Развитие научного потенциала мировой экономики
Научно-технический потенциал является ключевым элементом ресурсной базы и фактором развития современной мировой экономики. Факторы научного прогресса всегда оказывали влияние на мировую экономику, но особенно значительно их роль стала возрастать во второй половине ХХ века, в условиях начавшейся научно-технической революции. НТР – это коренной качественный переворот в развитии глобальных производительных сил, связанный с превращением науки в непосредственную производительную силу общества. В ходе современной НТР в системе мировой экономики преодолевается разрыв науки и производства в качестве самостоятельных, обособленных сфер общественной жизнедеятельности, происходит их соединение в едином научно-производственном процессе. Ныне в мировом хозяйстве три четверти издержек по производству новых изделий приходится на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР).
На ранних этапах современная НТР развивалась, преимущественно, на базе экстенсивных источников роста, особенно энергетических. В 50-60-е гг. сформировалась ресурсоёмкая модель мирового экономического развития. С середины 70-х гг., в условиях мирового энергетического и сырьевого кризиса, начался переход к ресурсосберегающим, наукоёмким технологиям. Кардинальные перемены в производительных силах проявились в системе предметов труда – возросла роль искусственных, синтетических предметов труда с заранее заданными свойствами, не существующими в естественных, природных материалах. На развитие системы средств труда роль решающее влияние стали оказывать процессы автоматизации, особенно на базе микроэлектронной техники; значительно возросла также роль немеханических средств труда – химических, биохимических, электронных. Существенные изменения претерпел и личностный фактор производства – рабочая сила; произошёл заметный рост среднего квалификационного уровня совокупной рабочей силы, увеличилась доля умственного труда, ведущее значение стали приобретать творческие формы интеллектуального труда. В системе мировой экономики удвоение расходов на НИОКР стало происходить за 8-10 лет; в 1980 г. они составляли примерно 210 млрд долл., в 1990 – 450 млрд., в 2000 – порядка 1 трлн долл. В фундаментальных науках объём знаний удваивается менее, чем за 10 лет, в прикладных – за 5 лет; удвоение общего объёма информации происходит ныне примерно за полтора года. В 90-е гг. в мире издавалось более 60 тысяч научных журналов, в которых ежегодно публиковалось 1,3 млн научных статей. Количество работников, занятых в сфере науки и научного обслуживания, стало исчисляться десятками миллионов человек.
Важнейшим показателем уровня развития и динамики мирового и национальных хозяйств стала также доля расходов на науку в валовом продукте. В целом по мировой экономике она составляла в 1980 г. – 1,9%, в 1990 г. – 2,5%, в настоящее время – примерно 3% мирового валового продукта. Этот же уровень характерен для доли расходов на науку в валовом продукте большинства развитых стран; среднемировые цифры определяются ситуацией в этих странах, т.к. в них сосредоточено 90% научного потенциала мира. Возникла новая форма поляризации в системе мирового хозяйства и международного разделения труда - с одной стороны, выделилась группа ведущих в научном отношении стран, с другой – совокупность прочих, зависимых в научном отношении стран и регионов. Высокоразвитые страны сумели в наибольшей степени воспользоваться достижениями НТР, превратив их в один из решающих факторов роста конкурентоспособности своих товаров и фирм на мировом рынке. Именно эти страны и фирмы превратились в главную движущую силу, «локомотив» современной НТР и мировой экономики в целом. Расходы на науку и научное обслуживание в настоящее время, в расчёте на душу населения, составляют в США более 700 долл. в год, в Японии приближаются к 700 долл., в западноевропейских странах находятся на уровне 400-500 долл., в России – порядка 40 долл.
В различных странах существенно различается доля государства в финансировании НИОКР. В США эта доля находится на уровне 40%, в Великобритании и Франции – 50%, что объясняется традиционно большим удельным весом военных разработок в научных исследованиях в этих странах. В других развитых странах ведущие позиции в финансировании науки принадлежат частному бизнесу – в Швеции на его долю приходится около 70% совокупных расходов на НИОКР, в Швейцарии – свыше 75%, в Южной Корее – более 80% расходов. Что же касается соотношения финансирования фундаментальных и прикладных исследований, то здесь прослеживаются общие тенденции – государству принадлежит ведущая роль в финансировании фундаментальной науки; расходы на осуществление прикладных разработок в большей степени осуществляют частные фирмы, т.к. эти разработки характеризуются достаточно быстрой окупаемостью и обеспечивают рост конкурентоспособности и рентабельности фирм и товаров.
В мире выделяется несколько страново-региональных центров развития науки. Ведущими их них являются США, Западная Европа, Япония и Россия.
