Этапы прохождения практики.
В ходе прохождения учебной практики студент должен ознакомиться с базой практики, изучить подсистемы управления в организации, особенностями управления организацией с учетом ее отраслевой принадлежности, специфики и масштабов деятельности организации, а также собрать материалы, необходимые для подготовки отчета по практике. Программа практики включает в себя обязательное выполнение каждым студентом заданий по плану-графику для данного вида практики (табл. 1).
Таблица 1
Учебно-тематический план учебной практики бакалавра
Календарный план | Содержание (программные вопросы практики) |
1 день | Знакомство с экономическим отделом предприятия (изучение должностных функций специалистов- управленцев) |
2 день | Характеристика предприятия (оценка форм собственности, размеров производства, производственно-технологической специализации, производственной и организационной структуры управления, основных экономических и социальных показателей деятельности) |
3 день | Анализ и оценка конкретной сферы деятельности предприятия (цели и задачи заданной сферы деятельности, характеристика сегмента внешней среды предприятия, оценка потенциала предприятия, стратегическая ориентация по данной сфере, вектор рыночных возможностей предприятия, соответствие системы управления новым перспективам развития предприятия |
4 день | Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления предприятием |
5 день | Записи в дневнике о практике, подготовка отчета и презентации |
6 день | Защита отчета |
В ходе прохождения учебной практики студент должен выполнить следующие задания:
1. Дать общую организационную характеристику объекту исследования – предприятие, подразделению организации.
Данное задание предполагает изучение студентом:
а) общей информации о предприятие (наименование, юридический адрес, назначение, правовые основания деятельности, организационно-правовую форму и т. д.);
б) организационной структуры предприятия (линейная, функциональная, дивизиональная, матричная) и представить ее в виде схемы (рис. 1).
в) перечень основных должностей и выполняемые основные функции управления;
Таблица 2
Должностные функции менеджера
Наименование должности и принадлежность к подразделению предприятия | Содержание деятельности и функций (планирование, организация, мотивация и контроль) |
Рисунок 1 – Примеры организационных структур
Необходимо описать структуру управления организацией. Выяснить назначение и содержание каждого ее элемента, а также представить перечень должностей, выполняющих обязанности по каждому изученному элементу.
· виды деятельности организации и объема производства продукции (работ, услуг);
Таблица 3
Оценка размеров производства
Показатель | 20__ | 20__ | 20__ |
Выручка от реализации, тыс. руб. | |||
Себестоимость валовой продукции, тыс. руб. | |||
Объем товарной продукции, тыс. руб. | |||
Среднегодовая численность работающих, чел. | |||
Объем потребленной электроэнергии, тыс. кВт-ч. |
Проводится оценка размеров производства организации в среднем и в динамике за последние три года.
· производственного процесса на предприятии;
Таблица 3
Характеристика производственного процесса на предприятии
Вид производства | Особенности организации | Форма организации технологического процесса | Используемые технологические процессы | Основные и вспомогательные обслуживающие процессы |
Необходимо дать характеристику производственного процесса: описать особенности его организации (массовое или крупносерийное; непрерывное производство), определить форму организации технологического процесса (единичное, мелкосерийное или индивидуальное), назвать используемые технологические процессы (технологии производства), описать организацию одного из обеспечивающих или обслуживающих производств (организацию ремонтного, транспортного и складского хозяйств и др.)
2. Определить элементы внешней микро- и марко- среды управления и оценить степень их влияния на процесс принятия управленческих решений.
Таблица 4
Анализ факторов внешней микросреды предприятия
Факторы | Влияние на процесс производства | Влияние на процесс принятия управленческих решений |
Внутренние переменные организации - это ситуационные факторы внутри организации (цели, организационная структура, задачи, технологии, человеческие ресурсы и т.п.). Отличительная особенность факторов внешней микросреды заключается и том, что они являются результатом управленческих решений, а, следовательно, в некоторой степени относятся к контролируемым со стороны организации.
Поставщики – это юридические или физические лица, обеспечивающие предприятие и его конкурентов материальными, трудовыми и другими ресурсами, необходимыми для производства конкретных видов товаров или услуг.
Конкуренты – это внешний фактор, влияние которого необходимо учитывать в процессе принятия управленческих решений и в процессе производства. Конкурентная борьба может вестись за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определённые технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда, характер отношений руководителей с подчиненными и т.п.
Таблица 5
Анализ факторов внешней макросреды предприятия
Факторы | Влияние на процесс производства | Влияние на процесс принятия управленческих решений |
Экономический фактор. Состояние экономики влияет на стоимость ресурсов, способность потребителей покупать определённые товары и услуги, а также на возможности получения организацией капитала для своих нужд. Поэтому руководство предприятия (организации) должно уметь оценивать и прогнозировать влияние изменений состояния экономики. Причём следует учесть, что то или иное конкретное изменение может при одних и тех же условиях иметь и отрицательное, и положительное воздействие на хозяйственную деятельность.
Природный фактор. Влияние данного макрофактора следует рассматривать с точки зрения многих глобальных проблем современности. К ним можно отнести дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии, рост загрязнения окружающей природной среды, решительное вмешательство государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов и т.п.
Научно-технический фактор. Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором, имеющим большое значение. Научные и технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребителя.
Политический фактор. Некоторые аспекты политической обстановки сильно сказываются на маркетинговых решениях и общем руководстве организацией. К ним можно отнести настроения администрации, законодательных органов в отношении предпринимательской деятельности. В демократическом обществе отношение к предпринимательской деятельности влияет на такие действия правительства, как налогообложение доходов, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма на работу, законодательство по защите потребителей, стандарт на безопасность, стандарты на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы, соотношение силы трудящихся и управляющих фирмой.
Социокультурные факторы. Формируют отношения людей к продукции или услугам, предлагаемым им различными производителями. Немалое воздействие они имеют на способы ведения своих дел организациями и на взаимодействия людей в рабочей среде, их отношение к результатам своего труда, а, следовательно, и на уровень производительности.
По материалам практики делается заключение, содержащее выводы по каждому разделу практики. Результаты анализа и прохождения практике студент обязан представить в виде отчете и презентации Microsoft PowerPoint. Готовится выступление студента (5-7 мин.) с презентацией по результатам прохождения учебной практики для итоговой конференции.