Расходы бюджета на здравоохранение и социальную политику и их проблемы
2.1 Анализ бюджетных расходов на здравоохранение и социальную политику 2011-2013г
Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Здравоохранение» приведены в следующей таблице.
Анализ динамики расходов федерального бюджета по законопроекту по данному разделу показывает, что расходы как в целом по разделу, так и без учета межбюджетных трансфертов увеличиваются в 2011 и 2012 годах по сравнению с соответствующим предыдущим годом и снижаются в 2013 году по сравнению с 2012 годом. В 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличение составит 0,7 %, без учета межбюджетных трансфертов -на 13,9%. В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту расходные обязательства по данному разделу определяются федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, регулирующими вопросы здравоохранения, предупреждения распространения инфекционных и других заболеваний, науки и научно-технической политики, федеральных целевых программ, а также международными соглашениями и договорами. Расходы федерального бюджета по разделу «Здравоохранение» в соответствии с ведомственной структурой в 2011 - 2013 годах будут осуществлять 32 главных распорядителя бюджетных средств. Наиболее крупные из них - Министерство финансов Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, на которые в 2011 и 2013 годах будет приходиться 85 % расходов по данному разделу, в 2012 году - 84 %. В структуре раздела расходы по финансированию стационарной медицинской помощи в 2011 - 2013 годах составляют 46 - 52 % общего объема расходов по данному разделу, амбулаторной помощи - 20 - 25 %. Бюджетные ассигнования по разделу «Здравоохранение» направляются на обеспечение мероприятий по предоставлению бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, гарантированной законодательством Российской Федерации, включая дополнительную лекарственную помощь и выполнение социальных программ в сфере здравоохранения. Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье» составит в 2011 году 134,9 млрд. рублей, в 2012 году - 139,5 млрд. рублей, в 2013 году - 100,5 млрд. рублей. Снижение объемов бюджетных ассигнований обусловлено особенностью планирования бюджетных ассигнований на 2011 - 2013 годы с учетом предстоящего реформирования здравоохранения и перевода оплаты медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования. В соответствии с проектом федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» с 2013 года предполагается изменение источников финансирования отдельных мероприятий в сфере здравоохранения, переориентирование финансового обеспечения отдельных мероприятий в сфере здравоохранения, ранее осуществляемого за счет бюджетных ассигнований и средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Анализ исполнения бюджетных ассигнований в 2009 году и истекшем периоде 2010 года (по состоянию на 1 июля 2010 года) показал, что одновременно с ростом ресурсных возможностей падает эффективность управления ими органами власти всех уровней, в том числе в сфере здравоохранения. Низкое освоение бюджетных ассигнований на государственные капитальные вложения в 2010 году (по состоянию на 1 июля 2010 года) обусловлено в основном поздними сроками заключения соглашений о предоставлении в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, причинами чего являются неосвоение средств, предоставленных в рамках соглашений на софинансирование объектов в 2009 году, а также непредставление документов для заключения соглашений, неявка представителей субъектов Российской Федерации для заключения соглашений. Другой проблемой является несвоевременная подготовка нормативных правовых актов, отсутствие четких расчетов и обоснований по отдельным видам расходов, что создает риски неэффективного использования бюджетных ассигнований. Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Социальная политика» приведены в следующей таблице.
Анализ динамики расходов федерального бюджета по законопроекту по данному разделу показывает, что в 2011 году расходы снижаются по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 год, а в 2012 и 2013 годах увеличиваются по сравнению с соответствующим предыдущим годом. Без учета межбюджетных трансфертов расходы по данному разделу значительно снижаются по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 год. В 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличение составит 3,7 %, без учета межбюджетных трансфертов происходит снижение на 26 %. Доля трансфертов из федерального бюджета бюджетам Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в общем объеме расходов по данному разделу увеличивается с 77,4 % в 2010 году до 83,8 % в 2013 году. Более подробный анализ трансфертов бюджетам указанных фондов приведен в подразделе «Взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами государственных внебюджетных фондов» Заключения. Сокращение расходов по разделу «Социальная политика» в 2011 году по сравнению с 2010 годом вызвано снижением потребности в ассигнованиях федерального бюджета на покрытие дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи с увеличением тарифов страховых взносов в систему обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования с 26 % в 2010 году до 34 % в 2011 году, а также завершением в 2010 году мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту расходные обязательства по данному разделу определяются федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, регулирующими вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, социального обслуживания, защиты и занятости населения, науки и научно-технической политики, федеральных целевых программ, а также международными соглашениями и договорами. Расходы федерального бюджета по разделу «Социальная политика» в соответствии с ведомственной структурой в 2011 году будут осуществлять 78 главных распорядителей бюджетных средств, в 2012 году - 27, в 2013 году - 26. Наиболее крупные из них -Министерство финансов Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, на которые в 2011 году будет приходиться 96 % расходов по данному разделу, в 2012 и 2013 годах - 98 %. В структуре раздела расходы на финансирование подраздела «Пенсионное обеспечение» в 2011 - 2013 годах составляют 71 - 72 % общего объема расходов по данному разделу, подраздела «Социальное обеспечение населения» - 24 - 23 %. В законопроекте не предусмотрены бюджетные ассигнования по оплате проезда на пригородном транспорте льготным категориям граждан и оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. В соответствии с установленными Правительством Российской Федерации порядками до конца 2010 года эти два вида расходов будут внесены Минздравсоцразвития России (администратор данных расходов) в сводную бюджетную роспись, что увеличит общий объем бюджетных ассигнований по разделу более чем на 5 000,0 млн. рублей. На обеспечение инвалидов транспортными средствами в 2011 - 2013 годах планируется направлять по 100,0 млн. рублей ежегодно (на уровне 2010 года). При этом следует отметить, что в 2009 году завершено выполнение обязательств государства в части обеспечения инвалидов, состоявших на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации до 1 января 2005 года, транспортными средствами реабилитации. По определению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2007 года № 624-О-П, инвалиды имеют право на их замену по истечению срока эксплуатации. В связи с этим существует вероятность обращения в судебные инстанции инвалидов, которые ранее, до 1 января 2005 года, обеспечивались автотранспортом, но срок эксплуатации выданных автомобилей истек после 1 января 2005 года. По расчетам Минздравсоцразвития России, в 2011 - 2013 годах для обеспечения автомобилями данной категории граждан необходимо предусмотреть соответствующие ассигнования. Наши рекомендации
|