Виды издержек фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах: общие, средние, предельные издержки.

Критерием разделения краткосрочного и долгосрочного периодов является не время, а наличие (в краткосрочном) или отсутствие (в долгосрочном) деления всех ресурсов на постоянные и переменные

В краткосрочном периоде фирма меняет один фактор производства, а остальные постоянные. Существующее в краткосрочном периоде различие между постоянными и переменными ресурсами обусловливает выделение постоянных и переменных издержек (критерий деления – реакция на изменение объемов выпуска).

Постоянные издержки (TFC) – издержки, которые не зависят от объема выпуска продукции (например, лицензионные платежи, арендная плата помещений, проценты по полученным кредитам, зарплата административно-управленческого персонала).

Переменные издержки (TVC) – издержки, зависящие от объема выпуска продукции (например, затраты на закупку сырья, материалов, комплектующих, затраты на электроэнергию, заработная плата рабочим).

Сумма постоянных и переменных издержек образует общие (валовые) издержки (TC) краткосрочного периода (рис. 7.3):

ТС = TFC+TVC.

Мощным инструментом экономического анализа является изучение средних издержек, или издержек в расчете на единицу продукции.

Средние постоянные издержки (AFC) характеризуются затратами постоянного ресурса, с которыми в среднем производится единица продукции в денежной форме: АFС = TFС/ Q.

При увеличении объема производства AFC снижаются. Это явление называют распределением накладных расходов. По понятным соображениям для фирмы оно служит мощным стимулом увеличения производства.

Средние переменные издержки (AVC) характеризуют затраты переменного ресурса, с которыми в среднем производится единица продукции в денежной форме: АVC = TVС/ Q.

Средние издержки (себестоимость единицы продукции) (АТС) – затраты на производство и реализацию одной единицы продукции в денежной форме: АТС= ТС/ Q.

Предельные издержки (МС) – издержки, необходимые для производства одной дополнительной единицы продукции

   

В долгосрочном периоде все ресурсы и все издержки являются переменными.

Эффективность использования ресурсов анализируется с помощью функции долгосрочных средних издержек (LATC). Кривая LATC состоит из последовательных участков кривых краткосрочных средних издержек (ATCi, 1<i<n) до точек их пересечения со следующей такой кривой (жирная волнообразная линия на рис. 7.5).

Динамика LATC определяется действием эффектом масштаба производства. Если имеет место положительный эффект масштаба, то средние издержки снижаются при росте масштаба производства (функция LATC убывает – участок ОQ1, рис. 7.6). В этом случае говорят об экономии на масштабах производства.

Если эффект масштаба отсутствует, то средние издержки не изменяются при увеличении масштаба производства (функция LATC постоянна – участок Q1Q2). Такая ситуация называется участком постоянной отдачи.

Если имеет место отрицательный эффект масштаба, средние издержки увеличиваются при росте масштаба производства (функция LATC возрастает – участок Q2Q). В этом случае говорят о дезэкономии на масштабах производства.

13. Условие безубыточности и максимизации прибыли в любой рыночной структуре. Безубыточность для фирмы означает возмещение за счет выручки от реализации всех экономических издержек. Точкой безубыточности является наименьший объем выпуска, при котором выполняется условие: TR = TC. QA и QВ – объемы безубыточности (критические точки – объемы производства, при которых фирма переходит от убыточного к прибыльному производству и наоборот), причем QA – порог рентабельности (начиная с этого объема фирма входит в зону прибыли). c) если Q > QA, тогда TR >TC. Фирма имеет экономическую прибыль (PFэк. >0) и может увеличивать объем производства до QВ; d) если Q > QВ, тогда TR < TC. Фирма несет убытки (PFэк.< 0). Наилучший (оптимальный) вариант для фирмы – это объем выпуска продукции Q*, когда разница между TR и TC максимальна, т.е. будет достигнут максимальный объем прибыли при выпуске продукции Q* (рис. 7.7).  
Рис. 7.7. Выбор Q при сравнении TR и TC Рис. 7.8. Выбор Q при сравнении МR и МC

2 подход. Сравнение предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC) (рис. 7.8):

а) MR >MC. На участке QAQ* фирма будет недополучать возможную прибыль и будет наращивать производство;

б) MR = MC. Фирма максимизирует прибыль при оптимальном объеме производства Q*;

в) MR <MC. На участке Q*QВ фирме следует прекратить расширять объем производства, т.к. эффективность снизится.

