ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ. 1. Понятие, сущность и структура менеджмента

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

1. Понятие, сущность и структура менеджмента

2. Менеджмент как вид деятельности

3. Менеджмент как система управления

4. Условия и предпосылки возникновения менеджмента.

5. Школы менеджмента.

6. Развитие управления в России. Особенности российского менеджмента.

7. Процессный подход

8. Системный подход

9. Ситуационный подход

10. Закономерности менеджмента

11. Инфраструктура менеджмента

12. Социофакторы и этика менеджмента

13. Цели в системе управления.

14. Коммуникации в организации.

15. Система информационного обеспечения управления.

16. Понятие и классификация управленческих решений.

17. Методы и условия принятия решений.

18. Моделирование ситуаций и разработка решений.

19. Процесс управления: целеполагание и оценка ситуации, принятие управленческих решений.

20. Процесс принятия управленческого решения

21. Понятие, сущность и классификация функций управления.

22. Общие функции управления.

23. Конкретные функции управления.

24. Эволюция систем планирования в организациях.

25. Содержание и задачи планирования.

26. Стратегическое планирование.

27. Тактическое планирование.

28. Понятие и сущность организационных отношений.

29. Разделение труда

30. Делегирование полномочий

31. Понятие организационных структур.

32. Типы организационных структур.

33. Основные направления совершенствования структур управления в условиях рыночных отношений.

34. Понятие и виды мотивации.

35. Содержательные теории мотивации.

36. Процессуальные теории мотивации.

37. Понятие и функции контроля.

38. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный.

39. Поведенческие аспекты контроля.

40. Природа социальных групп в организациях

41. Формальные и неформальные группы

42. Формирование и развитие социальных групп в организации

43. Характеристики социальных групп

44. Деятельность команд в организации

45. Понятие и условия формирования лидерства.

46. «Одномерные» стили лидерства

47. «Многомерные» стили лидерства

48. Власть и управление в организации.

49. Понятие и сущность социального партнерства.

50. Формы социального партнерства.

51. Ответственность сторон социального партнерства

52. Роль и состав персонала управления.

53. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера.

54. Система работы с персоналом управления.

55. Организация управленческого труда.

56. Понятие и структура конфликта.

57. Методы и стили разрешения конфликтов.

58. Сущность эффективности управления.

59. Факторы эффективного управления.

