Развитие финансов в условиях глобализации мировой экономики.

Движущей силой глобализации является стремление госу­дарств к либерализации торговли, рынков капитала, укрепле­нию международного характера производства и стратегии рас­пределения продукции. Этому способствует также активное распространение новых технологий, устраняющих барьеры в перемещении товаров, услуг и капиталов. Глобализация пред­ставляет процесс, в рамках которого между структурами нацио­нального производства и финансов устанавливается взаимоза­висимость, обусловленная увеличением числа внешних сделок. В результате происходит новое международное разделение тру­да, при котором создание национальных богатств все более за­висит от экономических субъектов других стран.

Процессы глобализации существенно повлияли на развитие международных экономических отношений и трансформацию финансовых отношений, их опосредующих.

В современных условиях среди основных форм международ­ных экономических отношений можно выделить следующие:

• внешняя и мировая торговля;

• денежно-кредитные отношения, функционирование денежных и финансовых рынков;

• миграция и вывоз капитала;

• международные интеграционные процессы;

• международная миграция трудовых ресурсов;

• научно-техническое и производственное сотрудничество;

• создание сети транснациональных корпораций и финансово-кредитных институтов;

• межгосударственное регулирование международных экономических отношений

♦ Потоки международной торговливсе глубже проникают в экономику различных государств, оказывая существенное влияние на общую экономическую структуру, а также на такие ее элементы, как распределение доходов, занятость, рост про­изводительности. Торговля по-прежнему остается двигателем глобальной интеграции. Для развивающихся стран это особен­но важно по ряду причин.

Во-первых, торговля зачастую является основным средством реализации выгод, создаваемых глобализацией: с открытием доступа к рынкам возрастают возможности для экспорта, через международные механизмы передачи в развивающиеся страны приходят новые технологии; возрастающая конкуренция опти­мизирует распределение ресурсов.

Во-вторых, продолжающееся перемещение производства го­товой продукции из промышленно развитых стран в развиваю­щиеся предоставляет большие возможности для расширения торговли не только товарами, но и услугами, все чаще стано­вящиеся предметом торговли.

В-третьих, торговля тесно связана с другим элементом гло­бализации — международными сетями производства. При этом последовательный процесс производства, традиционно сосредо­точивающийся в одном районе, делится на отдельные, пересе­кающие границу сегменты. Данная тенденция ведет к дальней­шей диверсификации производства с учетом торговых связей.

В-четвертых, рост торговли опирается на правовую основу успешно работающих организаций — Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), а затем его преемника — Всемир­ную торговую организацию (ВТО), которые надежно регулиру­ют торговлю на международном и национальных уровнях. ВТО служит интересам развивающихся стран за счет: а) поддержки торговой реформы; б) предоставления механизма урегулирова­ния споров; в) укрепления доверия к торговой реформе; г) со­действия формированию прозрачных торговых режимов, сни­жающих транзакционные издержки.

♦ Международные финансовые потокистановятся мощ­ным фактором, определяющим создание, регулирование и ли­берализацию финансовых рынков, хотя до настоящего времени потоки международного капитала концентрируются в десятке с небольшим развивающихся стран. Финансовые кризисы 1997— 1999 гг. наглядно

♦ Регулирование денежно-кредитной и валютной полити­киобусловлено тем, что глобальная финансовая интеграция выявила не только преимущества мобильности мирового капи­тала, но и существенные риски, вызванные финансовыми кри­зисами, периодически возникающими в денежно-кредитной сфере.

♦ Международные учреждения и организацииучаствуют в оказании помощи развивающимся странам и странам с пере­ходной экономикой в обеспечении финансовой стабильности и привлечении инвестиций. В условиях глобализации мировой экономики международные финансово-кредитные учреждения не только выполняют функции всемирных кредитных учреж­дений и инвесторов, но и отслеживают экономические показа­тели, координируют работу по оказанию краткосрочной помо­щи в решении проблем ликвидности, смягчая остроту финансо­вого кризиса.

Глобализация международных экономических отношений обусловила появление межрегиональных международных орга­низаций: Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК осно­вана в 1960 г., объединяет 13 стран трех континентов), Органи­зации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР осно­вана в 1961 г., состоит из 24 стран четырех континентов) и др.

Однако главную роль в глобализации международных эко­номических отношений в настоящее время выполняют учреж­дения системы Организации Объединенных Наций (ООН), а именно:

ПРООН — Программа развития Организации Объединен­ных Наций;

ЮНКТАД — Конференция ООН по торговле и развитию, действующая под эгидой Генеральной ассамблеи ООН;

ЮНИДО — Организация ООН по промышленному разви­тию;

ВТО — Всемирная торговая организация, преемница ГАТТ. В состав ВТО входят ТРИПС (Соглашение по торговым аспек­там интеллектуальной собственности) и ГАТС (Соглашение о торговле услугами);

ЕЭК ООН — Европейская экономическая комиссия Органи­зации Объединенных наций;

ЭКОСОС — Экономический и социальный совет ООН;

КНТР — Комиссия по науке и технике в целях развития;

МТЦ — Международный торговый центр;

ВОИС — Всемирная организация интеллектуальной собст­венности.

