Расположение ISBN в издании
В книжных изданиях ISBN должен быть напечатан в левом нижнем углу оборота титульного листа издания, а также может быть приведен в нижней части последней страницы обложки или задней сторонке переплета. В некнижных изданиях (аудио-, видеодокументах, электронных изданиях и т.п.) ISBN должен быть приведен на маркировке, ярлыке на физическом носителе.
ISSN (ГОСТ 7.56-2002 - Издания. Международная стандартная нумерация сериальных изданий)
ISSN - Международный стандартный номер сериального издания - буквенно-цифровой код регистрационного характера, предназначенный для кодирования сериальных изданий с целью их идентификации, включающий аббревиатуру ISSN и восемь цифр. ISSN присваивается ключевому заглавию сериального издания международным и национальным агентствами ISSN по единой методике и проставляется на каждом очередном выпуске сериального издания.
Международная стандартная нумерация сериальных изданий распространяется на следующие виды тиражируемых документов: газеты; журналы; ежегодники; серии (кроме нумерованных книжных серий); издаваемые периодически или по мере накопления материала доклады, отчеты, сборники; издания регулярно проводимых конгрессов, конференций, симпозиумов и т.п.; сериальные аудио-, видеоиздания; сериальные электронные издания; сериальные издания на микроносителях.
Для чего нужен ISSN
· ISSN является уникальным идентификатором для каждого серийного издания, обязательным элементом выходных сведений сериальных изданий. На основе цифрового ISSN строится штриховой код для серийных изданий.
· ISSN позволяет издателям, книготорговцам, библиотекарям, научным сотрудникам признанным во всем мире способом беспрепятственно осуществлять распространение серийных изданий в соответствии со спросом, усовершенствовать поиск и заказ изданий, весь цикл создания и доведения серийного издания до потребителя.
· Система ISSN применяется более чем в 130 странах. Использование цифрового кода, отраженного на издании, дает возможность: отказаться от локальных кодов; сократить количество сопроводительной документации, упростить взаимодействие издательств с полиграфическими предприятиями, распространителями и библиотеками; вести поиск информации об изданиях в автоматизированных системах с помощью ISSN на национальных и международных уровнях, экономить средства, усилия и т. д.
· Фундаментальным критерием является периодичность, то есть составляющие части публикации издаются как открытый набор документов с одним и тем же заголовком, сроком, и на время, не ограниченное заранее.
Структура ISSN
Международный стандартный номер сериального издания состоит из аббревиатуры ISSN (независимо от языка, на котором издается сериальное издание) и восьми цифр (две группы цифр, содержащие по 4 цифры, отделяемые друг от друга дефисом). Для обозначения цифровой части ISSN применяются арабские цифры от 0 до 9. Цифровая часть отделяется от аббревиатуры ISSN пробелом. Последняя цифра ISSN - контрольная - может быть римской X, используемой для обозначения числа 10. Контрольная цифра служит для проверки правильности написания цифровой части ISSN.
Пример:
журнал «Российская торговля»:
ISSN 1609-140Х
Порядок присвоения и проставления ISSN на сериальных изданиях
· Одному сериальному изданию присваивается один ISSN.
· Приложениям, имеющим отличное от основного издания название и выходящим отдельно от него, присваивается отдельный ISSN.
· Изданиям, имеющим одинаковое название, но выходящим на разных носителях (CD-ROM, дискета, онлайновая публикация), присваиваются разные ISSN.
· Изданиям, имеющим одинаковое название, но издаваемым в разных странах, присваиваются разные ISSN.
· При изменении названия сериального издания и/или языка, на котором выходит издание, ему присваивается новый ISSN.
· При смене носителя, на котором выходит сериальное издание, ему присваивается новый ISSN.
· ISSN закреплен за названием сериального издания и не меняется в случае, если меняется учредитель, издатель или периодичность издания.
· Присвоенный однажды ISSN не может присваиваться повторно.
Помещают в верхнем правом углу первой страницы обложки или передней сторонки переплета, при их отсутствии — в верхнем правом углу титульного листа или совмещенного титульного листа каждого выпуска сериального издания. Если ISSN присвоен серии и подсерии, то сначала приводят ISSN серии, а под ним — ISSN подсерии.
ISSN газеты помещают в верхней части первой полосы или в нижней части последней полосы каждого выпуска газеты.
В сериальных аудио-, видеоизданиях, электронных изданиях, изданиях на микроносителях ISSN должен быть приведен на маркировке, ярлыке на физическом носителе
41. Роль международных выставок и ярмарок в укреплении сотрудничества издателей, полиграфистов и книгораспространителей. В настоящее время международные и национальные книжные выставки, ярмарки, салоны проводятся в 70 странах мира. Их разнообразие невероятно: ярмарки детской, учебной литературы, комиксов, приключенческой литературы и литературы о путешествиях, литературы морской тематики и детективного жанра, по кулинарии и спорту, искусству и архитектуре, женской литературы, периодической печати, научно-технической литературы и др.
Книжные ярмарки для книгоиздателей всего мира — постоянный рынок, приносящий взаимную пользу издателям.
Ниже мы рассмотрим основные международные книжные выставки и ярмарки и целик, оторые они перед собой ставят.
Лондонская международная книжная ярмарка
Место проведения: Англия, Лондон
Сроки проведения: ежегодно в середине марта
Тема: издательские новинки, издательское дело, книги и мультимедиа по любой тематике
Участники: более 1500 компаний, около 13 000 посетителей из 100 стран
Цели: завязывание контактов между издателями и оптовыми покупателями; на ярмарке отсутствует продажа книг в розницу.
Международная книжная ярмарка в Майами
Miami Book Fair International
Место проведения: Майами, США
Сроки проведения: ежегодно в середине ноября
Темы: любые; помимо книжной ярмарки, проходит ежегодный конгресс авторов на более чем 250 участников
Участники: 500 000 посетителей, более 300 выставляющихся организаций
Цели: торговля на месте.
Книжная ярмарка во Франкфурте
Buchmesse Frankfurt
Место проведения: Франкфурт-на-Майне, Германия
Сроки проведения: ежегодно в середине октября
Темы: литература, издательское дело, мультимедиа, периодика по любым темам
Участники: издатели и оптовые поставщики, разработчики, 280 000 посетителей, 110 стран-участников
Цели: завязывание деловых контактов, оптовые договора на сбыт и т.п.