На рис. 7.8 показано применение 2 подхода для рынка совершенной конкуренции. Условие MR = MC → Q*, при котором PFmax (прямо-угольник PCDP1). QA и QВ – объемы безубыточности (PFэк.= 0).

Сравнение МR и МC является универсальным способом определения объема производства продукции в любой рыночной структуре.

14. Виды рыночных структур: сравнительная характеристика. Рыночная конкуренция – это борьба за ограниченный спрос потребителя, которую ведут фирмы между собой на доступных им сегментах рынка. По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет следующие типы рынков: · рынок совершенной конкуренции; · рынки несовершенной конкуренции, подразделяющиеся: а) на монополию; б) монополистическую конкуренцию; в) олигополию. Общая характеристика типов рыночных структур представлена в табл. 8.1. Таблица 8.1 Сравнительная характеристика типов рыночных структур
Признак Совершенная конкуренция Монополия Монополистическая конкуренция Олигопо ия
Тип продукции Однородная (есть заменители) Уникальная (нет заменителей) Дифференцированная (есть заменители, но с отличительными свойствами) Однородная или дифференциро­ванная
Количество фирм и их величина Много (мелкие) Одна (крупная) Много (небольшие) Несколько (крупные – лидеры и мелкие – последователи)
Легкость входа и выхода Легкий Барьеры Легкий Барьеры
Контроль над ценами Ценополуча­тель Ценоустанови­тель Небольшой Значительный
Неценовая конкуренция Отсутствует Реклама связи фирмы с общест­венными организация­ми Упор на рекламу, торговые знаки, марки и т.п. Типич а при дифференциации продукции

Однородная продукция означает, что все единицы продукции абсолютно одинаковы для покупателя и на их выбор не влияет информация о том, кем, где, когда и каким технологическим способом произведена та или иная его единица (например, жетон метро, сахар, помидоры и т.д.).

Дифференциация продукцииозначает отличие продукции, выпускаемой одной фирмой, от продукта других фирм; обусловлена различиями в качестве товара, сервисном обслуживании, рекламе. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая фирма производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов (например, шампунь для всех типов волос и шампунь для окрашенных волос).

Уникальная продукция предполагает отсутствие совершенных заменителей (например, газ, электроэнергия, вода).

15. Спрос и предложение в условиях конкурентного рынка. Максимизация прибыли на рынке чистой конкуренции. Кривая спроса отдельной фирмы (краткосрочный период) на рынке совершенной конкуренции абсолютно эластична и совпадает с кривой предельного и среднего дохода: D=P=MR=AR (рис. 8.1). Средний доход (AR)отражает выручку в расчете на единицу реализованной продукции: AR = TR / Q. Предельный доход(MR) представляет собой дополнительный доход, полученный в результате продажи последней из реализованных единиц продукции: MR = ∆TR / ∆Q. Графически общий доход (выручка) фирмы (TR) – это луч, прове-денный через начало координат с наклоном: tgα = TR/Q = MR = Р. То есть наклон кривой валового дохода равен предельному доходу, который в свою очередь равен рыночной цене продукта, продаваемого конкурентной фирмой. Отсюда, в частности, следует, что чем выше цена, тем круче вверх пойдет прямая TR. Кривая спроса для конкурентной отрасли складывается как сумма спроса индивидуальных потребителей при определенной цене: ; имеет отрицательный угол наклона (рис. 8.2).
Рис. 8.1. Кривые спроса и общего дохода для фирмы Рис. 8.2. Спрос и предложение для отрасли

Поведение фирмы на конкурентном рынке определяется общим правилом оптимизации производства, максимизирующем прибыль: MR = MC. Воспринимая цену на свой товар как заданную рынком, конкурентная фирма фактически выбирает объем производства из равенства P = MC.

Фирма формирует свое предложение исходя из величины предельных издержек. Рассмотрим поведение фирмы при различных уровнях рыночных цен (рис. 8.3):

1) при Р1 1 > ATCmin, Р1 = МС) и Q1 – фирма получает эконо-мическую прибыль (PFmax); фирма формирует предложение;

2) при Р22 = ATCmin = МС) и Q2 – фирма работает в условиях безубыточности (PFэк.= 0); фирма формирует предложение;

3) при Р3 (ATCmin < Р3 < AVCmin, Р3 = МС) и Q3 – фирма работает с убытками, при этом окупает полностью AVC и частично AFC; фирма формирует предложение;

4) при Р44 = AVCmin = МС) и Q4 – фирма работает на пределе, ее убытки равны постоянным затратам; здесь фирма должна принять решение: продолжить работу или выйти из отрасли. В основе решения лежит принцип минимизации убытков: если убытки при закрытии больше, чем при продолжении работы, то фирма остается в отрасли. Фирма формирует предложение;

5) при Р5 5 < AVCmin) – фирма прекращает производство; фирма не формирует предложение товаров и услуг.

