График аудиторных занятий и срс 6 страница
Рисунок А.6.1.15 – Ввод и настройка контрольного соотношения
Используя кнопки панели инструментов, добавляем новое контрольное соотношение. В поле «Наименование» вводим наименование соотношение понятное пользователю. В поле «Соотношение» вводим соотношение, которое должно выполняться при записи документов текущего шаблона, в поле «Заключение» вводим сообщение, которое будет видеть пользователь в случае невыполнения соотношения (рис. А.6.1.16).
Рисунок А.6.1.16 – Сообщение контрольного соотношения
2 Работа с документами
Для работы с документами необходимо открыть журнал документов. Журнал документов доступен сразу после открытия программы, а также его можно открыть с помощью пункта меню «Документы»→ «Рабочий журнал» (рис. А.6.2.1).
Рисунок А.6.2.1 – Журнал документов
При открытии рабочего журнала появится форма, представленная на рисунке А.6.2.2.
Рисунок А.6.2.2 – Рабочий журнал
Слева на форме расположены формы отбора, которые позволяют делать отбор документов по заданным параметрам: организации и шаблону документа.
Для отбора достаточно выбрать нужную организацию и установить курсор на необходимом шаблоне документа.
Для Добавления/Редактирования/Удаления документов необходимо использовать панель инструментов.
Чтобы добавить новый документ необходимо выбрать организацию, шаблон документа и период, за который мы хотим ввести документ, затем нужно нажать на кнопку панели инструментов.
Рассмотрим пример ввода нового документа «Бухгалтерский баланс» за период 2008 год для предприятия ООО «Барнаульский Водоканал».
Для этого в поле «Организация» из справочника «Организации» выберем ООО «Барнаульский Водоканал». Установим курсор на шаблон документа «Бухгалтерский баланс» и в поле «Период» выберем 2008 год. Затем нажмем на кнопку панели инструментов. На экране появится окно, представленное на рисунке А.6.2.3.
Рисунок А.6.2.3 – Добавление нового документа
В результате создания нового документа в списке появится запись о новом документе, а в таблице внизу формы – колонка по новому периоду. При выделении документа на форме слева можно увидеть дату создания и дату редактирования документа.
Введем данные в новый документ. Данные можно вносить как в форме рабочего журнала в соответствующую колонку, так и путем открытия самого документа (рисунки А.6.2.4 – А.6.2.5).
Аналогично созданию документа «Бухгалтерский баланс» за 2008 год создадим документы «Бухгалтерский баланс» за 2009 год, «Отчет о прибылях и убытках» и «Приложение к бухгалтерскому балансу» за период 2008-2009 год.
Рисунок А.6.2.4 – Заполнение нового документа в форме рабочего журнала
Рисунок А.6.2.5 – Заполнение нового документа в форме документа
3 Создание методики анализа
Методика анализа – набор показателей (коэффициентов), которые рассчитывается на основе исходных данных документов.
Методика анализа отображается в виде дерева, в котором одни показатели подчинены другим. Показатели нижнего уровня (не имеющие подчиненных), называются листья и настраиваются на показатели в исходных документах. Показатели, имеющие подчиненные элементы, называются узлы. Такие показатели рассчитываются согласно введенной формуле. В формуле могут использоваться все показатели, которые подчинены данному.
Методики анализа хранятся в одноименном справочнике «Методики Анализа». Для того чтобы открыть справочник необходимо зайти в систему под пользователем с именем «ИСЭ». Открыть справочник можно с помощью меню «Справочники»→ «Методики анализа» (рис. А.6.3.1)..
Рисунок А.6.3.1 – Справочник «Методики анализа»
На рисунке А.6.3.2 представлен внешний вид справочника «Методики анализа».
Рисунок А.6.3.2 – Внешний вид справочника «Методики анализа»
Добавление/Редактирование/Удаление методик осуществляется с помощью панели инструментов. Рассмотрим пример создания методики анализа «Оценка ликвидности».
Анализ ликвидности предприятия включает расчет следующих коэффициентов:
- Абсолютная ликвидность = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Краткосрочные обязательства;
- Быстрая ликвидность = (Оборотные активы – Дебиторская задолженность - Запасы) / Краткосрочные обязательства;
- Текущая ликвидность = (Оборотные активы – Дебиторская задолженность) / Краткосрочные обязательства.
Кроме основных коэффициентов ликвидности, рассчитываемых по формуле, в методике будет создан комплексный показатель «Оценка ликвидности», который будет рассчитываться с помощью нейронной сети.
Для добавления новой методики необходимо воспользоваться кнопкой панели инструментов. При добавлении на экране появится форма, представленная на рисунке А.6.3.3.
