График аудиторных занятий и срс 1 страница

Наименование вида работ Номер недели
1 Аудиторные занятия                                  
– Лекции, номер
– Лаборатор­ные занятия, номер
2 Самостоятельная работа                                  
– Подготовка к лабораторной работе, час            
– Подготовка к контрольной работе (кр)         КР 0,05           КР 0,05           КР 0,05
– Выполнение курсового проекта (кп)                                 КП 0,1
3 Формы текущей аттестации                                  
– Расчётное задание, вес                                  
– Защита лабораторной работы (ЗР), вес   ЗР 0,08   ЗР 0,08 ЗР 0,08 ЗР 0,08 ЗР 0,08   ЗР 0,08   ЗР 0,08   ЗР 0,08   ЗР 0,08   ЗР 0,08
4 Форма итоговой аттестации: - Зачет   - Экзамен                                 зач 0,1   экз 0,15  

Лист согласования рабочей программы

Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину Веду­щая ка­федра Предложения об изменении рабочей программы Подпись заведую­щего кафедрой
Информатика и программирование ИСЭ нет  
Операционные системы, среды и оболочки ИСЭ нет  
Экономика организации ИСЭ нет  
Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий ИСЭ нет  
Проектирование экономических информационных систем ИСЭ нет  

Использование технических средств обучения и вычислительной

Техники. Программное обеспечение дисциплины

Технические средства обучения используются при выполнении студентами лабораторного практикума.

Технические средства обучения - вычислительная сеть ПЭВМ сосредоточены в лаборатории кафедры «Электронный офис».

Основное программное обеспечение - программные комплексы:

– 1С: Финансовое планирование;

– ИНЭК-АНАЛИТИК, АФСП;

– Альт-Финансы;

– Про-Инвест - Audit Expert;

– Про-Инвест – Sales Expert;

– Про-Инвест – Forecast Expert;

– Про-Инвест – Project Expert;

– КУРС - Marketing Analytiс;

– Галактика;

– ИС-ПРО;

– 1С Предприятие;

– Kasatka;

– SAP - R/3;

– MS B-S Axapta;

– MS B-S Navision;

– MS B-S CRM;

– АлтГТУ - Бизнес- Аналитик;

– АлтГТУ - Нейро-Аналитик;

– АлтГТУ Производственный менеджмент (СИГМА);

– АлтГТУ Маркетинговые исследования образовательных услуг и трудоустройство выпускников;

– АлтГТУ Кафедра.

Используется также справочная система КОНСУЛЬТАНТ-ПЛЮС.

Кроме того, в специальной библиотеке лаборатории для студентов имеются электронные копии учебников.

В этой же библиотеке содержатся электронные версии методических указаний к лабораторным работам, вопросы к экзамену.

Программное обеспечение дисциплины содержит перечень ТСО. аудио- и видео-материалов, программ (ППП). компьютерных игр, автоматизированных обучающих систем на базе ЭВМ, электронных учебников, учебных пособий и других материалов, используемых в процессе обучения.

Организация самостоятельной работы студентов (СРС) по дисциплине

Самостоятельная работа студентов обеспечена наличием лаборатории «Электронный офис» и достаточным количеством ПЭВМ. В этой лаборатории студенты используют электронные копии учебников, методические указания к лабораторным работам, программные комплексы, тексты законов РФ.

Элементы научного поиска при изучении дисциплины

Основной формой вовлечения студентов в самостоятельную творческую деятельность является участие в реальных научных и проектных работах по темам кафедры «Информационные системы в экономике»

Разработчик:

_профессор каф. ИСЭ О.И. Пятковский ______

должность подпись инициалы и фамилия

_________________________________________ _________________________

должность подпись инициалы и фамилия

Стандарт согласован:

Заведующий

профилирующей кафедрой ____________ О.И. Пятковский____

подпись инициалы и фамилия

Председатель ФКМКО

____________ В.Б. Осокин_____

подпись инициалы и фамилия

Декан факультета _____________ ___Г.Н. Кобелев________________

подпись инициалы и фамилия

Начальник ОМКО

АлтГТУ

____________ Н.П. Щербаков____

подпись инициалы и фамилия

Лист внесения изменений

В стандарт дисциплины вносятся следующие изменения:

_____________________________

Разработчик__________________

должность, подпись, Ф.И.О.