Таким образом, кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде представляет собой возрастающую ветвь кривой МС, которая лежит выше минимума AVC.

   
16. Условия ухода из отрасли и безубыточность для фирмы в условиях совершенной конкуренции. Критерии целесообразности производства: Ø в краткосрочном периоде - непревышение убытками размера постоянных издержек (| PF| < TFC); Ø в долгосрочном периоде - наличие неотрицательной эконо-мической прибыли (PF ³ 0). В краткосрочном периоде возможны следующие варианты поведения фирмы (подробно в п. 8.2.1): ü работа ради максимальной прибыли; ü безубыточная работа; ü работа ради минимизации убытков; ü прекращение производства. Равновесие конкурентной отрасли в краткосрочном периоде – состояние, при котором выпуск всех фирм в отрасли обеспечивает максимизацию прибыли при условии МС=Р. Таким образом, Dотр.= Sотр.→ точка равновесия Е(P*,QЕ) (рис. 8.2; равновесие для отдельной фирмы рассмотрено в п. 7.4, рис. 7.6 и 7.7). Равновесие конкурентной отрасли в долгосрочном периоде – состояние, при котором все фирмы в отрасли получают нормальную или нулевую экономическую прибыль, в связи с чем отсутствуют стимулы для входа в отрасль или выхода из отрасли новых фирм. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде - точка Е на рис. 8.4. Условия равновесия фирмы и отрасли в долгосрочном периоде: 1) выполняются условия краткосрочного равновесия, т.е. кратко-срочные предельные издержки равны краткосрочному предельному доходу и цене (P = MR = MC); 2) каждая из фирм удовлетворена объемами используемых производственных мощностей (краткосрочные средние издержки равны наименьшим возможным долгосрочным средним издержкам AТCmin = = LAТCmin); 3) фирма получает нулевую экономическую прибыль, а потому не существует фирм, желающих войти в отрасль или покинуть ее (P = = AТCmin). Итак, обобщающее условие долгосрочного равновесия: P = MR = MC = AТCmin = LAТCmin. Если при существующей рыночной цене несколько фирм тер­пят убытки и прекращают производство, предложение на рынке сокраща­ется. Результатом сокращения предложения при постоянном спросе являет­ся повышение цены. Возросшая цена позволит оставшимся в отрасли фирмам получать экономическую прибыль. В условиях совершенной конкуренции, когда нет ограничений доступа на рынок, появятся новые фирмы, привлеченные возросшей прибылью. В результате предложе­ние возрастет, а цена снизится. При совершенной конкуренции такие коле­бания носят постоянный характер. Равновесие на рынке будет достигнуто тогда, когда у фирм не будет стимулов как для входа в отрасль, так и для выхода из нее. Это достигается при условии: P = MR = MC = AТCmin = = LAТCmin, при этом PF=0, т.е. фирмы работают в режиме безубыточности. Недостатки рынка совершенной конкуренции: – в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП; – способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя; – не может распространяться на производство общественных благ; – вытесняется монополиями и олигополистическими структурами. Таким образом, при всех своих достоинствах рынок совершенной конкуренции не должен быть объектом идеализации. Малые размеры действующих на рынке совершенной конкуренции компаний затрудняют их деятельность в современном, насыщенном крупномасштабной техникой и пронизанном инновационными процессами мире.     17. Фирма-монополист: характерные черты, монопольная власть и ее показатели, оптимальный объем выпуска, ценовая дискриминация. Антимонопольное регулирование. Монополия характеризуется следующими признаками: - в отрасли действует одна фирма, создающая уникальный продукт; - барьеры входа в отрасль непреодолимы для других фирм (связаны с крупными размерами, динамикой издержек, наличием патентов и лицензий, нечестной конкуренцией (например, демпинг, насилие, подкуп, шантаж, шпионаж, дезинформация потребителей); - полная информация. Монополии выступают в следующих формах: 1) закрытая монополия– фирма защищена от конкуренции юридически: авторским правом, патентом, лицензией; 2) открытая монополия – фирма, впервые вышедшая на рынок с новой продукцией и не имеющая специальной защиты от конкуренции; 3) естественная (технологическая) монополия – возникает вследствие технологических особенностей производства; специфический субъект экономики, который никогда не функционирует по чисто рыночным принципам. Обычно естественный монополист имеет наименьший уровень издержек; 4) искусственная (предпринимательская) монополия – складывается в отраслях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами; распространенна в ситуации преобладания нескольких фирм, сотрудничающих в той или иной форме. Монополист максимизирует прибыль, выпускает такой объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам: MR=MC. Поскольку монополист принимает