Полезность, теория предельной полезности

Полезность – удовлетворение, получаемое от потребления данного кол-ва благ.

Полезность – её внутренней мерой является потребность; чисто субъективное понятие, в оценке которого лежат оценки покупателей и продавцов. Образуются в сфере обращения.

На величину полезности влияет степень редкости товара, цена, запас товара.

Полезности бывают:

­ Общая – полезность всего объёма продукта или доступного данному индивиду кол-во благ.

­ Средняя– полезность в расчёте на единицу продукта (общая полезность делится на кол-во единиц блага)

­ Предельная – *увеличение общей полезности, вызванное потреблением дополнительной единицей блага; *равна изменению общего кол-ва полезности, делённому на изменение величины потребления; *определяющая категория Теории Предельной Полезности (ТПП)

2 закона Госсена:

1- в ходе постепенного насыщения потребностей полезность вещи падает с увеличением запаса благ;

2- наиболее рациональная комбинация благ достигается тогда, когда последние порции потреблённых товаров разного рода оказываются одинаково полезными для человека и ему не выгодно менять структуру потребления.

Закон убывания предельной полезности:

Убывание предельной полезности обусловлено тем, что потребность в этом конкретном продукте будет постепенно удовлетворяться или насыщаться; общая полезность увеличивается, но каждая последующая единица товара всё меньше её увеличивает. Т.е. по мере насыщения потребности снижается предельная полезность, а вместе с ней – цена товара (соответственно, с ростом потребности предельная полезность и цена увеличиваются).

Спрос, неценовые определители спроса

Спрос – представленная на рынке потребность в товарах и услугах, обеспеченная денежными средствами; желание и возможность приобрести определённый товар при определённой цене и в определённый момент времени.

Различают:

· индивидуальный спрос – спрос с позиции отдельного эк.Субъекта

· Полезность, теория предельной полезности - student2.ru рыночный спрос – совокупность всех индивидуальных спросов; общий объём спросов.

Функцию рыночного спроса можно получить суммированием индивидуальных функций спроса всех m потребителей: Q i = Q i ( T, P 1 1 , ..., P k , I ); Для графического отображения функции рыночного спроса от цены данного товара необходимо просуммировать все индивидуальные кривые спроса по горизонтали, или, иначе говоря, суммировать все индивидуальные объемы спроса при каждом возможном уровне цены.

Детерминанты – факторы, от которых зависит спрос:

· ценовые

· неценовые – вкусы и предпочтения (чисто субъективный фактор), текущие доходы и накопленное богатство (при росте дохода растёт и спрос), ожидание потребителя (потребитель думает об изменении доходов и цен на будущее).

Под влиянием неценовых факторов форма кривой спроса не изменяется, а происходит ее сдвиг:влево — при уменьшении спроса , вправо — при увеличении спроса.

Наши рекомендации