Примерно половина совокупных мировых расходов на науку приходится на США.; доля этой страны в производстве наукоёмкой продукции в мировом хозяйстве составляет 40%. Общее число занятых в сферах науки и научного обслуживания в США – порядка 10 млн чел., в том числе непосредственно в научных исследованиях – более 1 млн чел. Особенностью организации научной сферы является сосредоточение фундаментальных исследований в университетах, среди которых выделяются примерно два десятка ведущих, имеющих значение глобальных научных центров – это Массачусетский технологический институт, Гарвардский, Стэнфордский, Принстонский, Йельский и некоторые другие университеты. Прикладные разработки осуществляются, главным образом, в научно-исследовательских лабораториях частных фирм. В финансовом обеспечении научных исследований большая роль принадлежит государству, заключающему контракты на проведение исследований и разработок с университетами и фирмами; доля государства в финансировании НИОКР составляет 35-40%. Важнейшей организационной формой американской науки являются также территориальные научно-производственные комплексы (технопарки, технополисы), в которых происходит взаимодействие научных исследований, инновационного бизнеса, опытной разработки новых наукоёмких изделий, их экспериментального, мелкосерийного производства. Всего в США действует более 110 таких территориальных научно-производственных комплексов; мировую известность получила «Кремниевая (силиконовая) долина» и подобные ей комплексы. США лидируют в мире по производству компьютерных технологий, программного обеспечения ЭВМ (следует отметить, что в 90-е гг. половина прироста количества программистов в этой стране приходилась на выходцев из бывшего СССР), в производстве космической и авиационной техники, лазеров, в биотехнологиях. Из пятидесяти основных наукоёмких макротехнологий, представленных на современном мировом рынке, США лидируют в 22-24-х.
В Европе общее количество научных работников сопоставимо с аналогичным показателем по США и составляет примерно 1 млн. чел., в том числе в Западной Европе – порядка 700 тыс., в Восточной (без России) – 300 тыс. чел. В европейских странах также развивается система технополисов и технопарков – в Германии их более 60, в Великобритании – около 40, во Франции – 30. Научные исследования в этом регионе в меньшей степени связаны с разработками военного характера, хотя доля этих разработок достаточно ощутима. Европейские страны лидируют в осуществлении НИОКР, обеспечивающих современное развитие энергетики (особенно атомной энергетики), систем транспорта, связи, биотехнологий, производства фармацевтических материалов.
Япония до начала 80-х гг. проводила политику заимствования научных разработок – прежде всего, посредством приобретения на мировом рынке патентов и лицензий; относительно мало ресурсов выделялось на развитие фундаментальной науки. Затем научно-техническая политика этой страны стала меняться, увеличились объёмы собственных научных исследований. Доля расходов на НИОКР в валовом продукте выросла с 2% в 70-е гг. до 3% в середине 90-х гг. и находится на этом уровне до настоящего времени. Основные направления научных разработок связаны с развитием приоритетных новейших отраслей, продукция которых обеспечивает сохранение и укрепление позиций японских фирм на мировом рынке - это производство промышленных роботов, информационных систем, интегральных схем, медицинской электроники, оптиковолоконных систем связи, металлокерамики. Вместе с тем, до настоящего времени сохраняется зависимость японской науки и промышленности от зарубежных наукоёмких технологий, особенно разрабатываемых в США.
Научный потенциал Советского Союза к началу 90-х гг. уступал только североамериканскому, а в ряде отраслей фундаментальной науки, военно-космических технологий, в производстве энергетического оборудования и современных синтетических материалов характеризовался лидирующими позициями в мире. Затраты на НИОКР в 1990 г. составили 3,5% ВВП; общее число научных работников превышало 2 млн чел. За 90-е гг. число научных работников сократилось более чем вдвое, резко уменьшились ассигнования на науку, сотни тысяч учёных были принуждены к эмиграции за рубеж. Под предлогом конверсии были разгромлены наиболее конкурентоспособные на мировом рынке новейшие наукоёмкие производства, выпуск продукции которых сократился в 8-10 раз. Доля расходов на НИОКР в валовом продукте стала составлять менее 1%. Этой же цифрой характеризуется современная доля России в мировом экспорте наукоёмкой продукции. Несмотря на политику уничтожения российского научно-технического потенциала и превращения её хозяйства в колониально-сырьевой придаток «золотого миллиарда», наша страна всё ещё сохраняет определённый научный потенциал, особенно в сферах аэрокосмических технологий, атомной энергетики и биотехнологий. При проведении научно-технической и внешнеэкономической политики, ориентированной на национально-государственные интересы страны, остаются возможности борьбы за приоритеты России примерно в 15 из пяти десятков основных наукоёмких макротехнологий, определяющих ключевые направления развития современной мировой экономики; доля Россия на мировом рынке высоких технологий может быть повышена до 15%.