Источники экономической прибыли. Функции прибыли.
Функции прибыли: 1) прибыль эффективно воздействует и на уровень использования ресурсов, и на их распределение среди альтернативных видов производства; 2) прибыль действует как стимул для нововведений и инвестирования, что, в свою очередь, вызывает рост объема производства и занятости; 3) прибыль ? это сигнал о том, что общество желает расширения данной конкретной отрасли; убытки же сигнализируют о необходимости сократить «больные» или ненужные отрасли.
Экономическая прибыль ? это цель любой фирмы в рыночной экономике.
В условиях статичной экономики чистая прибыль равна нулю. Почему? Ответ: в статичной экономике: 1) все основные данные ? предложение ресурсов, техника и технология и совокупный спрос ? постоянны и неизменны; 2) будущее вполне предсказуемо; 3) издержки полностью возмещаются, не оставляя никакого остатка в виде чистой прибыли. Для статичной экономики характерно понятие нулевой экономическойприбыли.
В условиях растущей, или динамичной, экономики прибыль растет.
Почему? Ответ: в динамичной экономике: 1) все основные данные ? предложение ресурсов, техника и технология, совокупный спрос ? всегда меняются; 2) будущее хотя и неопределенно, но предполагается перспектива; 3) предприниматели стремятся к максимизации прибыли и нередко берут на себя риск. Таким образом, для динамичной экономики характерно понятие растущей прибыли. Связывая чистую прибыль с риском, важно разграничивать страхуемый и нестрахуемый риски. К страхуемым рискам относятся те явления, потери от которых молено избежать путем покупки страхового полиса. Нестрахуемые риски ? событие, возникновение которого неконтролируемо и непредсказуемо и которое может повлечь за собой убытки, какие нельзя предотвратить приобретением страхового полиса. В связи с этим предприниматель должен взять на себя убытки. Чаще всего нестрахуемые риски возникают в результате циклических и структурных сдвигов в экономике.
Источники экономической прибыли следует видеть в эффективном использовании ресурсов, как людских, так и материальных. Это значит: 1) необходимо постоянно повышать квалификацию работников, создавать нормальные условия для их деятельности, заботиться о них; 2) совершенствовать техническое и технологическое обеспечение производства и сбыта.
Иначе говоря, нужны инновации, т. е. новая техника, новая технология, новые системы управления. Инновации ? это всегда источник прибыли и важная черта динамичной политики. Однако в условиях конкуренции инновационная прибыль носит временный характер. Соперничающие фирмы перенимают друг у друга инновации, сводя тем самым на нет экономическую прибыль. Несмотря на это, инновационная прибыль всегда будет существовать в динамичной экономике.
Может существовать иной источник экономической прибыли, отличный от новой техники, технологии, систем управления, рисковых функций предпринимателя. И таковым источником является наличие монопольной власти. Ее результатом является монопольная прибыль ? прибыль, обусловленная господством монополий. Она основана на жестком контроле над объемом производства и ценами со стороны монополиста
Билет № 50
Государственное регулирование экономики. Направления и «рычаги» управления рынком
Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.
Государство отвечает за:
· Фискальную политику (бюджет, налоги)
· Монетарную политику (денежные средства, регулирование кредитного рынка)
· Регулирование внешней торговли
· Регулирование распределения доходов
Механизмы государственного регулирования рыночной экономики:
· Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.
· Денежно-кредитная (монетарная) политика — контроль над денежной массой в экономике. Её цель — поддержка стабильного развития экономики.
Методы регулирования разделяются на:
· Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты)
· Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика
· Внешнеэкономическое регулирование
Формы регулирования:
· Государственные целевые программы (социальные)
· Прогнозирование
· Моделирование ситуаций
Регулирование государства распространяется и на технические аспекты деятельности. Это так называемое «техническое регулирование». Это регулирование имеет общие «централизованные механизмы», которые характерны и для экономического регулирования: нормирование, сертификация и надзор, лицензирование, аккредитация, делегирование, регистрация, санкции и апелляции.
Причины регулирования:
· Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.)
· Наличие частного и общественного характера производства
· Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы)
· Научно-технический прогресс
· Тенденция к монополизации
· Наличие международной конкуренции.
Наиболее общая цель государственного регулирования экономики состоит в том, чтобы ограничить действие законов рынка определёнными рамками, исходя из интересов господствующих элит.
БИЛЕТ 51
КОЭФФИЦИЕНТ КОНЦЕНТРАЦИИ — показатель степени концентрации продавцов на рынке; доля самых крупных четырех или восьми фирм в объеме продаж.
Индекс Херфиндаля или Индекс Херфиндаля — Хиршмана (англ. Herfindahl-Hirschman index) (также известен, как ИндексГерфиндаля — Гиршмана) используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли.
,
где — выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасл
Билет № 52.
В чём состоит преимущество индекса рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана по сравнению с коэффициентом концентрации.
Используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли.
где — выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли
В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы, индекс H будет равен 10000. Для двух фирм с равными долями , для 100 фирм с долей в 1% .
Индекс Херфиндаля — Хиршмана реагирует на рыночную долю каждой фирмы в отрасли.
Он показывает, какое место, долю на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями. Его основным преимуществом является способность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке.
Билет № 53.