решение об объеме про­изводства, выравнивая предельный доход и предельные издержки, цена и количество произведенной продукции будут иными по сравнению с усло­виями совершенной конкуренции. Объем выпуска продукции, при котором MR=MC, обеспечивает фирме-монополисту максимальную прибыль. Цена, дающая максимум прибыли, равна высоте кривой спроса при этом уровне выпуска На монопольную власть влияют три фактора: Ø эластичность (рыночного) спроса: если одна фирма в отрасли, то кривая спроса совпадает с кривой рыночного спроса; Ø число фирм на рынке: монопольная власть снижается по мере роста числа фирм; Ø взаимодействие между фирмами: монопольная власть уменьшается, когда фирмы конкурируют и увеличивается, когда сотрудничают. Ценовая дискриминация– увеличение общей прибыли фирмы с помощью установления разных цен для разных потребителей и (или) для разных рыночных ситуаций. Государство во всех странах мира использует антимонопольную политику, т.е. ограничивает деятельность монополий. По отношению кестественным монополиям правительство использует контроль за ценообразованием и за объемом производства, закрепляя максимальную величину цен на продукцию и услуги. По отношению к искусственным монополиям правительство контролирует процессы слияний и поглощений, приводящие к сокращению конкуренции в отрасли. Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие одного из основных признаков монополизации рынка: Ø либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы; Ø либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами. индекс Херфиндаля-Хиршмана В антимонопольной политике к искусственным монополиям используется два подхода: · поведенческий, при котором антимонопольные санкции применяются только к фирмам, злоупотребляющим своим монопольным положением; · структурный, при котором санкции применяются к фирмам, превысившим определенную долю рынка.   18. Фирма-монопольный конкурент: основные характеристики, оптимальный объем выпуска. Роль рекламы. Основные черты монополистической конкуренции: – множество мелких фирм в отрасли производят дифференци­рованную продукцию; – доступ в отрасль монополистической конкуренции относительно свободен, выход на такой рынок не блокирован никакими иными барьерами, за исключением препятствий, связанных с дифференциацией продукта; потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая экономические прибыли до нуля; – как и в условиях чистой монополии, фирма, работающая в условиях монополистической конкуренции, сталкивается с убывающей кривой спроса, т.е. является «искателем» цены; спрос более эластичен, чем в условиях чистой монополии; – отсутствует взаимная зависимость фирм, тайный сговор практически невозможен; – экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию (реклама, продажа в рассрочку); – выбор оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, аналогичен выбору монополиста. Краткосрочный В условиях монополистической конкуренции (как и на любом другом типе рынка) фирма максимизирует прибыль при таком объеме, при котором МС=МR. Иными словами, фирма наращивает производство до тех пор, пока дополнительные затраты, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, не начинают превышать выручку от ее реализации. Долгосрочный В долгосрочном периоде получение экономической прибыли будет стимулировать вступление на рынок других фирм. Это приведет к следующему: – спрос на продукцию существующих фирм уменьшается, так как покупательский спрос распределяется на всех производителей, а число доступных товаров-заменителей увеличивается; – приспосабливаясь к новым условиям, ранее существующие фирмы увеличат расходы на рекламу, на улучшение своих товаров и т.п., в результате чего средние издержки увеличатся.   Большая роль на данном рынке играет реклама, основными принципами которой являются: целенаправленность (направлять внимание потребителя на товар), адресность (обращение к целевой группе потребителей), постоянство (бесконечные повторы одного и того же ролика) и формальная правдивость (не должна содержать явной лжи или необоснованных фактических утверждений).     19. Олигополия – характерные черты и модели. Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру. Основные черты олигополистического рынка: – несколько крупных фирм в отрасли (имеющих наибольший вес суммарного оборота) и множество мелких фирм, производящих однородную (например, цементная, нефтяная промышленность) или дифференцированную продукцию (например, в автомобилестроении); – высокие барьеры для входа в отрасль (напр., высокая стоимость заводов) и преграды в доступе к информации; – взаимозависимость фирм друг от друга, т.е. фирмы в отрасли должны считаться с реакцией своих конкурентов, когда устанавливают цены, объем продаж, осуществляют рекламу и т.