели и учебные задачи дисциплины:
1. Сформировать знания о технологиях выявления актуальной научно-практической тематики в области менеджмента
2. Сформировать знания об «исследовании в менеджменте» как процессе
3. Сформировать знания о существующих методах исследования в менеджменте, их происхождении, о возможностях и ограничениях их применения
4. Выработать умения в организации и проведении исследований по выбранной теме в области менеджмента (в целом или отдельного элемента менеджмента)
5. Выработать умения и навыки аргументации актуальности темы, ведения научной дискуссий и защиты результатов исследовательской деятельности
3. В результате изучения данной дисциплины студент будет:
· знать основы «теории организации», основы «управления организацией», методологические основы исследований в области управления организацией;
· уметьорганизовывать и проводить исследования комплексных и конкретных проблем управления (менеджмента), в т.ч.формировать базы данных предстоящего исследования, проводить анализ конкретной организации (подразделения), разрабатывать схемы принятия управленческих решений в конкретном подразделении (функционале), проектировать организационную структуру управления, разрабатывать рекомендации по совершенствованию управления организации в целом или отдельного подразделения (функционала)
· уметьзащищать тему и актуальность гипотезы планируемого исследования
Аудиторная работа
№ Заня-тия | Темы занятий | Формы проведения занятий | Кол-во часов |
1. Введение в дисциплину 2. Формат занятий 3. О важности парадигм «управления (менеджмента) организацией» 4. Краткая характеристика парадигмальных исследований в менеджменте (на примере, «Лидерства», «ППР», T-Shape Mgt) 5. Организация – элементы, атрибуты, модели, система, бизнес-среда | Лекция. | ||
1. Организация, как Объект управления и Объект исследования 2.Управление организацией – элементы, процесс, система 3.Жизненный цикл в управлении организацией 4. Логика и алгоритм системного анализа и оценки бизнес-среды организации в контексте управления организацией. 5. Анализ внешней среды | Лекция Упражнения Кейс | ||
1. Научные основы управления, как база исследований в менеджменте 2. «Исследование в менеджменте» как процесс: стадии, этапы, фазы 3. Объекты, Предметные области, Предмет и другие категории исследований в менеджменте 5. Представления элементов системы управления, как объектов и предметов исследования 6. Финальный продукт курса – автореферат магистерской диссертации – состав атрибутов и разделов | Лекция Упражнения Кейс «Дж. Коллинз» | ||
1. Методы системного анализа и оценки управления организацией. Характеристика методов. Разработка вопросников. Анкетирование и интервьюирование 2. «Как читать книгу?». 3. «Уровень разработанности темы магистерской диссертации» | Лекция Упражнение | ||
1.Методы исследования управления некоторыми функционалами и внутриорганизационными процессами: - маркетингом, - персоналом, - лидерством - бизнес-процессом 2. Исследования в области жизненного цикла и управления организацией на разных стадиях ЖЦО 3. Методы, результаты и проблемы исследований в стратегическом менеджменте организацией | Лекция Упражнение «Адизес» | ||
1. Информационное обеспечение исследований в менеджменте 2. Факторный анализ бизнес-среды организации в контексте управления организацией 3. Особенности исследований управления различными социальными объектами (производственные организации, организации непроизводственной сферы; семейный бизнес, общественные организации; государственные учреждения, многоотраслевые холдинги и др.) | Лекция Упражнения Анализ кейсов | ||
Финальный экзамен | Защита инд-х проектов-авторефератов | ||
ИТОГО |
Контактные часы
№ занятия | Темы для изучения | Формы проведения занятий | Кол-во часов |
Темы АудЗанятия №1 | Консультации по темам занятия №1. Презентация результатов ДЗ-1 из раздела «Самостоятельная работа» | ||
Темы АудЗанятия №2 | Консультации по темам занятия №2 Консультации по разработке анкет Консультация по подготовке индивидуального проекта Презентация результатов ДЗ-2 из раздела «Самостоятельная работа» | ||
Темы АудЗанятия №3 | Консультации по темам занятия №3 Консультация по подготовке индивидуального проекта Презентация результатов ДЗ-3 | ||
Темы АудЗанятия №4 | Консультации по темам занятия №4 Консультация по подготовке индивидуального проекта Презентация результатов ДЗ-4 | ||
Темы АудЗанятия №5 | Консультации по темам занятия №5 Консультация по подготовке индивидуального проекта Презентация результатов ДЗ-5-6 | ||
Темы АудЗанятий №6 | Консультации по темам занятия №1-6 Консультация по подготовке индивидуального проекта Презентация результатов ДЗ-7 и ДЗ-8 | ||
ИТОГО |
Самостоятельная работа
№ недели | Темы для изучения | Форма выполнения и оценка в баллах | Кол-во часов |
Факторы успеха в бизнесе. Организация, как система, как объект управления, как объект исследования. Бизнес-среда организации. . Анализ внутренней среды организации | ДЗ-1. Характеристики ключевых функционалов организации(как возможные «объекты исследований») -10 баллов. | ||
Организация, как объект управления, как объект исследования. Анализ внешней бизнес-среды. | ДЗ-2.Элементы и характеристики ключевых блоков внешней среды организации10 бл. ДЗ-3. Разработка вопросников для проведения анализа состояния ключевых блоков бизнес-среды организации – объекта исследования (в малых группах, письм.) – 10бл. | ||
Управление как система. Научные основы управления организацией. Структура автореферата магистерской диссертации | ДЗ-4. Характеристики ключевых элементов системы управления: функции, методы, кадры и оргструктуры управления и процессы управления. (как возможные «предметы исследований»). Разработка вопросников для проведения анализа и оценки состояния системы и/или элементов системы управления (индивидуально, письменно, ppt) - 15бл | ||
Основные категории НИР в менеджменте. Объект, предметная область и предмет исследований в менеджменте | ДЗ-5. Поиск и составление списка литературы (в т.ч. электронных источников) по теме. Подготовка презентации на тему «Объект и предмет исследования в менеджменте» (индивидуально, письменно, ppt) – 5бл | ||
Методы исследований и критерии выбора методов исследований в менеджменте | ДЗ-6. Реферат на тему «Уровень разработанности темы исследования» (инд-но, письменно – 10-15 стр.) – 15бл | ||
Актуальные исследования в менеджменте | ДЗ-7. Разработка Разделов №№1-5 проекта автореферата магистерской диссертации (индивидуально, письменно, ppt) – 5бл. | ||
Актуальные исследования в менеджменте | ДЗ-8. Разработка Разделов №№6-11 проекта автореферата магистерской диссертации (индивидуально, письменно, ppt) – 10бл. | ||
Проект «Исследование управления «организацией»» | Подготовка проекта «Автореферат-Исследование управления «организацией»» (инд-но, письм., ppt) | ||
ИТОГО |
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Формы и методы проведения аудиторных занятий.Лекции, упражнения, анализ кейсов, презентации индивидуальных исследовательских проектов
Формы проведения контактных часов. Консультации, обсуждение и проверка домашних заданий, обсуждение тем исследований, рефератов, презентации анализа кейсов, презентации промежуточных результатов индивидуальных исследовательских проектов