ООН была создана в 1945 г. Сегодня эта уникальная между­народная организация объединяет 185 суверенных государств, в сферу ее интересов входит их экономическое, социальное и политическое развитие. ООН содействует формированию усло­вий для интенсивного и прогрессивного взаимного сотрудни­чества всех стран и народов.

ЮНКТАД является постоянным межправительственным и координационным центром Генеральной ассамблеи ООН в об­ласти торговли, финансов, технологий, инвестиций и развития. Цель его деятельности — содействие развивающимся странам в решении задач, связанных с глобализацией международных экономических отношений и интеграцией в мировую экономику на справедливой основе. Для достижения этой цели ЮНКТАД осуществляет исследовательскую и аналитическую работу, ор­ганизует обсуждение соответствующих вопросов на межправи­тельственном уровне, проводит деятельность в сфере техничес­кого сотрудничества и др.

ВТО — одна из крупнейших международных экономичес­ких организаций, устанавливающая принципы, правовые нор­мы, а также правила ведения и государственного регулирова­ния взаимной торговли стран-участниц.

Основной целью ВТО является либерализация внешней тор­говли, позволяющая путем повсеместного снижения таможен­ных тарифов существенно повысить доходы в этой сфере миро­вой экономики.

ЕЭК ООНявляется межнациональным форумом, на кото­ром достигаются взаимная договоренность и согласие в процес­сах формирования общих направлений деятельности стран, ре­ализации их совместной политики.

ЕЭК решает следующие задачи:

• содействует экономическому, научно-техническому и социальному развитию стран на основе интеграции регионального и межрегионального сотрудничества;

• обеспечивает проведение совместных научных исследований и разработок в системе экономического анализа и оценки приоритетных программ и проектов, связанных с экономической и социальной сферами стран;

• готовит конвенции, проводит согласования с целью адаптации норм и стандартов во всех областях экономики;

• помогает развитию экономических и социальных возможностей стран, ставших на путь рыночных и экономических преобразований, способствует их объединению и интеграции в европейскую и глобальную мировую экономику;

• координирует деятельность центральных органов ООН, специализированных учреждений, европейских, правительственных и межправительственных организаций

БМРявляется старейшей организацией в области междуна­родного валютно-финансового сотрудничества. В сферу его дея­тельности входят: контроль за банковской деятельностью, эко­номическое и валютное сотрудничество в Европе, выполнение роли центра валютно-экономических исследований в целях анализа функционирования международных финансовых рын­ков и согласования валютной политики государств для наибо­лее эффективного выполнения своих функций центральными банками.

МВФ— межправительственная организация, в функции которой входят регулирование валютно-кредитных отношений и оказание финансовой помощи странам-членам при возникно­вении валютных затруднений в связи с нарушением равновесия платежных балансов. МВФ предоставляет странам-членам кре­дитные ресурсы, позволяющие регулировать несбалансирован­ность временных платежей, не прибегая к ограничительным мерам в области внешней торговли и расчетов; поддерживает устойчивость обменных курсов валют; способствует созданию многосторонней системы расчетов по текущим операциям меж­ду своими членами и устранению валютных ограничений, тор­мозящих рост международной торговли.

ВБ— межправительственная финансово-кредитная органи­зация, основной целью которой является привлечение госу­дарств в мировую систему хозяйствования путем развития ры­ночных отношений. В сферу деятельности Всемирного банка входят: координация движения капитала в мировом масштабе; стабилизация экономики путем предоставления займов, гран­тов и направления технической помощи в инфраструктурные отрасли; устранение политических и экономических различий между развитыми и развивающимися странами за счет стиму­лирования инвестиционных потоков из международных фи­нансовых источников.

ЕБРРпредставляет собой международную организацию, оказывающую поддержку странам-членам в проведении структурных и отраслевых реформ, включая демонополизацию и приватизацию в целях полной интеграции их экономик в миро­вое хозяйство. Европейский банк реконструкции и развития осуществляет прямое финансирование частного сектора и ин­фраструктуры, поддерживающей его деятельность, способству­ет переходу к рыночно-ориентированной экономике.

65. Воздействие финансов на международный интеграционный процесс.

Характерной особенностью интеграционных процессов на сегодняшний день является их концентрация на региональном уровне. Региональная экономическая интеграция является

следствием глобализации мировой экономики и одновремен­но — действенным механизмом, понижающим негативные тен­денции в области глобальных проблем.

