Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

От Маршева В.И. - 27.08.2016

Макет учебной дисциплины

(и Календарно-тематический план)

«Методы исследований в менеджменте»

Ступень подготовки Магистратура
Направление Менеджмент
Название магистерской программы  
Название дисциплины Методы исследований в менеджменте
Статус дисциплины Базовая (обязательная)
Год обучения 1 год обучения
Общая трудоемкость(кредиты/часы, включая экзамен -1 кредит=36 часам) 3/108
Аудиторная работа общая(часы)
Аудиторная работа индивидуальная (Контактные часы)(часы)
Самостоятельная работа(часы)
Итоговая форма отчетности Экзамен - Защита инд-го проекта
Преподаватели(Ф.И.О., должность) Маршев Вадим Иванович, профессор Чернов Сергей Епифанович, профессор Щёлокова Светлана Викторовна, н.с. Розенберг Наталья Игоревна, м.н.с.
Контактный телефон 8-495-9392997, 8-495-9392887
e-mail [email protected]

1. Аннотация.Учебный курс (дисциплина) «Методы исследований в менеджменте» для студента магистратуры по направлению «Менеджмент» является во многом определяющим его дальнейшую научную специализацию, как исследователя, и будущую профессию, как менеджера и/или консультанта в сфере управления.

Поскольку обучение в магистратуре завершается защитой научно-практического проекта в формате магистерской диссертации, то этот курс нацелен на формирование у студента знаний в части определения актуальной научно-практической тематики в области менеджмента методологии исследования и выработку умений в проведении исследований по выбранной теме.

В учебном курсе «Методы исследований в менеджменте» рассматриваются 6 групп вопросов:

1. Изучаются атрибуты организации, как объекта исследования (в статике и динамике). При этом организация рассматривается как система, а потому, «организация» в целом и каждый её элемент могут быть объектом будущих исследований. Конкретизация объекта исследований в менеджменте может быть осуществлена, например, за счет уточнения общепринятых объективных характеристик объектов управления – отраслевых, региональных, национальных, организационно-правовых, размера, времени и т.д., т.е. за счет пространственных и временных характеристик объектов управления

2. Изучаются атрибуты управления организацией, какпредмета исследования (в статике и динамике). Кроме того, изучаются научные основы менеджмента, парадигмы менеджмента, предмет и предметные области управления (менеджмента), как науки (теории). При этом «управление» рассматривается как система (в статике и динамике), а потому, «система управления» в целом и каждый элемент этой системы могут быть как объектом, так и предметом исследований в менеджменте.

Конкретизация и выбор предметной области и предмета исследования предопределяются выбранной специализацией обучения в магистратуре по направлению «Менеджмент»

3. Изучается гносеология исследования в менеджменте как процесс – стадии, этапы, фазы

4. Изучаются результаты классических и новейших исследований в менеджменте

5. Изучаются и апробируются методы исследований систем управления и отдельных элементов системы управления (в форме упражнений в аудитории и домашних заданий).

6. Проводится индивидуальное мини-исследование по выбранной студентом управленческой теме (проблеме), результаты которого «защищаются» (в форме публичной презентации) на финальном экзамене.

2. Цели и учебные задачи дисциплины:

1. Сформировать знания о технологиях выявления актуальной научно-практической тематики в области менеджмента

2. Сформировать знания об «исследовании в менеджменте» как процессе

3. Сформировать знания о существующих методах исследования в менеджменте, их происхождении, о возможностях и ограничениях их применения

4. Выработать умения в организации и проведении исследований по выбранной теме в области менеджмента (в целом или отдельного элемента менеджмента)

5. Выработать умения и навыки аргументации актуальности темы, ведения научной дискуссий и защиты результатов исследовательской деятельности

3. В результате изучения данной дисциплины студент будет:

· знать основы «теории организации», основы «управления организацией», методологические основы исследований в области управления организацией;

· уметьорганизовывать и проводить исследования комплексных и конкретных проблем управления (менеджмента), в т.ч.формировать базы данных предстоящего исследования, проводить анализ конкретной организации (подразделения), разрабатывать схемы принятия управленческих решений в конкретном подразделении (функционале), проектировать организационную структуру управления, разрабатывать рекомендации по совершенствованию управления организации в целом или отдельного подразделения (функционала)