Рисунок А.6.3.3 – Форма новой методики анализа
В поле «Наименование» необходимо ввести название методики «Оценка ликвидности».
Для Добавления/Редактирования/Удаления/Перемещения показателей методики, необходимо воспользоваться кнопками панели инструментов табличного поля формы. Для добавления нового показателя методики необходимо нажать на кнопку . При нажатии на кнопку в табличном поле появится новый узел методики, как показано на рисунке А.6.3.4.
Рисунок А.6.3.4 – Форма добавления нового показателя методики
Для редактирования показателя нужно нажать на кнопку панели инструментов или дважды нажать левой кнопкой мыши на редактируемый показатель. На экране появится форма редактирования показателя (рис. А.6.3.5). В этой форме необходимо указать наименование показателя и указать будет ли этот показатель являться узлом или листом.
Рисунок А.6.3.5 – Форма редактирования показателя методики (вкладка «Лист»)
Если показатель будет листом, то необходимо заполнить поле «Показатель». Поле «Шаблон документа» заполнится автоматически. Если показатель будет узлом, то сначала для него нужно ввести подчиненные элементы (листы), а потом настроить показатель-узел.
Зададим имя показателя «Коэффициент текущей ликвидности». Данный показатель будет являться узлом методики, поэтому пока для него ничего больше не указываем и нажимаем кнопку <ОК>.
Т.к. показатель «Коэффициент текущей ликвидности» является узлом, т.е. рассчитывается на основании подчиненных ему показателей, то создадим для него подчиненные элементы. Для этого выделяем показатель «Коэффициент текущей ликвидности» и нажимаем на кнопку панели инструментов . При нажатии на эту кнопку фон показателя изменился и появился слева знак . Нажимаем на этот знак и на экране появляется форма, как на рисунке А.6.3.6.
Рисунок А.6.3.6 – Добавление подчиненных показателей
Отредактируем новый показатель. Нажмем на кнопку панели инструментов, и на экране появится форма редактирования показателей. Т.к. новый показатель будет являться листом, то укажем для него ссылку на показатель шаблона документа. Для этого нажмем на кнопку в поле «Показатель». На экране появится форма выбора показателей шаблонов документов (А.6.3.7).
Рисунок А.6.3.7 – Форма выбора показателя
Выберем показатель «Оборотные активы» (рисунок А.6.3.8).
Рисунок А.6.3.8 – Форма настройки листа методики
На вкладке «Лист» задаются основные параметры показателя методики – наименование, ссылка на показатель шаблона документа и шаблон документа, а на вкладке «Представление» (рисунок А.6.3.9) можно указать границы значений, которые может принимать показатель, задать интерпретацию показателя цветом, указать тип сравнения значения показателя с допустимыми и указать будет ли показатель включаться в график или таблицу. Вкладка «Представление» заполняется для последующего формирования отчета по методике.
Рисунок А.6.3.9 – Вкладка «Представление»
По аналогии добавим еще два подчиненных показателя узлу «Коэффициент текущей ликвидности» - «Дебиторская задолженность долгосрочная» и «Краткосрочные обязательства» (рисунок А.6.3.10).
Рисунок А.6.3.10 – Подчиненные показатели методики
После создания листов методики можно настроить узел «Коэффициент текущей ликвидности». Для этого открываем форму редактирования показателей и указываем тип решателя – формула. В поле формула укажем формулу расчета коэффициента текущей ликвидности с помощью вспомогательных кнопок и нажмем кнопку <ОК> (рисунок А.6.3.11).
Рисунок А.6.3.11 – Настройка узла методики
Аналогичным образом создаем еще 2 коэффициента методики «Оценка ликвидности» - «Коэффициент быстрой ликвидности» и «Коэффициент абсолютной ликвидности». После создания всех показателей методика должна иметь вид как на рисунке А.6.3.12.
Рисунок А.6.3.12 – Дерево методики «Оценка ликвидности»
Для того чтобы переместить показатели, необходимо воспользоваться кнопками панели инструментов . Удаление показателей возможно путем нажатия кнопки панели инструментов или кнопки <Del>. Для того чтобы удалить показатель нужно сначала удалить все подчиненные ему элементы.
Теперь создадим новый показатель и назовем его «Оценка ликвидности». Все ранее созданные показатели сделаем подчиненными новому созданному показателю. Для этого выделим показатель «Коэффициент текущей ликвидности» и нажмем на кнопку . В появившейся на экране форме нужно выбрать показатель «Оценка ликвидности» и нажать на кнопку <ОК>. Аналогично переносим и другие показатели. В результате выполненных действий методика должна принять вид, как на рисунке А.6.3.13.
