Развитие педагогических идей в области высшего образования. Современные проблемы педагогики высшей школы

Проблема высшего образования в контексте открытого общества.

Принцип открытости все чаще обсуждается сегодня исследователями как возможная качественная характеристика современного образования. Фактически, этот принцип имеет очень давнюю историю, начиная с возникновения в 12 веке английских университетов и оформления в них специальной позиции - тьютора - для удержания открытости университетского образовательного пространства. Но сегодня этот принцип вновь приобретает актуальность.

С точки зрения социального подхода, в процессе образования всегда выделялись две составляющих целей образования:

- заказ государства - то есть установление четких приоритетов в содержании обучения в соответствии с осмыслением тех качеств и того потенциала, который нужен в современном государстве от каждого человека, в нем проживающего;

- частный (внутренний) заказ - то есть осмысленный ответ самого обучающегося (студента, его родителей - как потенциальных заказчиков на образовательные услуги) на вопрос: «Чему и зачем он намерен учиться?»

Вторая составляющая (частный заказ на образование) долгое время фактически не учитывалась при организации процесса обучения в отличие от первой составляющей (государственный заказ), которая разрабатывалась на протяжении всего последнего времени на уровне официальных научно-исследовательских программ.

В связи с этим, разработка качественных характеристик образования в рамках социального подхода с учетом обеих целевых составляющих является сегодня мощнейшим ресурсом для современной педагогики и позволяет, в частности, увидеть актуальность принципа открытости как одной из качественных характеристик современного образования.

Осмысление собственного образования только в логике освоения определенной учебной программы, как выполнения конкретного государственного заказа, не позволяет растущему человеку брать на себя ответственность за свой образовательный потенциал. Ведь его учат только тому, что взрослые считают важным и нужным, а не он сам. И даже введение дополнительных учебных курсов в школе не позволяет полностью решить поставленную проблему.

Поэтому в сегодняшней образовательной ситуации вторая составляющая целевых ориентации процесса образования, а именно - осознанный заказ школьника на собственный процесс образования - становится чрезвычайно важной. А это, в свою очередь, и является главным содержанием принципа открытости образования.

Многие исследователи, анализируя современное производство и эффективность работы в нем, а также растущие осознаваемые потребности общества по отношению к образовательной сфере, выделяют такие требования к его участникам, которые не могут не отразиться как на содержании образования в области государственного заказа, так и на еще большем понимании со стороны педагогов необходимости специальной работы с частным заказом на обучение каждого ученика. Общественный интерес к сфере образования в последние годы смещается с традиционных вопросов содержания образования в сторону общих способов деятельности и возможности формирования личного заказа на образование, что как раз и доказывает тот факт, что современное образование должно становиться все более открытым.

Учащиеся, реализуя свой личный заказ на образование через построение индивидуальных образовательных программ, часто вынуждены выходить за пределы базовой школьной программы. Вместе с тьютором школьники начинают искать возможности вне школы, где могла бы разворачиваться их индивидуальная образовательная программа наряду со стандартной учебной - посещение определенных лекций в вузе, дистантное образование с помощью компьютерной сети, различные формы экстернатной подготовки и т.д.

Такое преодоление школьного контекста в целом, и выводит их в сферу открытого образования. Другими словами, открытость образования становится сегодня одной из его ключевых, качественных характеристик.

Развитие педагогических идей в области высшего образования. Современные проблемы педагогики высшей школы.

Педагогика высшей школы возникла на базе общей педагогики. Наука педагогика, основы которой заложили древние философы - \"как науки о воспитании детей\", прошла длительный путь исторического развития за этот и время. Накоплен значительный теоретический и эмпирический материал, четко сформировалась тенденция дифференциации педагогических знаний с учетом специфики объектов воспитания сейчас существует немало систем обучения и воспитания, которые охватывают людей разных возрастов и профессий, очерчены концепция непрерывного образования и воспитания человека, основанной на гуманистических ценностях обществства.

Педагогика- наука о воспитании, изучает педагогические закономерности, сущность, принципы, методы и формы обучения и воспитания, развития и профессиональной подготовки конкретного человека, коллектива в интересах успешной деятельности. Появление педагогики связана с первыми объединениями людей для совместной жизнедеятельности: чтобы ее осуществлять, проводили соответствующую подготовку.

Педагогика высшей школы - отрасль педагогической науки, изучает педагогические закономерности и средства организации и осуществления образовательного процесса (самообразования), обучение, воспитание (самовоспитание), развития (саморазвития) и профессиональной подготовки студентов (слушателей) к определенному виду деятельности и общественной жизни.

Поэтому предмет педагогики высшей школы включает:

- высшее учебное заведение как педагогическую систему;

- процесс высшего образования и самообразования;

- обучение в высшем учебном заведении;

- воспитание и самовоспитание студентов;

- моральную и психологическую подготовку;

- личность научно-педагогического работника;

- студенческие коллективы (социальные группы).

Коренные изменения, произошедшие в социально-экономических условиях общества, потребовали внедрения научно обоснованной подготовки научно-педагогических кадров для высшей школы.

Педагогика высшей школы имеет свой тезаурус и оперирует такими основными понятиями: развитие, обучение, воспитание, профессиональная подготовка, самовоспитание, самообразование, педагогическая система, педагогический процесс, педагогическая деятельность и др.

Развитие студента понимают как разноплановые и закономерные изменения в его индивидуальной психике, вследствие чего возникает новое качественное состояние объекта. С точки зрения педагогики развитие студента - целенаправленный, систематический и непрерывный процесс совершенствования умственной, психической, физической и профессиональной деятельности с помощью соответствующего учебного материала, целесообразного влияния и адекватной организации учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении.

В педагогической науке различают общий интеллектуальный, нравственный, психическое, физическое и профессиональное развитие человека

Общее интеллектуальное (умственное) развитие связано с образованием и воспитанием, направленное на развитие понимания и умственных действий, умений анализировать, обобщать и конкретизировать ситуацию.

Наши рекомендации