ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ. 1. Понятие, сущность и структура менеджмента
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ
1. Понятие, сущность и структура менеджмента
2. Менеджмент как вид деятельности
3. Менеджмент как система управления
4. Условия и предпосылки возникновения менеджмента.
5. Школы менеджмента.
6. Развитие управления в России. Особенности российского менеджмента.
7. Процессный подход
8. Системный подход
9. Ситуационный подход
10. Закономерности менеджмента
11. Инфраструктура менеджмента
12. Социофакторы и этика менеджмента
13. Цели в системе управления.
14. Коммуникации в организации.
15. Система информационного обеспечения управления.
16. Понятие и классификация управленческих решений.
17. Методы и условия принятия решений.
18. Моделирование ситуаций и разработка решений.
19. Процесс управления: целеполагание и оценка ситуации, принятие управленческих решений.
20. Процесс принятия управленческого решения
21. Понятие, сущность и классификация функций управления.
22. Общие функции управления.
23. Конкретные функции управления.
24. Эволюция систем планирования в организациях.
25. Содержание и задачи планирования.
26. Стратегическое планирование.
27. Тактическое планирование.
28. Понятие и сущность организационных отношений.
29. Разделение труда
30. Делегирование полномочий
31. Понятие организационных структур.
32. Типы организационных структур.
33. Основные направления совершенствования структур управления в условиях рыночных отношений.
34. Понятие и виды мотивации.
35. Содержательные теории мотивации.
36. Процессуальные теории мотивации.
37. Понятие и функции контроля.
38. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный.
39. Поведенческие аспекты контроля.
40. Природа социальных групп в организациях
41. Формальные и неформальные группы
42. Формирование и развитие социальных групп в организации
43. Характеристики социальных групп
44. Деятельность команд в организации
45. Понятие и условия формирования лидерства.
46. «Одномерные» стили лидерства
47. «Многомерные» стили лидерства
48. Власть и управление в организации.
49. Понятие и сущность социального партнерства.
50. Формы социального партнерства.
51. Ответственность сторон социального партнерства
52. Роль и состав персонала управления.
53. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера.
54. Система работы с персоналом управления.
55. Организация управленческого труда.
56. Понятие и структура конфликта.
57. Методы и стили разрешения конфликтов.
58. Сущность эффективности управления.
59. Факторы эффективного управления.
60. Показатели эффективности управления.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- Становление и развитие управления как науки.
- Значение управления в трудах Аристотеля и Платона.
- Значение трудов А. Смита и Д. Рикардо в развитии теории управления и менеджмента.
- Общая характеристика развития управленческой мысли в период с XV-XIX вв.
- Основные школы управленческой мысли и их краткие характеристики.
- Значение работ Ф.У. Тейлора, Ф. Гилбрета и Л. Гилбрет, Г. Гантта в области совершенствования и стимулирования труда.
- Вклад виднейших представителей классической школы в управлении и ее становление и развитие.
- Фундаментальные работы академика С.Г. Струмилина.
- Вклад виднейших представителей школы человеческих отношений в ее становление и развитие.
- Значение работ Д. Макгрегора, Ф. Герцберга и других исследователей бихевиористского направления.
- Наиболее видные представители школы науки управления, или "новой школы".
- Эволюция менеджмента как научной дисциплины.
- Общая характеристика научных школ менеджмента.
- Формирование первых отечественных школ управления и их виднейшие представители.
- Вклад Е.Ф. Розмирович в развитие науки управления.
- Период формирования основных отечественных концепций управления.
- Вклад П.М. Керженцева, А.К. Гастева, Н.А. Витке и других в развитие отечественных школ управления.
- Период развития целостной хозяйственной системы тоталитарного общества.
- Этап реформирования и реорганизации систем управления и его значение.
- Период развития комплексной теории управления и его представители.
- Отношения управления как философская категория, природа и краткая характеристика.
- Классификация отношений управления.
- Виды управления и их характеристика.
- Принципы научного анализа, общая характеристика.
- Понятие о цели управления (менеджмента), определение.
- Принципы управления и их общая характеристика.
- Принцип системности в управлении.
- Принцип индукции и дедукции в управлении.
- Принцип логичности в управлении.
- Принцип историзма в управлении.
- Понятие и классификация функций управления.
- Понятие о системной характеристике субъекта и объекта управления.
- Учет внешней среды и устойчивость системы управления.
- Сущность и функции обратной связи в системе управления.
- Общая характеристика методов управления.
- Мотивация труда.
- Методы распорядительного воздействия.
- Методы регламентирующего воздействия.
- Методы нормирующего воздействия.
- Методы материального стимулирования.
- Методы финансирования.
- Методы ценообразования.
- Методы воспитания уважительного отношения к труду.
- Методы воспитания высокой трудовой активности.
- Методы формирования благоприятного морального климата.