Рисунок А.6.3.13 – Аналитическое дерево методики анализа «Оценка ликвидности»
Настроим показатель «Оценка ликвидности». Для этого выберем для него тип решателя «Нейронная сеть». Далее нажмем на кнопку . На экране появится предупреждающее сообщение, нажимаем на кнопку <ОК>. Далее появится окно АИС «Нейро-Аналитик» (рисунок А.6.3.14).
Рисунок А.6.3.14 – Загрузка обучающей выборки
На этой форме необходимо указать путь к файлу, содержащего обучающую выборку для сети. Обучающая выборка представляет собой набор значений коэффициентов (входных параметров) и оценку экспертов (выходной параметр). Количество примеров должно быть не менее 20. После того как указали путь к файлу обучающей выборки, нажимаем на кнопку<Далее>. На экране появится окно как на рисунке А.6.3.15.
Рисунок А.6.3.15 – Построение нейронной сети
На этой форме необходимо указать количество слоев сети, укажем 3 и нажмем<Далее>. На экране появится окно обучения нейронной сети (рисунок А.6.3.16).
Рисунок А.6.3.16 – Обучение нейронной сети
Выберем алгоритм обучения «CGB», допустимый процент ошибки оставим по умолчанию и нажмем на кнопку<Обучить>. Обучать нейронную сеть можно до тех пор, пока ошибка обучения уменьшается.После того как сеть была обучена, нажимаем на кнопку <ОК> и на экране появляется результат обучения сети (рисунок А.6.3.17). Нажимаем на кнопку <ОК>, настройка узла «Оценка ликвидности» закончена.
Рисунок А.6.3.17 – Параметры обученной нейронной сети
Чтобы удалить методику необходимо нажать на кнопку панели инструментов в форме списка справочника «Методики анализа». Удаление методики возможно, только если на нее не имеется ссылок из других объектов, иначе пользователь увидит сообщение как на рисунке А.6.3.18.
Рисунок А.6.3.18 – Предупреждающее сообщение об удалении методики
Аналогичным образом настроим методики анализа «Оценка имущественного положения», «Оценка деловой активности», «Оценка рентабельности», «Оценка финансовой устойчивости». В методике «Оценка имущественного положения» для узлов методики заполним вкладку «Представление» (рисунки А.6.3.19 – А.6.3.22).
Рисунок А.6.3.19 – Настройка узла «Коэффициент выбытия»
Рисунок А.6.3.20 – Настройка узла «Коэффициент обновления»
Рисунок А.6.3.21– Настройка узла «Коэффициент износа»
Рисунок А.6.3.22 – Настройка узла «Оценка имущественного положения»
4 Создание шаблона аналитических отчетов
Создание шаблонов аналитических отчетов является заключительным этапом настройки системы. Аналитический отчет позволяет интерпретировать результаты расчетов показателей методик.
Шаблоны аналитических отчетов хранятся в одноименном справочнике «Шаблоны аналитических отчетов».
В состав аналитического отчета в системе входят следующие структурные элементы:
- заголовок;
- диаграмма;
- таблица;
- текстовое заключение (словесное объяснение полученных результатов).
Для того чтобы открыть справочник необходимо зайти в систему под пользователем с именем «ИСЭ». Открыть справочник можно с помощью меню «Справочники»→ «Шаблоны аналитических отчетов» (рисунок А.6.4.1)..
Рисунок А.6.4.1 – Справочник «Шаблоны аналитических отчетов»
Внешний вид справочника «Шаблоны аналитических отчетов» представлен на рисунке А.6.4.2.
Рисунок А.6.4.2 – Внешний вид справочника «Шаблоны аналитических отчетов»
Добавление/Редактирование/Удаление осуществляется с помощью панели инструментов. Рассмотрим создание нового аналитического отчета «Оценка ликвидности». Для того чтобы добавить новый шаблон нужно нажать на кнопку панели инструментов. На рисунке А.6.4.3 форма нового шаблона аналитического отчета.
Рисунок А.6.4.3 – Форма добавления шаблона отчета
В поле наименование необходимо ввести название отчета «Оценка ликвидности», а в поле заголовок – заголовок отчета «Оценка ликвидности».
В шаблон отчета можно добавить заголовки, объяснения, таблицы и графики. Перед тем как добавлять элементы в шаблон аналитического отчета его необходимо записать, путем нажатия на кнопку<Записать>.