Стандарт дисциплины пересмотрен и одобрен на заседании кафедры _______________________________________________________"___"___________ 200 г.

название кафедры

Заведующий кафедрой__________________________________________________________________

подпись, Ф.И.О.

Согласовано:

Зав профилирующей кафедрой _______________________________________________________

подпись, Ф.И.О.

"___"____________ 200 г.

Лист внесения изменений

В стандарт дисциплины вносятся следующие изменения:

_____________________________

Разработчик__________________

должность, подпись, Ф.И.О.

Стандарт дисциплины пересмотрен и одобрен на заседании кафедры _______________________________________________________"___"___________ 200 г.

название кафедры

Заведующий кафедрой__________________________________________________________________

подпись, Ф.И.О.

Согласовано:

Зав профилирующей кафедрой _______________________________________________________

подпись, Ф.И.О.

"___"____________ 200 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНОМУ ПРАКТИКУМУ

А.1 Лабораторная работа № 1 – 4 ч.

Нормативные расчетыАСУ «Сигма»

А.1.1 Цель работы – развитие и закрепление навыков по проведению нормативных расчетов на основе нормативно-технологических карт.

А.1.2 Объект изучения

Объект изучения - принципы автоматизации проведения нормативных расчетов по затратам труда и материалов на производство изделий.

Теоретические сведения содержатся в учебном пособии «Практикум по дисциплине «Информационные системы в организации». Часть 1. Системы производственного менеджмента» стр. 4-37.

А.1.3 Техническими средствами для выполнения работы являются Компьютер и АСУ «Сигма».

А.1.4 Содержание и последовательность работы:

1 Разработать модель изделия, один или несколько полуфабрикатов, для которого производится непосредственно на предприятии.

2 В подготовленной модели выделить материалы. Для каждого материала определить единицу измерения.

3 Для выбранного изделия и полуфабрикатов собственного производства, входящих в него, необходимо определить технологические операции.

4 В АСУ «Сигма» необходимо заполнить справочники: коды единиц измерения, коды технологических операций (если нужные ед. измерения и операции в справочнике уже имеются, достаточно записать их коды, коды вновь введенных операций так же нужно зафиксировать), наименования изделий (обязательно ввести новое изделие – код записать), тарифные ставки (записать код и разряд для выбранной тарифной ставки).

5 Заполнить номенклатура-ценник. Ввести все материалы, необходимые для производства вашего изделия. Заполнить номенклатурный номер, наименование, код единицы измерения, цены, начальный остаток. Номенклатурный номер по каждому материалу записать.

6 Ввести технологические карты на производство полуфабрикатов (заполняются первый, второй, третий, четвертый и пятый разделы). Номера чертежей записать!

7 Ввести технологическую карту на производство готового изделия (заполняются первый, второй, третий, четвертый и шестой разделы, пятый раздел при необходимости).

8 Получить нормативный отчет по труду и заработной плате (форма 251) и отчет по материалам (форма 292).

А.1.5 Отчет о лабораторной работе должен содержать:

1 Описание построенной модели изделия (привести дерево, перечислить материалы и операции).

2 Заполненные нормативно-технологические карты по полуфабрикатам и готовому изделию.

3 Расчет нормативных показателей по труду и заработной плате и по материалам выполненный вручную.

4 Отчеты АСУ «Сигма» по формам 251 и 292.

