Проведение факторного анализа прибыли
Анализ прибыли недостаточно проводить только путем сравнения фактически достигнутых результатов с планом или с показателями за аналогичный период прошлых лет. Необходимо проведение более глубокого исследования, целью которого является определение и количественная оценка влияния на прибыль отдельных факторов.
Прибыль от продажи товаров зависит от изменения объема товарооборота, среднего уровня валового дохода торгового предприятия и среднего уровня издержек обращения.
Прежде чем приступить к оценке влияния определенных факторов на обобщающий показатель, следует определить характер фактора и направление влияния. Например, рассмотрим фактор – уровень валового дохода. Данный фактор является качественным, т.к. это величина относительная и характеризует результативность деятельности. Направление влияния фактора – прямо пропорциональное, т.к. рост уровня валового дохода в общем объеме розничного товарооборота будет вызывать рост прибыли.
В лабораторной работе следует оценить характер и влияние оставшихся двух факторов.
Влияние изменения товарооборота на сумму прибыли рассчитывается по формуле:
DВПт=[Упб(Тот.о-Тот.б)]/100, (3)
где DВПт – изменение прибыли под влиянием изменения объема товарооборота, тыс. руб.;
Упб – уровень прибыли к объему товарооборота в базовом периоде (в прошлом году или по плану), %;
Тот.о – фактический объем товарооборота в отчетном году, тыс. руб.;
Тот.б - объем товарооборота в базовом периоде, в прошлом году или по плану, тыс. руб.
Влияние изменения среднего уровня валового дохода торгового предприятия на сумму прибыли определяется по формуле:
DВПвд=[Уот.о(Увд о-Увдб)]/100, (4)
где DВПвд – изменение прибыли под влиянием среднего уровня валового дохода, тыс. руб.;
Увд о – фактический уровень валового дохода к объему товарооборота в отчетном году, %;
Увдб – уровень валового дохода к объему товарооборота в базовом периоде (в прошлый год или по плану), %.
Влияние изменения уровня издержек обращения на сумму валовой прибыли может быть определено по формуле:
DВПио=[Уот.о(Уио.о-Уио.б)]/100, (5)
где DВПио – изменение прибыли под влиянием среднего уровня издержек обращения, тыс. руб.;
Уио.о – фактический уровень издержек обращения к объему товарооборота в отчетном году, %;
Уио.б – уровень издержек обращения в базисном периоде (в прошлом году или по плану), %.
Расчеты по выше описанным формулам:
А)DВПт= [16(628400 - 598628)]/100 = 4763,52 – по плану
Б)DВПт= [11(628400 - 624300)]/100 = 451 - прошлый год
В) DВПвд= [628400(93 - 38)]/100 = 345620 - по плану
Г) DВПвд= [628400(93 - 33)]/100 = 377040 - прошлый год
Д) DВПио=[628400(22 - 21)]/100 = 6284 - по плану
Е) DВПио= [628400(22 - 22)]/100 = 0 - прошлый год
Таблица 3 - Результаты факторного анализа прибыли
№ п/п | Факторы, влияющие на прибыль | Ед. изм. | По сравнению с прошлым годом | По сравнению с планом |
Влияние товарооборота | т.р. | 4763,52 | ||
Влияние уровня валового дохода | т.р. | |||
№ п/п | Факторы, влияющие на прибыль | Ед. изм. | По сравнению с прошлым годом | По сравнению с планом |
Влияние уровня издержек обращения | т.р. | |||
Совокупное влияние факторов | т.р. | ∑377491 | ∑356667,52 |
Очевидно, что у предприятия фактически стабильное производство, это обусловливается тем, что предприятие работает по сравнению с прошлым годом лучше (незначительно) а по сравнению с планом хуже (незначительно), следовательно предприятию стоит уделить внимание развитию таких факторов как: влияние товарооборота ,влияние уровня валового дохода и влияние уровня издержек обращения, вследствие развития которых эффективность предприятия будет намного выше, чем имеющаяся на данный момент.
Рекомендации предприятию:
• Экономия от масштаба. По мере роста производства фирмы имеют возможности достичь более низкого уровня издержек и распределять фиксированные издержки, связанные, например, с научно-исследовательской деятельностью или с рекламой, на большее количество продукции.
• Опыт. По мере того как компания приобретает новые знания, которые позволяют ей повысить эффективность работы, издержки производства снижаются.
• Эффективное использование мощностей. Фирма, использующая производственные мощности в полную силу, имеет меньшие издержки.
• Объем продаж может быть увеличен: путем расширения рынка или путем более глубокого проникновения в него. Эффективность реализации возрастает при сокращении издержек, повышении цен.
Заключение
В соответствии с представленными исходными данными:
¾ были определены недостающие показатели и результат деятельности торгового предприятия за прошлый и отчетный год;
¾ был произведен анализ показателей деятельности торгового предприятия в отчетном году по сравнению с прошлым годом;
¾ был проведен анализ выполнения плана торгового предприятия в отчетном году;
¾ была дана оценка влияния отдельных факторов на валовую прибыль торгового предприятия.
o В ходе выполнения лабораторной работы были выполнены следующие задачи:
¾ формирование навыков ведения расчетов по определению результатов деятельности;
¾ формирование навыков ведения сравнительного анализа;
¾ формирование навыков ведения факторного анализа.
При выполнении данной лабораторной работы были приобретены практические навыки ведения аналитической работы и оценки результатов хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Список используемой литературы
1 Экономика предприятия: Методические указания по выполнению лабораторных работ. – Составители: ст. препод. И.Г. Акчурина, ст. препод. Н.В. Грохотова. – Братск: БрГТУ, 2002. – с. 31.
2 Маркетинг, коммерция (торговое дело), реклама: Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы / Е.В.Трапезникова, Е.Г. Грудистова. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2005. – 32 с.