Этапы прохождения практики.

В ходе прохождения учебной практики студент должен ознакомиться с базой практики, изучить подсистемы управления в организации, особенностями управления организацией с учетом ее отраслевой принадлежности, специфики и масштабов деятельности организации, а также собрать материалы, необходимые для подготовки отчета по практике. Программа практики включает в себя обязательное выполнение каждым студентом заданий по плану-графику для данного вида практики (табл. 1).

Таблица 1

Учебно-тематический план учебной практики бакалавра

Календарный план Содержание (программные вопросы практики)
1 день Знакомство с экономическим отделом предприятия (изучение должностных функций специалистов- управленцев)
2 день Характеристика предприятия (оценка форм собственности, размеров производства, производственно-технологической специализации, производственной и организационной структуры управления, основных экономических и социальных показателей деятельности)
3 день Анализ и оценка конкретной сферы деятельности предприятия (цели и задачи заданной сферы дея­тельности, характеристика сегмента внешней сре­ды предприятия, оценка потенциала предприятия, стратегическая ориентация по данной сфере, вектор рыночных возможностей предпри­ятия, соответствие системы управле­ния новым перспективам развития предприятия
4 день Разработка рекомендаций по совершенст­вованию системы управления предприятием
5 день Записи в дневнике о практике, подготовка отчета и презентации
6 день Защита отчета

В ходе прохождения учебной практики студент должен выполнить следующие задания:

1. Дать общую организационную характеристику объекту исследования – предприятие, подразделению организации.

Данное задание предполагает изучение студентом:

а) общей информации о предприятие (наименование, юридический адрес, назначение, правовые основания деятельности, организационно-правовую форму и т. д.);

б) организационной структуры предприятия (линейная, функциональная, дивизиональная, матричная) и представить ее в виде схемы (рис. 1).

в) перечень основных должностей и выполняемые основные функции управления;

Таблица 2

Должностные функции менеджера

Наименование должности и принадлежность к подразделению предприятия Содержание деятельности и функций (планирование, организация, мотивация и контроль)
   

Этапы прохождения практики. - student2.ru

Рисунок 1 – Примеры организационных структур

Необходимо описать структуру управления организацией. Выяснить назначение и содержание каждого ее элемента, а также представить перечень должностей, выполняющих обязанности по каждому изученному элементу.

· виды деятельности организации и объема производства продукции (работ, услуг);

Таблица 3

Оценка размеров производства

Показатель 20__ 20__ 20__
Выручка от реализации, тыс. руб.      
Себестоимость валовой продукции, тыс. руб.      
Объем товарной продукции, тыс. руб.      
Среднегодовая численность работающих, чел.      
Объем потребленной электроэнергии, тыс. кВт-ч.      

Проводится оценка размеров производства организации в среднем и в динамике за последние три года.

· производственного процесса на предприятии;

Таблица 3

Характеристика производственного процесса на предприятии

Вид производства Особенности организации Форма организации технологического процесса Используемые технологические процессы Основные и вспомогательные обслуживающие процессы
         

Необходимо дать характеристику производственного процесса: описать особенности его организации (массовое или крупносерийное; непрерывное производство), определить форму организации технологического процесса (единичное, мелкосерийное или индивидуальное), назвать используемые технологические процессы (технологии производства), описать организацию одного из обеспечивающих или обслуживающих производств (организацию ремонтного, транспортного и складского хозяйств и др.)

2. Определить элементы внешней микро- и марко- среды управления и оценить степень их влияния на процесс принятия управленческих решений.

Таблица 4

Анализ факторов внешней микросреды предприятия

Факторы Влияние на процесс производства Влияние на процесс принятия управленческих решений
     

Внутренние переменные организации - это ситуационные факторы внутри организации (цели, организационная структура, задачи, технологии, человеческие ресурсы и т.п.). Отличительная особенность факторов внешней микросреды заключается и том, что они являются результатом управленческих решений, а, следовательно, в некоторой степени относятся к контролируемым со стороны организации.

Поставщики – это юридические или физические лица, обеспечивающие предприятие и его конкурентов материальными, трудовыми и другими ресурсами, необходимыми для производства конкретных видов товаров или услуг.

Конкуренты – это внешний фактор, влияние которого необходимо учитывать в процессе принятия управленческих решений и в процессе производства. Конкурентная борьба может вестись за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определённые технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда, характер отношений руководителей с подчиненными и т.п.

Таблица 5

Анализ факторов внешней макросреды предприятия

Факторы Влияние на процесс производства Влияние на процесс принятия управленческих решений
     

Экономический фактор. Состояние экономики влияет на стоимость ресурсов, способность потребителей покупать определённые товары и услуги, а также на возможности получения организацией капитала для своих нужд. Поэтому руководство предприятия (организации) должно уметь оценивать и прогнозировать влияние изменений состояния экономики. Причём следует учесть, что то или иное конкретное изменение может при одних и тех же условиях иметь и отрицательное, и положительное воздействие на хозяйственную деятельность.

Природный фактор. Влияние данного макрофактора следует рассматривать с точки зрения многих глобальных проблем современности. К ним можно отнести дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии, рост загрязнения окружающей природной среды, решительное вмешательство государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов и т.п.

Научно-технический фактор. Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором, имеющим большое значение. Научные и технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребителя.

Политический фактор. Некоторые аспекты политической обстановки сильно сказываются на маркетинговых решениях и общем руководстве организацией. К ним можно отнести настроения администрации, законодательных органов в отношении предпринимательской деятельности. В демократическом обществе отношение к предпринимательской деятельности влияет на такие действия правительства, как налогообложение доходов, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма на работу, законодательство по защите потребителей, стандарт на безопасность, стандарты на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы, соотношение силы трудящихся и управляющих фирмой.

Социокультурные факторы. Формируют отношения людей к продукции или услугам, предлагаемым им различными производителями. Немалое воздействие они имеют на способы ведения своих дел организациями и на взаимодействия людей в рабочей среде, их отношение к результатам своего труда, а, следовательно, и на уровень производительности.

По материалам практики делается заключение, содержащее выводы по каждому разделу практики. Результаты анализа и прохождения практике студент обязан представить в виде отчете и презентации Microsoft PowerPoint. Готовится выступление студента (5-7 мин.) с презентацией по результатам прохождения учебной практики для итоговой конференции.

Наши рекомендации