По результатам работы должен быть оформлен текстовый отчет на листах формата А4 в виде принтерных распечаток или от руки с соблюдением ГОСТ 2.105, ГОСТ 8.417, ГОСТ 7.1. На титульном листе указать заглавие и номер работы, ф.и.о. студента, группа, дата выполнения.

А.1.6 Контрольные вопросы.

1 Как заполняется справочник технологических операций в АСУ «Сигма»?

2 Как заполняется справочник материалов в АСУ «Сигма»?

3 Что содержит первый раздел нормативно-технологической карты?

4 Что содержит второй раздел нормативно-технологической карты?

5 Что содержит третий раздел нормативно-технологической карты?

6 Что содержит четвертый раздел нормативно-технологической карты?

7 Что содержит пятый раздел нормативно-технологической карты?

8 Что содержит шестой раздел нормативно-технологической карты?

9 Чем отличается заполнение нормативно-технологической карты для чертежей содержащих и не содержащих входящие полуфабрикаты собственного производства?

10 Описать порядок получения нормативных расчетов по трудозатратам. Какие сведения содержит нормативный отчет по материальным затратам?

А.1.7 Индивидуальные задания выдаются студентом преподавателем, ведущим лабораторную работу.

А.1.8 Список литературы

1 Пятковский, О.И.Практикум по дисциплине «Информационные системы в организации» Часть 1. Системы производственного менеджмента: Учеб. пособие. / О.И. Пятковский, А.С. Авдеев, В.В. Воронин; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. – Барнаул: кафедра ИСЭ, АлтГТУ, 2010. – 49 с.

2 Адаптивная АСУ производством: (АСУ "СИГМА") / Г.И.Марчук, А.Г.Аганбегян, И.М. Бобко и др.; Под ред. Г.И.Марчука. - М.: Статистика, 1981. – 0/1.

3 Советов Б.Я., Цехановский В.В. Автоматизированное управление совре­менным предприятием. - Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1988. – 0/1.

4 Владовский И.М., Блем А.Г. Беседы об АСУ. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1984.-

5 Автоматизированные системы управления предприятиями и объедине­ниями: (Разработка, внедрение, развитие) / Н.А. Соломатин, В.И. Дудорин, А.И. Ла­рионов и др.; Под ред. Н.А.Соломатина. - М.:Экономика,1985. – 0/1.

6 Автоматизированная система управления "СИГМА", комплекс "ПРОИЗВОДСТВО" (развитие в среде ОС ЕС). Технорабочий проект. – 0/1.

7 Информационная система "ПРОИЗВОДСТВО" на базе ЛВС ПЭВМ. Руководство по эксплуатации. – 0/1.

А.1.9 Методические указания

Для более наглядного объяснения материала, все пункты меню будут рассмотрены на примере.

В нашем примере мы будем создавать изделие компьютер. В его состав будет входить монитор, системный блок, клавиатура и мышь. Системный блок является полуфабрикатом собственного производства, в состав которого входят: материнская плата, винчестер, дисковод, сетевая карта.

В подготовленной модели выделим материалы (монитор, клавиатура, мышь, материнская плата, винчестер) и для каждого определим единицу измерения.

Для производства продукции определим технологические операции. Для производства системного блока необходимо произвести сборку и тестирование оборудования, для компьютера – подключение и установку программного обеспечения (всего 4 операции)

Для тех, кто в танке и не понял, что за изделие мы будем собирать и из чего оно состоит, изучите рисунок А.1.1.

Рисунок А.1.1 – Состав изделия

Наглядное изображение требуемых операций для создания компьютера и кто что должен делать, представлено на рисунке А.1.2

Рисунок А.1.2 – Производственные операции

Общие сведения и программе сигма

1 Запуск программы «СИГМА»

Задача:

Запустить программу Сигма и познакомиться с ее интерфейсом

Для запуска программы, необходимо скопировать папки FD26 и sigma в корень диска C и запустить из папки sigma файл sigma.bat.

