Себестоимость энергии в НЭС, ее структура.
Себестоимость — это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.
В экономической науке и для прикладных задач выделяется несколько типов себестоимости:
Полная себестоимость (средняя) — совокупность полных издержек (с включением коммерческих затрат);
Предельная себестоимость — это себестоимость каждой последующей произведенной единицы продукции;
Виды себестоимости
Себестоимость готовой продукции изменяется в зависимости от объема затрат при ее изготовлении. Таким образом, существуют следующие виды себестоимости:
Цеховая – представлена затратами всех цехов и других производственных структур, которые непосредственно участвовали в процессе изготовления определенного набора товаров и услуг;
Производственная себестоимость – определяется путем прибавления к цеховой себестоимости общезаводских и целевых расходов;
Полная себестоимость – включает затраты организации не только на выпуск продукции и организацию производственного процесса, но и на ее реализацию, т. е. поставку на рынок конечных товаров и услуг.
Кроме данной классификации, существует еще деление себестоимости на индивидуальную и среднеотраслевую (в учет берутся все предприятия отдельной отрасли), плановую, которая формируется на базе текущих, и фактическую, относящуюся к данному моменту времени.
Структура себестоимости по статьям калькуляции
1) Материалы, прочее (комплектующие, полуфабрикаты, агрегаты, узлы и т. д.)
2) Топливо, энергия, идущая на производство
3) Амортизация основных производственных фондов (ОПФ, или 2-я группа основных средств: оборудование, станки, техника и т.п.)
4) Основная заработная плата основного персонала (оклад, тариф)
5) Дополнительная заработная плата основного персонала (надбавки, доплаты к тарифным ставкам и должностным окладам в размерах, предусмотренных действующим законодательством; калькулируются как процент от п.4)
6) Отчисления во внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд безработицы, фонд социального страхования, фонд платы за несчастные случаи; начисляется процентом от основной заработной платы)
7) Общепроизводственные расходы (ОПР: расходы на сбыт, внутрипроизводственные затраты, ФОТ служащих и прочее (например, ремонт: закупка паркета, клея, ламината, штукатурки и т. д.); калькулируется как процент от п.4)
8) Командировочные расходы — стоимость билетов, суточные, оплата жилья
9) Работы сторонних организаций (контрагентов)
10) Административные расходы — расходы на содержание аппарата управления
Структура себестоимости по элементам затратI Материальные затраты:
1) Сырье, материалы, комплектующие изделия и т. д.;
2) Топливо, энергия;
3) Общепроизводственные затраты.
II Оплата труда – заработная плата:
1) основного производственного персонала;
2) вспомогательного производственного персонала (обслуживание оборудования и т. п.);
3) интеллектуального персонала;
4) служащих (руководство, менеджеры, бухгалтеры и т.п.);
5) младшего обслуживающего персонала.
III Отчисления на социальные мероприятия.
IV Амортизация основных средств.
V Прочее (накладные расходы, непосредственно связанные с производством и реализацией; маркетинговые расходы и т.п.)
Существуют альтернативные классификации. Например, на железнодорожном транспорте применяется (как к прямым, так и к накладным):
Затраты на оплату труда
Отчисления на социальные нужды
Материальные затраты:
Материалы
Топливо
Электроэнергия
Прочие материальные затраты
Амортизация
Прочие затраты
88Система планово-предупрепредительного ремонта оборудования энерго предприятий
Ремонт по системе ППР включает текущий ремонт и капитальный. Потребность в текущем ремонте выявляется при контрольно-осмотровых операциях и в процессе эксплуатации машины. Цель текущего ремонта - обеспечить надежную работу оборудования до очередного ремонта (текущего или капитального). При текущем ремонте производят несложные ремонтные операции с разборкой или без разборки узлов, различного рода регулировки, замену отдельных частей. Расширенный текущий ремонт (средний ремонт) отличается от текущего ремонта несколько большим объемом работ. При этом виде ремонта производятся:
• ремонт и замена деталей и узлов, которые не смогут нормально работать до очередного капитального ремонта;
• проверка устройств и при необходимости наладка систем управления, регулирования и автоматики.
Цель капитального ремонта - восстановление первоначальных качеств непригодной к дальнейшей эксплуатации с заданными параметрами машины. Капитальный ремонт должен гарантировать бесперебойную службу машины в течение установленного межремонтного периода при условии ее надлежащего технического обслуживания, проведения текущих ремонтов и эксплуатации в соответствии с утвержденными инструкциями и эксплуатационными характеристиками. Оборудование может быть выведено в капитальный ремонт, если большая часть основных узлов нуждается в восстановлении, а техническое состояние машины ухудшается в связи со снижением надежности большинства ее узлов. Капитальный ремонт включает: полную разборку оборудования, чистку и промывку деталей, контроль и замену неисправных деталей или их восстановление, сборку машины с необходимой наладкой узлов и машины в целом.