Региональная экономическая интеграция проходит ряд эта­пов, на каждом из которых устраняются определенные эконо­мические барьеры и создаются предпосылки для более эффек­тивного производства и укрепления внешнеэкономических свя­зей между странами. В результате формируется целостная сис­тема региональных хозяйственных комплексов с общими на­циональными и межгосударственными органами управления.

Условно можно выделить пять основных видов интеграци­онных объединений, различающихся между собой степенью интенсивности интеграционных процессов, уровнем экономи­ческой взаимозависимости и взаимопроникновения националь­ных экономик:

1) зона свободной торговли (ЗСТ)— простейшая форма экономической интеграции, которую отличает отсутствие таможенных барьеров во взаимной торговле;

2) таможенный союз (ТС)предполагает создание единого таможенного пространства с единым таможенным тарифом по отношению к третьим странам;

3) общий рынок— более сложный вид объединения, обеспечивающий единое экономическое пространство для движения товаров и перемещения рабочей силы, услуг и капитала, а кроме того — ведение согласованной экономической политики;

4) экономический союз— наиболее сложная форма межгосударственной экономической интеграции, которой свойственны проведение единой экономической и валютно-финансовой политики, наличие системы регулирования социально-политических процессов, координация в разработке национальных налоговых, антиинфляционных, валютных и прочих мер;

5) политический союз— высшая ступень региональной интеграции, на которой единое рыночное пространство превращается в целостное экономическое и политическое образование. Происходит формирование нового субъекта мирохозяйственных экономических и политических отношений, выступающего от имени

Наиболее последовательным представителем региональной интеграции является Европейский союз (ЕС) (В 1993 г. Европейские сообщества были переименованы в Европейский союз). Это образование имеет общее экономическое пространство, регулярно составля­ет свой бюджет и поддерживает интеграционные налоговые от­ношения.

Роль интеграционных налоговых отношений в системе экономических отношений ЕС определяется местом налоговой политики в его общей экономической политике. По мере разви­тия интеграции задачи налоговой политики в достижении по­ставленной экономическим союзом цели развития постепенно менялись. На начальном этапе требовалось не допустить заме­ны таможенных барьеров, упраздненных в связи с созданием Таможенного союза, барьерами налоговыми. По мере укрепле­ния финансовой самостоятельности и развития идеи федерали­зации значение налогов как важнейшего источника единого бюджета определило необходимость более активного и разно­стороннего развития интеграционных налоговых отношений.

Налоговая система Европейского союза представляет со­бой совокупность обязательных платежей налогового характе­ра, взимаемых в общий бюджет. И хотя понятие налоговой сис­темы в нормативных актах не определено, налоги рассматрива­ются как важнейший источник формирования собственных ре­сурсов организации.

Евроатом(в составе Европейских сообществ)изначально финансировался за счет взносов государств-участников. Иначе обстояло дело с Европейским объединением угля и стали (ЕОУС),которое формировало бюджет за счет двух собствен­ных источников: займов, размещавшихся на рынке, и налога с продаж угля и стали, а также их производных в государствах — членах ЕОУС.

Принципиально система финансирования Европейских со­обществ изменилась после одобрения Концепции «собственных ресурсов». Основополагающим законодательным актом стало решение Совета ЕС, установившее следующую структуру систе­мы финансовых ресурсов:

• сельскохозяйственные налоги, взимаемые в ЕС;

• таможенные пошлины, взимаемые на внешних границах ЕС;

• процентные отчисления от НДС, собираемого государствами-членами.

Концепция «собственных ресурсов» отражала тенденцию закрепления финансовой самостоятельности и усиления обще­национального характера ресурсов членов ЕС и предполагала от­каз от взносов государств-участников в общий бюджет.

Отказ от взносов означал устранение политических противо­речий между государствами, недовольными размерами взносов (слишком велики) и финансовыми выгодами от членства в ЕС (слишком незначительны). Однако отказ от взносов противоре­чил принципу бездефицитности бюджета ЕС. Выход был най­ден в установлении фиксированного процента (не более 1,335) от валового национального продукта (ВНП) стран-членов.

Таможенные пошлины, взимаемые в ЕС, выполняют в ос­новном протекционистскую функцию и имеют две основные формы: компенсационную и антидемпинговую (последняя но­сит более регулярный характер). Таможенные пошлины уста­навливаются на внешних границах ЕС в отношении экспорти­руемых и импортируемых товаров и определяются с учетом та­рификации товаров, их происхождения и количества, тамо­женной стоимости и тарифной ставки, определяемой Единым таможенным тарифом (ЕТТ).