Файл sigma.bat представляет из себя следующее:

remkeyrus – русская расладка клавиатуры

c:\fd26\foxpro sigma – место расположения foxpro и открытие базы данных

После запуска программы должно будет показано окно, представленное на рисунке А.1.1.1

график аудиторных занятий и срс 1 страница - student2.ru

Рисунок А.1.1.1 – Главное окно программы «Сигма»

Как видно из меню подсказок, которые расположены в нижней части экрана, для навигации по меню программы, необходимо использовать клавиши вверх, вниз, Enter. Для получения помощи необходимо использовать клавиши F1 и F2. Для выхода и программы необходимо нажать End.

2 Нормативные расчеты АСУ «Сигма»

В этом разделе мы более подробно познакомимся с АСУ «Сигма» и познакомимся с нормативными расчеты данной программы. Более подробно мы остановимся на следующих вопросах:

1. Как создавать единицы измерения товаров

2. Как создавать коды профессий

3. Как создавать и вводить наименование продукции

4. Как создавать тарифные ставки

5. Как создавать и вводить номенклатура-ценники на материалы

6. Как создавать чертехизделея

Все эти операции мы будем изучать на примере.

В нашем примере мы будем создавать изделие компьютер. В его состав будет входить монитор, системный блок, клавиатура и мышь. Системный блок является полуфабрикатом собственного производства, в состав которого входят: материнская плата, винчестер, дисковод, сетевая карта.

В подготовленной модели выделим материалы (монитор, клавиатура, мышь, материнская плата, винчестер) и для каждого определим единицу измерения.

Для производства продукции определим технологические операции. Для производства системного блока необходимо произвести сборку и тестирование оборудования, для компьютера – подключение и установку программного обеспечения (всего 4 операции)

2.1 Создание единиц измерения товара

Запускаем программу. Появится окно, представленное на рисунке А.1.2.1.1

график аудиторных занятий и срс 1 страница - student2.ru

Рисунок А.1.2.1.1 – Окно программы

Для создания единиц измерения, необходимо совершить переход из главного окно программы по следующему пути: «Формирование и ведение базы данных -> ведение НСИ -> Ведение справочника НСИ->Коды единиц измерения»

Так будет выглядеть окно программы при переходе по этому пути:

график аудиторных занятий и срс 1 страница - student2.ru

Рисунок А.1.2.1.2 – Окно программы после перехода в пункт «Формирование и ведение базы данных»

график аудиторных занятий и срс 1 страница - student2.ru

Рисунок А.1.2.1.3 – Окно программы после перехода в пункт «Экран голубой»

график аудиторных занятий и срс 1 страница - student2.ru

Рисунок А.1.2.1.4 – Окно программы при переходе в пункт «ведение НСИ»

график аудиторных занятий и срс 1 страница - student2.ru

Рисунок А.1.2.1.5 – Окно программы при переходе в пункт «Ведение справочника НСИ»

график аудиторных занятий и срс 1 страница - student2.ru

Рисунок А.1.2.1.6 – Окно программы для ввода единиц измерения

В этом окне мы видим уже существующие единицы измерения. Внизу окна имеется информация о горячих клавишах.

Нам необходимо ввести новую единицу измерения – штуки. Если вам повезло и она уже есть в базе данных, то просто запомните ее код. Если же не повезло, то для добавления новой единицы измерения необходимо нажать клавишу Insert. Указываем код, например, 333 и пишем название штуки.

Итак, в конце этой и всех остальных глав, будут указаны данные, которые мы ввели в базу данных. В этой главе мы ввели в справочник единиц измерения следующие данные:

Id Наименование

101 Штуки

2.2 Создание профессий

Для того чтобы создать новые профессии, нам необходимо открыть справочник профессий. Для этого переходим по следующему пути: «Формирование и ведение базы данных -> ведение НСИ -> Ведение справочника НСИ->Коды профессий и должн.». Либо, если вы находитесь в пункте ввод единиц измерения, то можно просто нажать кнопку esc, для выхода на уровень выше и выбрать пункт «Коды профессий и должн.» Откроется окно, представленное на рисунке А.1.2.2.1.

