Рынок монополистической конкуренции. Монополия (от греч. «моно» — один и «полео» — продаю) — исключительное право государства, предприятия
Монополия (от греч. «моно» — один и «полео» — продаю) — исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок. Появление монополий явилось результатом концентрации производства (укрупнения производства за счет дополнительно вовлекаемого капитала) и централизации производства (слияния мелких и средних предприятий в единое крупное). Это слияние может происходить по-разному: либо путем поглощения в процессе конкурентной борьбы одним предприятием других (а именно скупки за бесценок предприятий разорившихся конкурентов), либо путем создания акционерных обществ.
Появление монополий обусловлено возникновением экономических выгод, которые они получают в результате установления монопольно высоких цен на свою продукцию и монопольно низких цен на покупаемую ими продукцию (например, сырье и др.).
Монопольная цена — это особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже конкурентной в целях получения монопольного дохода в форме монопольной сверхприбыли. Монополистическая конкуренция сочетает черты монополии и рынка совершенной конкуренции. Монопольная власть над ценами таит опасность завышения цен на продукцию монополий и занижение цен на сырье для монопольной фирмы. Первая – это завышение цен.+ Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социальными конфликтами. отрицательныестороны у монополии. Вторая отрицательная сторона – ограничение монополистом выпуска продукции. Положительным моментом есть то, что монополистическая конкуренция постоянно нацеливает фирму на поиск вариантов выделение своего продукта среди аналогичных товаров области, наиполнейшее учитывая при этом разнообразие потребностей потребителей. Это достигается путем проведения неценовой конкуренции.
Рынок чистой монополии
Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия - модель рынка с единым поставщиком продукта, который не имеет близких заменителей. Реальные рыночные структуры находятся между этими двумя крайностями. В определенном смысле чистая монополия, как и совершенная конкуренция, существует скорее как научная модель, а не в реальной действительности. В условиях чистой монополии область состоит из одной фирмы, то есть понятие "фирма" и "область" совпадают.
Основные черты чистой монополии:
-на рынке функционирует лишь один производитель определенной продукции;
-товар, который вырабатывается монополистом, не имеет близких заменителей;
-цену на свой товар монополист устанавливает сам;
Монополия возникает там и тогда, где и если являются большие барьеры вступления в область, это есть основной причиной ее возникновения.
Барьерами для вступления в область могут быть:
-экономия от масштаба производства;
-собственность на важнейшие виды ресурсов (если ограниченность ресурсов абсолютная, и в них нет близкого заменителя);
-недобросовестная конкуренция (подкуп чиновников, давление на поставщиков сырья, ценовая война с целью банкротства конкурента и прочие).
Различают три вида монополии:
-закрытую (защищенная от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений, чаще всего это государственная монополия);
-открытую (если одна фирма в силу стечения обстоятельств постоянная единым производителем и поставщиком товара);
-естественную (основами существование естественных монополий есть владение редчайшими и важными ресурсами; высокие барьеры входа на рынок естественной монополии и выхода из него; государственное ограничение приток новых фирм).
Кривая спроса для чистого монополиста имеет нисходящий характер.