Проведение факторного анализа прибыли

Анализ прибыли недостаточно проводить только путем сравнения фактически достигнутых результатов с планом или с показателями за аналогичный период прошлых лет. Необходимо проведение более глубокого исследования, целью которого является определение и количественная оценка влияния на прибыль отдельных факторов.

Прибыль от продажи товаров зависит от изменения объема товарооборота, среднего уровня валового дохода торгового предприятия и среднего уровня издержек обращения.

Прежде чем приступить к оценке влияния определенных факторов на обобщающий показатель, следует определить характер фактора и направление влияния. Например, рассмотрим фактор – уровень валового дохода. Данный фактор является качественным, т.к. это величина относительная и характеризует результативность деятельности. Направление влияния фактора – прямо пропорциональное, т.к. рост уровня валового дохода в общем объеме розничного товарооборота будет вызывать рост прибыли.

В лабораторной работе следует оценить характер и влияние оставшихся двух факторов.

Влияние изменения товарооборота на сумму прибыли рассчитывается по формуле:

DВПт=[Упбот.оот.б)]/100, (3)

где DВПт – изменение прибыли под влиянием изменения объема товарооборота, тыс. руб.;

Упб – уровень прибыли к объему товарооборота в базовом периоде (в прошлом году или по плану), %;

Тот.о – фактический объем товарооборота в отчетном году, тыс. руб.;

Тот.б - объем товарооборота в базовом периоде, в прошлом году или по плану, тыс. руб.

Влияние изменения среднего уровня валового дохода торгового предприятия на сумму прибыли определяется по формуле:

DВПвд=[Уот.овд о-Увдб)]/100, (4)

где DВПвд – изменение прибыли под влиянием среднего уровня валового дохода, тыс. руб.;

Увд о – фактический уровень валового дохода к объему товарооборота в отчетном году, %;

Увдб – уровень валового дохода к объему товарооборота в базовом периоде (в прошлый год или по плану), %.

Влияние изменения уровня издержек обращения на сумму валовой прибыли может быть определено по формуле:

DВПио=[Уот.оио.оио.б)]/100, (5)

где DВПио – изменение прибыли под влиянием среднего уровня издержек обращения, тыс. руб.;

Уио.о – фактический уровень издержек обращения к объему товарооборота в отчетном году, %;

Уио.б – уровень издержек обращения в базисном периоде (в прошлом году или по плану), %.

Расчеты по выше описанным формулам:

А)DВПт= [16(628400 - 598628)]/100 = 4763,52 – по плану

Б)DВПт= [11(628400 - 624300)]/100 = 451 - прошлый год

В) DВПвд= [628400(93 - 38)]/100 = 345620 - по плану

Г) DВПвд= [628400(93 - 33)]/100 = 377040 - прошлый год

Д) DВПио=[628400(22 - 21)]/100 = 6284 - по плану

Е) DВПио= [628400(22 - 22)]/100 = 0 - прошлый год

Таблица 3 - Результаты факторного анализа прибыли

№ п/п Факторы, влияющие на прибыль Ед. изм. По сравнению с прошлым годом По сравнению с планом
Влияние товарооборота т.р. 4763,52
Влияние уровня валового дохода т.р.
№ п/п Факторы, влияющие на прибыль Ед. изм. По сравнению с прошлым годом По сравнению с планом
Влияние уровня издержек обращения т.р.
Совокупное влияние факторов т.р. ∑377491 ∑356667,52

Очевидно, что у предприятия фактически стабильное производство, это обусловливается тем, что предприятие работает по сравнению с прошлым годом лучше (незначительно) а по сравнению с планом хуже (незначительно), следовательно предприятию стоит уделить внимание развитию таких факторов как: влияние товарооборота ,влияние уровня валового дохода и влияние уровня издержек обращения, вследствие развития которых эффективность предприятия будет намного выше, чем имеющаяся на данный момент.

Рекомендации предприятию:

• Экономия от масштаба. По мере роста производства фирмы имеют возможности достичь более низкого уровня издержек и распределять фиксированные издержки, связанные, например, с научно-исследовательской деятельностью или с рекламой, на большее количество продукции.

• Опыт. По мере того как компания приобретает новые знания, которые позволяют ей повысить эффективность работы, издержки производства снижаются.

• Эффективное использование мощностей. Фирма, использующая производственные мощности в полную силу, имеет меньшие издержки.

• Объем продаж может быть увеличен: путем расширения рынка или путем более глубокого проникновения в него. Эффективность реализации возрастает при сокращении издержек, повышении цен.

Заключение

В соответствии с представленными исходными данными:

¾ были определены недостающие показатели и результат деятельности торгового предприятия за прошлый и отчетный год;

¾ был произведен анализ показателей деятельности торгового предприятия в отчетном году по сравнению с прошлым годом;

¾ был проведен анализ выполнения плана торгового предприятия в отчетном году;

¾ была дана оценка влияния отдельных факторов на валовую прибыль торгового предприятия.

o В ходе выполнения лабораторной работы были выполнены следующие задачи:

¾ формирование навыков ведения расчетов по определению результатов деятельности;

¾ формирование навыков ведения сравнительного анализа;

¾ формирование навыков ведения факторного анализа.

При выполнении данной лабораторной работы были приобретены практические навыки ведения аналитической работы и оценки результатов хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Список используемой литературы

1 Экономика предприятия: Методические указания по выполнению лабораторных работ. – Составители: ст. препод. И.Г. Акчурина, ст. препод. Н.В. Грохотова. – Братск: БрГТУ, 2002. – с. 31.

2 Маркетинг, коммерция (торговое дело), реклама: Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы / Е.В.Трапезникова, Е.Г. Грудистова. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2005. – 32 с.

Наши рекомендации