Для добавления любого из перечисленных элементов необходимо воспользоваться кнопками панели инструментов. Если отчет будет состоять из нескольких блоков, то необходимо заполнить закладку «Заголовки». Для этого нужно нажать на кнопку панели инструментов. При нажатии на кнопку в поле «Заголовок» появится новая строчка, как показано на рисунке А.6.4.4, в которую нужно ввести название заголовка блока аналитического отчета. В нашем случае аналитический отчет будет состоять из двух блоков – анализ коэффициентов и комплексный вывод по ликвидности. Введем новый заголовок «Комплексная оценка ликвидности» (рисунок А.6.4.4).
Рисунок А.6.4.4 – Форма добавления заголовка блока аналитического отчета
Далее переходим на закладку «Объяснения». На этой закладке вводятся объяснения результатов расчетов методик. Создадим первое объяснение и назовем его «Введение». Это объяснение будет содержать краткое описание методики «Оценка ликвидности». Для ввода нового объяснения нажимаем на кнопку панели инструментов. На экране появится форма ввода нового объяснения. Введем в поле «Наименование» название объяснения «Введение», а в поле «Текст» напишем краткое описание методики анализа (рисунок А.6.4.5).
Рисунок А.6.4.5 – Форма добавления объяснения аналитического отчета
Запишем и закроем созданное объяснение путем нажатия на кнопку <ОК>. Далее перейдем на закладку «Порядок». На этой закладке необходимо установить порядок расположения элементов отчета на форме. Для этого нажимаем на кнопку панели инструментов , и на экране появится форма, представленная на рисунке А.6.4.6.
Рисунок А.6.4.6 – Форма установления порядка элементов аналитического отчета
Далее переходим на закладку «Таблицы» и создадим таблицу, содержащую значения показателей методики «Оценка ликвидности».
Добавим новую таблицу путем нажатия на кнопку панели инструментов. На экране появится форма создания новой таблицы, назовем ее «Коэффициенты ликвидности». Добавим в таблицу коэффициенты, характеризующие ликвидность предприятия. Для этого нажимаем кнопку <Insert>, в поле показатель выбираем из методики анализа «Оценка ликвидности» показатель «Коэффициент текущей ликвидности». Заголовок показателя заполнился автоматически. По аналогии добавим показатели «Коэффициент быстрой ликвидности» и «Коэффициент абсолютной ликвидности». В результате выполненных действий форма создания таблицы должна принять вид, как на рисунке А.6.4.7.
Рисунок А.6.4.7 – Форма создания таблицы аналитического отчета
Запишем и закроем таблицу нажатием на кнопку <ОК>. На закладке «Таблицы» появилась созданная нами таблица (рисунок А.6.4.8).
Рисунок А.6.4.8 – Шаблоны аналитических отчетов. Закладка «Таблицы»
Снова перейдем на закладку «Порядок», нажмем на кнопку и установим порядок элементов отчета. Пока нас все устраивает, поэтому ничего менять не будем. Переходим снова на закладку «Объяснения». Аналогично объяснению «Введение» создадим новое объяснение «Определение коэффициента текущей ликвидности». Нажимаем на кнопку , вводим наименование объяснения и текст объяснения (рисунок А.6.4.9).
Рисунок А.6.4.9 – Форма добавления объяснения аналитического отчета
Сохраним новое объяснение. В результате выполненных действий закладка «Объяснения» должна принять вид, как на рисунке А.6.4.10.
Рисунок А.6.4.10 – Шаблоны аналитических отчетов. Закладка «Объяснения»
Снова переходим на закладку «Порядок» и устанавливаем порядок элементов отчета.
Далее создадим график «Динамика коэффициента текущей ликвидности». Для этого перейдем на закладку «Графики» и аналогично созданию таблицы создадим новый график. Нажимаем на кноку . На экране появится форма создания нового графика. В поле «Наименование» вводим название графика – «Динамика коэффициента текущей ликвидности». Выбираем тип графика – «График», в поле «Показатель» выбираем из методики анализа «Оценка ликвидности» показатель «Коэффициент текущей ликвидности», в поле «Заголовок серии» вводим наименование показателя «Коэффициент текущей ликвидности» (рисунок А.6.4.11).
Рисунок А.6.4.11 – Форма создания нового графика аналитического отчета
Сохраним и закроем форму создания графика «Динамика коэффициента текущей ликвидности». На закладке «Графики» появилась запись, содержащая наименование созданного нами графика. Переходим на закладку «Порядок» и устанавливаем порядок элементов.
Снова переходим на закладку «Объяснения» и создадим новое объяснение «Вывод по коэффициенту текущей ликвидности». Т.к. коэффициент текущей ликвидности может принимать различные значения, то нам придется создать несколько выводов с условием, которые будут зависеть от принимаемого значения коэффициента. Так же выводы будут зависеть и от динамики изменения коэффициента. Рассмотрим пример создания объяснения с условием.