график аудиторных занятий и срс 1 страница - student2.ru

Рисунок А.1.2.2.1 – Справочник кодов профессий и должностей

В нашем примере, для создания изделия, потребуется 3 профессии:

· Сборщик, который будет собирать компьютер;

· Тестировщик – будет тестировать работоспособность компьютера;

· Системный администратор – будет настраивать ПО и подключение к сети.

Создадим эти профессии. Для этого необходимо нажать клавишу insert и ввести код профессии (которого еще нет в таблице), код категории (любой) и наименование профессии.

Предлагаю, для сборщика код профессии указать 1001, для тестировщика 1002 и для системного администратора 1003.

Пример ввода новой профессии представлен на рисунке А.1.2.2.2

график аудиторных занятий и срс 1 страница - student2.ru

Рисунок А.1.2.2.2 – Пример ввода новой профессии

Итак, в этой главе мы ввели следующие данные:

Код профессии код категории наименование профессии

1001 1 Сборщик

1002 1 Тестировщик

1003 1 Системный администратор

2.3 – Создание технологических операций

Для того, чтобы создать технологические операции, необходимо перейти в справочник «Коды технологич. операций». Окно данного справочника представлено на рисунке А.1.2.3.1

график аудиторных занятий и срс 1 страница - student2.ru

Рисунок А.1.2.3.1 – Справочник технологических операций

Теперь мы можем приступать к созданию операций, которые потребуются для того, чтобы создать наше изделие.

При создании операции нам необходимо указать уникальный код технологической операции, название операции, тип оборудования, кторый потребуется для выполнения данной операции и профессия рабочего, который будет выполнять данную операцию. Профессия рабочего указывается с помощью кода, который соответствует профессии. Напомним, в предыдущей главе мы создали 3 профессии:

Код профессии код категории наименование профессии

1001 1 Сборщик

1002 1 Тестировщик

1003 1 Системный администратор

Итак, какие же операции нам потребуются и кто их будет выполнять (в скобках указан код операции):

1. Сборка оборудования. У нас будет выполнять эту операцию сборщик в ручную (1001);

2. Тестирование оборудования. Этим будет заниматься тестировщик и тоже вручную (1002);

3. Подключение компьютера.Будет заниматься системный администратор в ручную (1003);

4. Установка ПО.Будет заниматься системный администратор в ручную (1004).

Теперь введем эти данные в таблицу (рисунок А.1.2.3.2).

график аудиторных занятий и срс 1 страница - student2.ru

Рисунок А.1.2.3.2 – Ввод технологических операций

Итак, в итоге получается, что мы должны были ввести следующие данные:

Код операции Наименование Тип оборудования Профессия

1001 Сборка Ручная 1001

1002 Тестирвование Ручная 1002

1003 Подключение Ручная 1003

1004 Установка ПО Ручная 1003

2.4 Ввод наименование продукции

Для ввода наименований продукции, необходимо перейти в справочник «Наименование изделий», который представлен на рисунке А.1.2.4.1

график аудиторных занятий и срс 1 страница - student2.ru

Рисунок А.1.2.4.1 – Справочник «Наименование изделий»

В этом справочнике нам нужно внести ту продукцию, которую мы хотим производить. В данном случае мы собрались производить компьютер. Вносим его в базу данных и запоминаем код, который указали. Пример ввода представлен на рисунке А.1.2.4.2

график аудиторных занятий и срс 1 страница - student2.ru

Рисунок А.1.2.4.2 – Ввод нового изделия

Итак, в этой главе мы ввели следующие данные:

Код Наименование

1001 Компьютер

2.5 Ввод информации о тарифных ставках

Для ввода информации о тарифных ставках выбираем соответствующий справочник (тарифные ставки), который представлен на рисунке А.1.2.5. Можно информацию не заполнять, а просто выбрать тарифы, которые вас устраивают и запомнить код данного тарифа.