Налог на добавленную стоимость (НДС) является основ­ным в налоговой системе, его взимание — обязательное условие вхождения государств в ЕС, так как финансовые поступления от этого налога формируют общий бюджет организации.

Доходы, поступающие в бюджет ЕС от НДС, представляют собой установленную решением Совета ЕС единую процентную надбавку к ставке НДС в государствах-членах. Объем обложе­ния определяется интеграционным законодательством и вклю­чает поставки товаров и предоставление услуг на территории государств — членов ЕС, осуществляемые налогоплательщи­ком, приобретение товаров, пересекающих границы государств-членов, импортирование товаров из третьих стран.

Налог на добавленную стоимость — основной вид косвенных налогов. Его согласованное регулирование в рамках ЕС являет­ся необходимым условием функционирования общего рынка. В связи с этим создан единый механизм функционирования НДС. Так, в отношении товаров, пересекающих внутренние границы, НДС взимается по принципу страны назначения, т.е. плательщиком выступает лицо, которому товар был поставлен в качестве импорта. Исключение составляют товары, приобре­таемые по почте, подакцизные товары и некоторые виды транс­порта, в отношении которых действует принцип налогообложе­ния страны происхождения. Применение НДС в отношении им­порта товаров производится в соответствии с процедурой взима­ния таможенных платежей на границе.

Еще одним источником налоговой системы ЕС является по­доходный налог с физических лиц, работающих в аппарате ЕС. Механизм и порядок его взимания определяется регламентом Совета ЕС. Налог исчисляется по прогрессивной шкале в разме­ре от 5 до 45 %. В соответствии с порядком налогообложения должностные лица и служащие освобождаются от уплаты на­циональных налогов с вознаграждений и иных выплат, осуще­ствляемых в ЕС.

Из всех региональных группировок только ЕС имеет налого­вую систему, формирующую совместный бюджет. Общая бюджетная политика определяет финансовые и экономические приоритеты деятельности. Она направлена на проведение ин­теграционных мероприятий и достижение общих задач.

На сегодняшний день существует единый бюджет трех Сооб­ществ, функционирующих как составные части ЕС. Он состав­ляется на год с учетом всех собственных и привлеченных источ­ников. Расходная часть бюджета распределяется на админист­ративные расходы различных институтов объединения и теку­щие расходы Еврокомиссии. Определенная часть расходов на­правляется на финансирование Европейского фонда ориента­ции и развития для сельского хозяйства, в социальный и регио­нальные фонды.

Кроме структурных фондов существует ряд иных интегра­ционных финансовых инструментов структурной политики: Фонд сплочения экономики слабых государств-членов (предо­ставляет средства под проекты в сфере окружающей среды и трансъевропейских транспортных сетей); Фонд ориентации ры­боловства; ссуды Европейского инвестиционного банка.

Региональная интеграция в развивающихся странах и стра­нах с переходной экономикой получила бурное развитие, что подтверждается созданием ряда интеграционных группировок. На постсоветском пространстве усилиями новых независимых государств сформировано множество региональных экономи­ческих группировок, имеющих свои цели и приоритеты разви­тия. Однако процесс находится на начальных этапах.

Механизм создания интегрированных финансов только на­чинает налаживаться путем гармонизации национальных зако­нодательств в области таможенного, налогового, валютного ре­гулирования, проведения согласованной денежно-кредитной политики. Единственным примером начальных этапов инте­грации финансовых потоков может служить совместный бюд­жет Союза Беларуси и России.Он был впервые сформирован в 1998 г. за счет отчислений стран-участниц, выделенных в нацио­нальных бюджетах отдельной строкой. В бюджете около 90 % средств предусматривается направлять на финансирование совместных программ, проектов и мероприятий. Программный ме­тод был принят за основу совместной производственной и соци­альной деятельности. Если в 1998 г. из союзного бюджета фи­нансировалось 17 программ, то через год их уже стало 35 (вклю­чая проекты и мероприятия). В последующие годы продолжи­лось развертывание программного метода для совместного ре­шения общих проблем: обустройства таможенных и государ­ственных границ, обеспечения региональной группировки войск, охраны окружающей среды, создания информационного про­странства. Совместно выполняются проекты в области науч­но-технических разработок и производств и т.д.

Основной проблемой Союзного бюджета является создание собственной базы финансовых ресурсов. Выделение государ­ствами-участниками денежных средств на совместное развитие не решает проблемы сбалансированности бюджета и ограничи­вает возможности в проведении общей экономической полити­ки. Формирование совместной налоговой и тарифной системы затрудняется отсутствием единого таможенного тарифа, работа над созданием которого ведется, и гармонизации в налоговой сфере.

В качестве собственных источников возможно привлечение доходов от союзной собственности, совместно созданных сво­бодных экономических зон, а также от размещения средств на условиях платности и возвратности.

Наши рекомендации