· уметьзащищать тему и актуальность гипотезы планируемого исследования

Аудиторная работа

№ Заня-тия Темы занятий Формы проведения занятий Кол-во часов
1. Введение в дисциплину 2. Формат занятий 3. О важности парадигм «управления (менеджмента) организацией» 4. Краткая характеристика парадигмальных исследований в менеджменте (на примере, «Лидерства», «ППР», T-Shape Mgt) 5. Организация – элементы, атрибуты, модели, система, бизнес-среда Лекция.  
1. Организация, как Объект управления и Объект исследования 2.Управление организацией – элементы, процесс, система 3.Жизненный цикл в управлении организацией 4. Логика и алгоритм системного анализа и оценки бизнес-среды организации в контексте управления организацией. 5. Анализ внешней среды Лекция Упражнения Кейс  
  1. Научные основы управления, как база исследований в менеджменте 2. «Исследование в менеджменте» как процесс: стадии, этапы, фазы 3. Объекты, Предметные области, Предмет и другие категории исследований в менеджменте 5. Представления элементов системы управления, как объектов и предметов исследования 6. Финальный продукт курса – автореферат магистерской диссертации – состав атрибутов и разделов Лекция Упражнения Кейс «Дж. Коллинз»  
1. Методы системного анализа и оценки управления организацией. Характеристика методов. Разработка вопросников. Анкетирование и интервьюирование 2. «Как читать книгу?». 3. «Уровень разработанности темы магистерской диссертации» Лекция Упражнение    
  1.Методы исследования управления некоторыми функционалами и внутриорганизационными процессами: - маркетингом, - персоналом, - лидерством - бизнес-процессом 2. Исследования в области жизненного цикла и управления организацией на разных стадиях ЖЦО 3. Методы, результаты и проблемы исследований в стратегическом менеджменте организацией Лекция Упражнение «Адизес»  
  1. Информационное обеспечение исследований в менеджменте 2. Факторный анализ бизнес-среды организации в контексте управления организацией 3. Особенности исследований управления различными социальными объектами (производственные организации, организации непроизводственной сферы; семейный бизнес, общественные организации; государственные учреждения, многоотраслевые холдинги и др.) Лекция Упражнения Анализ кейсов
Финальный экзамен Защита инд-х проектов-авторефератов
ИТОГО

Контактные часы

№ занятия Темы для изучения Формы проведения занятий Кол-во часов
Темы АудЗанятия №1 Консультации по темам занятия №1. Презентация результатов ДЗ-1 из раздела «Самостоятельная работа»
Темы АудЗанятия №2 Консультации по темам занятия №2 Консультации по разработке анкет Консультация по подготовке индивидуального проекта Презентация результатов ДЗ-2 из раздела «Самостоятельная работа»
Темы АудЗанятия №3 Консультации по темам занятия №3 Консультация по подготовке индивидуального проекта Презентация результатов ДЗ-3
Темы АудЗанятия №4 Консультации по темам занятия №4 Консультация по подготовке индивидуального проекта Презентация результатов ДЗ-4
Темы АудЗанятия №5 Консультации по темам занятия №5 Консультация по подготовке индивидуального проекта Презентация результатов ДЗ-5-6
Темы АудЗанятий №6 Консультации по темам занятия №1-6 Консультация по подготовке индивидуального проекта Презентация результатов ДЗ-7 и ДЗ-8
ИТОГО

Самостоятельная работа

№ недели Темы для изучения Форма выполнения и оценка в баллах Кол-во часов
Факторы успеха в бизнесе. Организация, как система, как объект управления, как объект исследования. Бизнес-среда организации. . Анализ внутренней среды организации ДЗ-1. Характеристики ключевых функционалов организации(как возможные «объекты исследований») -10 баллов.  
Организация, как объект управления, как объект исследования. Анализ внешней бизнес-среды.   ДЗ-2.Элементы и характеристики ключевых блоков внешней среды организации10 бл. ДЗ-3. Разработка вопросников для проведения анализа состояния ключевых блоков бизнес-среды организации – объекта исследования (в малых группах, письм.) – 10бл.
Управление как система. Научные основы управления организацией. Структура автореферата магистерской диссертации ДЗ-4. Характеристики ключевых элементов системы управления: функции, методы, кадры и оргструктуры управления и процессы управления. (как возможные «предметы исследований»). Разработка вопросников для проведения анализа и оценки состояния системы и/или элементов системы управления (индивидуально, письменно, ppt) - 15бл
Основные категории НИР в менеджменте. Объект, предметная область и предмет исследований в менеджменте ДЗ-5. Поиск и составление списка литературы (в т.ч. электронных источников) по теме. Подготовка презентации на тему «Объект и предмет исследования в менеджменте» (индивидуально, письменно, ppt) – 5бл
Методы исследований и критерии выбора методов исследований в менеджменте ДЗ-6. Реферат на тему «Уровень разработанности темы исследования» (инд-но, письменно – 10-15 стр.) – 15бл
Актуальные исследования в менеджменте ДЗ-7. Разработка Разделов №№1-5 проекта автореферата магистерской диссертации (индивидуально, письменно, ppt) – 5бл.
Актуальные исследования в менеджменте ДЗ-8. Разработка Разделов №№6-11 проекта автореферата магистерской диссертации (индивидуально, письменно, ppt) – 10бл.
Проект «Исследование управления «организацией»» Подготовка проекта «Автореферат-Исследование управления «организацией»» (инд-но, письм., ppt)
ИТОГО

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Формы и методы проведения аудиторных занятий.Лекции, упражнения, анализ кейсов, презентации индивидуальных исследовательских проектов

Формы проведения контактных часов. Консультации, обсуждение и проверка домашних заданий, обсуждение тем исследований, рефератов, презентации анализа кейсов, презентации промежуточных результатов индивидуальных исследовательских проектов

Наши рекомендации