график аудиторных занятий и срс 1 страница - student2.ru

Рисунок А.1.2.5 – Справочник тарифов

Предлагаю из этой таблицы использовать тариф с кодом 1

2.6 Ввод номенклатура-ценников

Теперь, когда мы заполнили информацию о единицах измерения, кодах технологических операциях, наименование производимой продукции и тарифных планов, можно перейти к вводу наменклатура-ценников. Для этого переходим в раздел «Формирование и ведение базы данных -> ведение НСИ -> Номенклатура-ценник MMR». Будет показано окно, представленное на рисунке А.1.2.6.1.

график аудиторных занятий и срс 1 страница - student2.ru

Рисунок А.1.2.6.1 – Справочник номенклатура-ценник

В этом справочнике нам необходимо ввести все материалы, необходимые для производства вашего изделия. Заполнить номенклатурный номер, наименование, код единицы измерения, цены, начальный остаток.

Важно: Номенклатурный номер материала и код единицы измерения нужно писать в конце строки, иначе программа может работать некорректно

В поле код единицы измерения будем вносить код, который соответствует единице «штуки». У нас это 333.

В нашем случае мы будем вносить информацию о следующие материалах (в скобках указан рекомендуемый номенклатурный номер):

Монитор. (1001);

Винчестер (1002);

материнская плата (1003);

сетевая карта (1004);

клавиатура и мышь (1005);

Пример ввода информации представлен на рисунке А.1.2.6.2.

график аудиторных занятий и срс 1 страница - student2.ru

Рисунок А.1.2.6.2 – пример ввода информации в справочник

Таким же образом, добавим оставшиеся материалы и запомним их номенклатурные номера.

Итак, мы ввели следующие данные:

Номен.№код цена план.Цена тек. Наименован.Нач.остаток датарасчета

1001 333 5000 5000 Монитор 10 12.12.08

1002 333 4000 4000 винчестер 10 12.12.08

1003 333 2000 2000 матер. Плата 10 12.12.08

1004 333 500 500 сетевая карта 10 12.12.08

1005 333 400 400 клав.и мышь 10 12.12.08

2.7 Создание технологических карт на производство полуфабрикатов

После ввода материалов, можно приступать к заполнению технологических карт на производство полуфабрикатов. Для этого перейдем «Формирование и ведение базы данных -> Экран голубой -> Ведение НСИ -> Ведение МОП (будет показано окно, представленное на рисунке А.1.2.7.1)->выбираем пункт «Ввод» (будет показано окно, представленное на рисунке А.1.2.7.2) ->выбираем пункт «Все» (будет показано окно, представленное на рисунке А.1.2.7.3) ->Выбираем пункт «Ввод»». В итоге будет показано окно, представленное на рисунке А.1.2.7.4

график аудиторных занятий и срс 1 страница - student2.ru

Рисунок А.1.2.7.1 – Окно введение МОП

график аудиторных занятий и срс 1 страница - student2.ru

Рисунок А.1.2.7.2 – Окно ввод

график аудиторных занятий и срс 1 страница - student2.ru

Рисунок А.1.2.7.3 – Окно «Все»

график аудиторных занятий и срс 1 страница - student2.ru

Рисунок А.1.2.7.4 – Окно «ввод»

Теперь нам необходимо заполнить чертежи на полуфабрикаты. В нашем случае полуфабрикат у нас один – это системный блок.

Для начала введем составной номер чертежа. Пусть будет 1001 – 10001 и внести название чертежа русскими или цифрами (рисунок А.1.2.7.5)

график аудиторных занятий и срс 1 страница - student2.ru

Наши рекомендации