Современные оценки идей неокейнсианства

Из числа неординарных, но во многом обоснованных выводов о современном кейнсианстве примечателен вывод К. Ховарда и Г. Журавлевой, которые пишут так: «Реализация общей теории Дж. Кейнса на практике привела страны Запада к социалистичес­кой ориентации. К сожалению, каждая страна сделала это за счет увеличения своего общегосударственного бюджетного дефицита. Де­фициты западных стран сейчас огромны. Другой бедой этой поли­тики стала нескончаемая инфляция. Центральная банковская сис­тема вынуждена была постоянно увеличивать денежную массу, чтобы удовлетворять ведущие к дефициту потребности правительства, и в результате это вело к инфляции»40. Впрочем, по Блаугу, эти про­блемы являются естественным последствием из того, что «целью кейнсианской экономической теории было усилить настроение в пользу общественных работ, оставив бремя теоретических обосно­ваний тем, кто пытался бы устранить безработицу путем снижения зарплаты».

Тема 18. Неолиберализм

Неолиберализм возник почти одновременно с кейнсианством в 30-е гг. XX в. как самостоятельная система взглядов на проблему государственного регулирования экономики. Неолиберальная концепция и в теоретических разработках, и в практическом при­менении основывается на идее приоритета условий для неограничен­ной свободной конкуренции не вопреки, а благодаря определенному вмешательству государства в экономические процессы.

Если кейнсианство изначальным считает осуществление мер активного государственного вмешательства в экономику, то нео­либерализм — относительно пассивного государственного регули­рования. По кейнсианским моделям предпочтение отдается сово­купности государственных мер по инвестированию различных сфер экономики, расширению объемов правительственных заказов, за­купок, ужесточению налоговой политики. Их крайнее проявление приводит, как очевидно из экономической истории, к дефициту государственного бюджета и инфляции.

Неолибералы выступают за либерализацию экономики, исполь­зование принципов свободного ценообразования, ведущую роль в экономике частной собственности и негосударственных хозяй­ственных структур, видя роль регулирования экономики государ­ством в его функциях «ночного сторожа» либо «спортивного су­дьи». Представители неолиберальной концепции государственно­го регулирования экономики, памятуя напутствие Л. Эрхарда — «конкуренция везде, где возможно, регулирование — там, где необходи­мо», — доказали правомерность ограниченного государственного участия в экономических процессах и большего его содействия свободному и стабильному функционированию предпринимате­лей как условие устранения неравновесия в экономике.

Уже в 30-е гг. для противодействия кейнсианским идеям госу­дарственного регулирования экономики, ограничивающим систе­му свободной конкуренции, в ряде стран были созданы неолибераль­ные центры по выработке альтернативных мер государственного вмешательства в экономику, которые (меры) способствовали бы возрождению и практическому воплощению идей экономического либерализма. Наиболее крупные центры неолиберализма в Германии, США и Англии получили название соответственно Фрайбургской школы (ее лидеры — В. Ойкен, В. Репке, А. Рюстов, Л. Эрхард и др.), Чикагской школы, которую также называют монетарной школой (ее лидеры — Л. Мизес, М. Фридмен, А. Шварц и др.), Лондонской школы (ее лидеры — Ф. Хайек, Л. Роббинс и др.). Видными предста­вителями неолиберальных идей во Франции явились экономисты Ж. Рюэфф, М. Алле и др.

Предваряя краткую характеристику особенностей школ неоли­беральных идей различных стран, следует отметить, что предста­вители неолиберального движения еще в начале 30-х гг. пытались выработать единую научно-практическую платформу. Общие в дан­ной связи принципы неолиберализма были продекларированы в международном масштабе в 1938 г. на конференции в Париже. Этот форум неолибералов ныне называют также «коллоквиумом Липпмана» из-за созвучности одобренных на конференции принципов неоли­берализма с положениями изданной в том же году американским экономистом А. Уолтером Липпманом книги под названием «Сво­бодный город». Суть одобренных в Париже общих принципов нео­либерального движения сводилась к провозглашению необходимо­сти государственного содействия в возвращении правил свободной конкуренции и обеспечении их выполнения всеми хозяйствующи­ми субъектами. Условие приоритета частной собственности, свобо­ды сделки и свободных рынков могло быть пересмотрено действи­ями государства лишь в экстремальных случаях (война, стихийное бедствие, катастрофа и т.п.).

Наши рекомендации