- Авторитарная система управления.
- Демократическая система управления.
- Тоталитарная система управления.
- Общая характеристика традиционных типов организационных структур управления.
- Использование структур управления ограниченного функционализма.
- Возможности и особенности матричной структуры управления.
- Процесс управления и его основные характеристики.
- Влияние новых информационных технологий на эффективность управления.
- Основные подходы в совершенствовании управления социально-экономическими системами.
- Понятие эффективности управления и его составляющие.
- Основные принципы и методы кибернетики.
- Единство процесса управления и движения информационных потоков в системах.
- Имитационное моделирование процессов планирования и управления.
- Прогнозирование и планирование текущей и перспективной деятельности.
- Практическое применение экономико-математических моделей и методов в управлении фирмой.
- Определение понятия "менеджмент".
- Менеджмент как теория, практика и искусство управления.
- Понятия о цели и ценностях высшего руководства.
- Определение миссии организации и ее значение в практической деятельности.
- "Жизненный цикл" организации и ее практическое значение.
- Сравнительная характеристика американского, европейского и японского менеджмента.
- Формы организации системы менеджмента.
- Концепция системы менеджмента и ее прикладные значения.
- Основные подсистемы менеджмента: краткая характеристика.
- Основные компоненты менеджмента и их связь с классической системой функционального подхода.
- Общая характеристика видов менеджмента.
- Понятие организации: системный и поведенческий подходы к организации.
- Общая характеристика формальных, неформальных и сложных организаций.
- Понятие успешного управления организацией. Составляющие успешного управления.
- Понятие об интеграционных процессах в менеджменте.
- Характеристика внутренних переменных организации.
- Формирование системной модели внутренних переменных. Понятие о социотехнических подсистемах.
- Характеристика внешней среды организации.
- Влияние среды косвенного воздействия на развитие международного бизнеса.
- Понятие о коммуникационном процессе в менеджменте.
- Методы преодоления коммуникационных барьеров.
- Модель принятия управленческих решений.
- Общая характеристика моделей и методов принятия решений.
- Понятия о функциональной структуре менеджмента.
- Характеристика состава функций, прав и обязанностей на разных уровнях менеджмента.
- Понятие об основных производственных функциях менеджмента.
- Общая характеристика стратегического и текущего планирования в системе менеджмента.
- Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования.
- Назначение, особенности и структура бизнес-плана.
- Значение функции организации в менеджменте.
- Особенности организационных структур управления фирмами на современном этапе: дивизиональные, международные и адаптивные структуры управления.
- Закономерности организации, их определение и состав.
- Единство, распорядительство и объем полномочий: определение и практическое значение.
- Практическое значение "дерева целей" организации и методика построения.
- Определение нормы управления, делегирование полномочий.
- Смысл и эволюция понятия "мотивация".
- Краткая характеристика содержательных теорий мотивации.
- Краткая характеристика процессуальных теорий мотивации.
- Понятие регулирования и контроля в менеджменте.
- Внутрифирменный контроль: его формы и средства реализации.
- Эволюция стратегии руководства в современных условиях: основные стили организации поведения.
- Классификация и оценка деловых качеств менеджера.
- Развитие навыков и способностей менеджеров на основе использования концепции ограничений.
- Ситуационные подходы к эффективному лидерству в менеджменте.
- Управление неформальной организацией и методы повышения эффективности групп.
- Диапазон стилей руководства. Адаптивное руководство.
- Управление конфликтной ситуацией. Функции организационного конфликта.
- Проблемы межличностных отношений в трудовом коллективе.
- Понятие юридической и социальной ответственности организации.
- Понятие этики в современном управлении.
- Понятие "корпоративной культуры". Имидж менеджера и организации.
- Краткая характеристика основных организационных форм менеджмента.
- Обзор менеджерских функций в различных видах хозяйственной деятельности.
- Основные факторы микросреды функционирования организаций.
- Основные факторы макросреды функционирования организаций.
- Характеристика основных факторов эффективности менеджмента.
- Экономическое обоснование мероприятий по повышению эффективности менеджмента.
- Менеджмент как область знания и методологическая база управленческой практики.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1. Менеджмент – вид деятельности и система управления
2. Развитие менеджмента в прошлом и настоящем
3. Методологические основы менеджмента
4. Инфраструктура менеджмента
5. Социофакторы и этика менеджмента
6. Интеграционные процессы в менеджменте
7. Моделирование ситуаций и разработка решений
8. Природа и тактические планы в системе менеджмента
9. Организационные отношения в системе менеджмента
10. Формы организации в системе менеджмента
11. Мотивация деятельности в менеджменте
12. Регулирование и контроль в системе менеджмента
13. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента
14. Руководство: власть и партнерство
15. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера
16. Конфликтность в менеджменте
17. Факторы и тенденции эффективности менеджмента.