60. Показатели эффективности управления.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Становление и развитие управления как науки.
  2. Значение управления в трудах Аристотеля и Платона.
  3. Значение трудов А. Смита и Д. Рикардо в развитии теории управления и менеджмента.
  4. Общая характеристика развития управленческой мысли в период с XV-XIX вв.
  5. Основные школы управленческой мысли и их краткие характеристики.
  6. Значение работ Ф.У. Тейлора, Ф. Гилбрета и Л. Гилбрет, Г. Гантта в области совершенствования и стимулирования труда.
  7. Вклад виднейших представителей классической школы в управлении и ее становление и развитие.
  8. Фундаментальные работы академика С.Г. Струмилина.
  9. Вклад виднейших представителей школы человеческих отношений в ее становление и развитие.
  10. Значение работ Д. Макгрегора, Ф. Герцберга и других исследователей бихевиористского направления.
  11. Наиболее видные представители школы науки управления, или "новой школы".
  12. Эволюция менеджмента как научной дисциплины.
  13. Общая характеристика научных школ менеджмента.
  14. Формирование первых отечественных школ управления и их виднейшие представители.
  15. Вклад Е.Ф. Розмирович в развитие науки управления.
  16. Период формирования основных отечественных концепций управления.
  17. Вклад П.М. Керженцева, А.К. Гастева, Н.А. Витке и других в развитие отечественных школ управления.
  18. Период развития целостной хозяйственной системы тоталитарного общества.
  19. Этап реформирования и реорганизации систем управления и его значение.
  20. Период развития комплексной теории управления и его представители.
  21. Отношения управления как философская категория, природа и краткая характеристика.
  22. Классификация отношений управления.
  23. Виды управления и их характеристика.
  24. Принципы научного анализа, общая характеристика.
  25. Понятие о цели управления (менеджмента), определение.
  26. Принципы управления и их общая характеристика.
  27. Принцип системности в управлении.
  28. Принцип индукции и дедукции в управлении.
  29. Принцип логичности в управлении.
  30. Принцип историзма в управлении.
  31. Понятие и классификация функций управления.
  32. Понятие о системной характеристике субъекта и объекта управления.
  33. Учет внешней среды и устойчивость системы управления.
  34. Сущность и функции обратной связи в системе управления.
  35. Общая характеристика методов управления.
  36. Мотивация труда.
  37. Методы распорядительного воздействия.
  38. Методы регламентирующего воздействия.
  39. Методы нормирующего воздействия.
  40. Методы материального стимулирования.
  41. Методы финансирования.
  42. Методы ценообразования.
  43. Методы воспитания уважительного отношения к труду.
  44. Методы воспитания высокой трудовой активности.
  45. Методы формирования благоприятного морального климата.
  46. Авторитарная система управления.
  47. Демократическая система управления.
  48. Тоталитарная система управления.
  49. Общая характеристика традиционных типов организационных структур управления.
  50. Использование структур управления ограниченного функционализма.
  51. Возможности и особенности матричной структуры управления.
  52. Процесс управления и его основные характеристики.
  53. Влияние новых информационных технологий на эффективность управления.
  54. Основные подходы в совершенствовании управления социально-экономическими системами.
  55. Понятие эффективности управления и его составляющие.
  56. Основные принципы и методы кибернетики.
  57. Единство процесса управления и движения информационных потоков в системах.
  58. Имитационное моделирование процессов планирования и управления.
  59. Прогнозирование и планирование текущей и перспективной деятельности.
  60. Практическое применение экономико-математических моделей и методов в управлении фирмой.
  61. Определение понятия "менеджмент".
  62. Менеджмент как теория, практика и искусство управления.
  63. Понятия о цели и ценностях высшего руководства.
  64. Определение миссии организации и ее значение в практической деятельности.
  65. "Жизненный цикл" организации и ее практическое значение.
  66. Сравнительная характеристика американского, европейского и японского менеджмента.
  67. Формы организации системы менеджмента.
  68. Концепция системы менеджмента и ее прикладные значения.
  69. Основные подсистемы менеджмента: краткая характеристика.
  70. Основные компоненты менеджмента и их связь с классической системой функционального подхода.
  71. Общая характеристика видов менеджмента.
  72. Понятие организации: системный и поведенческий подходы к организации.
  73. Общая характеристика формальных, неформальных и сложных организаций.
  74. Понятие успешного управления организацией. Составляющие успешного управления.
  75. Понятие об интеграционных процессах в менеджменте.
  76. Характеристика внутренних переменных организации.
  77. Формирование системной модели внутренних переменных. Понятие о социотехнических подсистемах.
  78. Характеристика внешней среды организации.
  79. Влияние среды косвенного воздействия на развитие международного бизнеса.
  80. Понятие о коммуникационном процессе в менеджменте.
  81. Методы преодоления коммуникационных барьеров.
  82. Модель принятия управленческих решений.
  83. Общая характеристика моделей и методов принятия решений.
  84. Понятия о функциональной структуре менеджмента.
  85. Характеристика состава функций, прав и обязанностей на разных уровнях менеджмента.
  86. Понятие об основных производственных функциях менеджмента.
  87. Общая характеристика стратегического и текущего планирования в системе менеджмента.
  88. Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования.
  89. Назначение, особенности и структура бизнес-плана.
  90. Значение функции организации в менеджменте.
  91. Особенности организационных структур управления фирмами на современном этапе: дивизиональные, международные и адаптивные структуры управления.
  92. Закономерности организации, их определение и состав.
  93. Единство, распорядительство и объем полномочий: определение и практическое значение.
  94. Практическое значение "дерева целей" организации и методика построения.
  95. Определение нормы управления, делегирование полномочий.
  96. Смысл и эволюция понятия "мотивация".
  97. Краткая характеристика содержательных теорий мотивации.
  98. Краткая характеристика процессуальных теорий мотивации.
  99. Понятие регулирования и контроля в менеджменте.
  100. Внутрифирменный контроль: его формы и средства реализации.
  101. Эволюция стратегии руководства в современных условиях: основные стили организации поведения.
  102. Классификация и оценка деловых качеств менеджера.
  103. Развитие навыков и способностей менеджеров на основе использования концепции ограничений.
  104. Ситуационные подходы к эффективному лидерству в менеджменте.
  105. Управление неформальной организацией и методы повышения эффективности групп.
  106. Диапазон стилей руководства. Адаптивное руководство.
  107. Управление конфликтной ситуацией. Функции организационного конфликта.
  108. Проблемы межличностных отношений в трудовом коллективе.
  109. Понятие юридической и социальной ответственности организации.
  110. Понятие этики в современном управлении.
  111. Понятие "корпоративной культуры". Имидж менеджера и организации.
  112. Краткая характеристика основных организационных форм менеджмента.
  113. Обзор менеджерских функций в различных видах хозяйственной деятельности.
  114. Основные факторы микросреды функционирования организаций.
  115. Основные факторы макросреды функционирования организаций.
  116. Характеристика основных факторов эффективности менеджмента.
  117. Экономическое обоснование мероприятий по повышению эффективности менеджмента.
  118. Менеджмент как область знания и методологическая база управленческой практики.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Менеджмент – вид деятельности и система управления

2. Развитие менеджмента в прошлом и настоящем

3. Методологические основы менеджмента

4. Инфраструктура менеджмента

5. Социофакторы и этика менеджмента

6. Интеграционные процессы в менеджменте

7. Моделирование ситуаций и разработка решений

8. Природа и тактические планы в системе менеджмента

9. Организационные отношения в системе менеджмента

10. Формы организации в системе менеджмента

11. Мотивация деятельности в менеджменте

12. Регулирование и контроль в системе менеджмента

13. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента

14. Руководство: власть и партнерство

15. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера

16. Конфликтность в менеджменте

17. Факторы и тенденции эффективности менеджмента.

Наши рекомендации