д. – цена устанавливается на основе предполагаемой ценовой политики других фирм, цены меняются очень редко, но, как правило, на несколько порядков; – фирма действует в условиях высокой неопределенности; – фирмы на этом рынке могут конкурировать, сговариваться (тайный и явный сговор) и приспосабливаться. Модель Курно (1838 г) основывается на следующих допущениях (краткосрочный период): - на рынке присутствуют только две фирмы X и Y (дуополия), совершенно одинаковые и производящие однородную продукцию; - каждая фирма признает цену и объем выпуска продукции конку­рента неизменными, а затем принимает свое решение. - предельные издержки обеих фирм постоянны (кривая MC горизонтальна). Модель Курно позволяет сделать важные экономические выводы. 1. Объем производства при олигополии (Qolig) больше уровня, который установился бы при чистой монополии (QM), но меньше, чем сложился бы при совершенной конкуренции 2. Цены при олигополии (Polig) ниже монополистических (PM ), однако превышают конкурентные Ограничивая производство и завышая цены, монополия оставляет неудовлетворенной часть рыночного спроса. Этот остаток и служит рынком сбыта для второго дуополиста (а также третьего и т. д. конкурентов, если перейти к многофирменной олигополии), позволяя ему выпустить дополнительную продукцию, если, конечно, его цены будут ниже монопольного уровня. 3. Суммарные олигополистические прибыли обоих дуополистов окажутся ниже тех прибылей, которые на том же рынке получила бы единственная фирма-монополист: PFM > PFolig > 0. 4. Для любого олигополиста объем рынка не является постоянной величиной, а прямо зависит от решений конкурентов.   Выделяют три модели поведения фирмы на олигополистическом рынке. 1. Нескоординированная олигополия, при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия. В этом случае возникает ломаная кривая спроса, то есть резкое изменение условий ведения бизнеса, вызванное ответными действиями конкурентов. Для избегания подобной ситуации фирмы, как правило, резко не меняют цены, что позволяет избежать конкурентных войн, но снижает эффективность фирмы. 2. Картель (сговор) фирм, ориентирующихся не на достижение равновесия Курно, а на долгосрочное монополистическое равновесие. Соответственно цены и объем производства устанавливаются на том уровне, который избрала бы монополия. После достижения цели участники картеля делят между собой полученную монополистическую прибыль (более высокую, чем прибыли олигополистические). Картели в большинстве стран мира, включая Россию, запрещены. 3. Картелеподобная структура рынка (или «игра по правилам»), при которой фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение в отрасли равновесия Курно или близкого к нему состояния. Фирмы получают при этом олигополистическую прибыль. 20. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. Национальная экономика как целое   Макроэкономика – это отрасль экономической науки, изучающая функционирование национальной экономики в целом с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости р есурсов и минимизации уровня инфляции. В отличие от микроэкономики, которая изучает экономическое поведение отдельных хозяйствующих субъектов (потребителя или производителя), макроэкономика исследует проблемы, общие для всей экономики, и оперирует совокупными величинами, такими как валовой внутренний продукт, национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, совокупное потребление, инвестиции, общий уровень цен, уровень безработицы, государственный долг и др.
 
Основными проблемами, которые изучает макроэкономика, являются:

экономический рост и его темпы;

экономический цикл и его причины;

уровень занятости и проблема безработицы;

общий уровень цен и проблема инфляции;

уровень ставки процента и проблемы денежного обращения;

состояние государственного бюджета и проблема финансирования дефицита;

состояние платежного баланса и проблемы валютного курса.

Все эти проблемы невозможно решить с позиций микроэконо- мического анализа. Именно потому появляется необходимость в возникновении самостоятельного раздела экономической теории – макроэкономики.

Важность изучения макроэкономики заключается в том, что:

ü описывает макроэкономические явления и процессы, выявляет закономерности и зависимости между ними, исследует причинно-

следственные связи в экономике;

ü знание макроэкономических зависимостей и связей позволяет

разработать принципы государственной экономической политики;

ü знание макроэкономики дает возможность составлять прогнозы,

предвидеть будущие экономические проблемы.

Основные теории, которые включает макроэкономика: теория экономического роста, теория делового цикла, теория безработицы, теория инфляции, теория денег, теория открытой экономики, теория макроэкономической политики и др.

Наши рекомендации