Нажимаем на кнопку , вводим наименование объяснение – «Вывод по коэффициенту текущей ликвидности (соотвествует нормальному значению)». Это объяснение будет выводится в отчет в случае, если значение коэффициента текущей ликвидности находится в границах нормального значения. В поле «Текст» запишем следующее – «К концу анализируемого периода значение коэффициента текущей ликвидности соответствует нормальному значению от 1 до 2,5.» (рисунок А.6.4.12).
Рисунок А.6.4.12– Форма добавления объяснения аналитического отчета
Переходим на закладку «Условия». На этой закладке зададим условие вывода объяснения - «1,5<= Коэффициент текущей ликвидности<=2,5». Это условие примет вид, как на рисунке А.6.4.13. Поле «Показатель» содержит наименование сравниваемого показателя. В поле «Преобразование» указывается вид преобразования значения показателя. В нашем случае вид преобразования «Последнее» означает, что берется значение показателя на конец периода. Поле «Сравнение» содержит вид операции сравнения. Показатели можно сравнивать как с показателями так и с числами. Для этого необходимо во втором поле «Показатель» выбрать тип «Показатель» или «Число». В нашем случае сравнивается значение показателя с числом.
Чтобы аналитическое объяснение выводилось в соответствии с заданным условием, необходимо перенести его в поле «Логическая связка». Для этого нужно нажать на кнопку «Заполнить» и выбрать один из операторов «И» или «ИЛИ». Так же можно создавать объяснения с условием «И» и «ИЛИ» (рисунки А.6.4.14 – А.6.4.15).
Рисунок А.6.4.13 – Форма добавления объяснения аналитического отчета (закладка «Условия»)
Нажимаем на кнопку <ОК>. Таким образом, мы создали объяснение с условием. На закладке «Порядок» устанавливаем порядок элементов отчета.
По аналогии создадим новое объяснение с наименованием «Оценка ликвидности (неблагополучное состояние, К а.л)». Этот вывод будет выводится для комплексной оценки ликвидности. В поле «Текст» введем – «Анализ ликвидности показал, что состояние предприятия оценивается, как состояние неблагополучия. На это повлиял тот факт, что коэффициент абсолютной ликвидности значительно ниже минимально допустимого значения.» (рисунок А.6.4.14), а на странице «Условие» зададим условие вывода объяснения (рисунок А.6.4.15).
Рисунок А.6.4.14 – Форма добавления объяснения аналитического отчета
Рисунок А.6.4.15 – Форма добавления объяснения аналитического отчета (закладка «Условия»)
Порядок элементов можно устанавливать как сразу после ввода нового элемента, так и после того, как все элементы уже введены. Для перемещения элементов необходимо испльзовать кнопки панели инструментов <Вверх>/<Вниз>.
В объяснения аналитических отчетов можно вставлять наименование анализируемой организации, анализируемый период. Для этого в открытой форме объяснения нужно нажать на кнопку «Вставить» и выбрать необходимый элемент (рисунок А.6.4.16).
Рисунок А.6.4.16 – Выбор элемента вставки
Кроме наименования организации и периода можно так же вставлять значения, которые принимают показатели. Для этого нужно добавить и выбрать наименование показателя и вид его преобразования в нижнем поле на закладке «Текст». Аналогичным образом создаем другие необходимые графики, таблицы и объяснения. В результате выполненных действий шаблон аналитического отчета должен иметь вид, как показано на рисунках А.6.4.17 – А.6.4.21.
Рисунок А.6.4.17 – Закладка «Заголовки» шаблона аналитического отчета «Оценка ликвидности»
Рисунок А.6.4.18 – Закладка «Объяснения» шаблона аналитического отчета «Оценка ликвидности»
Рисунок А.6.4.19 – Закладка «Таблицы» шаблона аналитического отчета «Оценка ликвидности»
Рисунок А.6.4.20 – Закладка «Графики» шаблона аналитического отчета «Оценка ликвидности»
Для того чтобы все элементы аналитического отчета отображались при выводе отчета, необходимо на закладке «Порядок» в колонке «Вывод» установить флажок, как показано на рисунке А.6.4.21.
Рисунок А.6.4.21 – Закладка «Порядок» шаблона аналитического отчета «Оценка ликвидности»
Аналогичным образом, пользователь может создавать произвольные шаблоны аналитических отчетов, вводить произвольное количество объяснений, таблиц, графиков, устанавливать произвольный порядок элементов отчета.
5 Расчет
После того как система была настроена, были введены все данные можно приступить к расчету показателей.