Сновные положения "Общей теории занятости, процента и денег".
Принцип эффективного спроса.
Введенный Кейнсом принцип эффективного спроса заключается в том, что в закрытой
экономике (т.е. такой экономике, где чистый экспорт равен нулю) с наличием
резервных мощностей уровень выпуска (и, следовательно, занятости) равен
планируемым расходам Е, состоящим из потребительских расходов C
и инвестиционных расходов I, осуществляемых соответственно
домохозяйствами и фирмами. Формула для планируемых расходов в интерпретации
Кейнса выглядит так:
Е = AD = C + I
Итак, равновесный уровень выпуска определяется равенством сбережений и
планируемых инвестиций. Однако в экономике решения об осуществлении
инвестиций и сбережений принимаются разными субъектами, и поэтому данное
равенство может не соблюдаться. Для этого случая Кейнс вывел "психологический
фактор", отражающий желание людей покупать потребительские товары при данном
уровне дохода.
Предельная склонность к потреблению МРС показывает, насколько изменилось
потребление при определенном изменении дохода:
МРС = DС/DY
Иными словами, величина МРС насколько увеличится потребление при росте
дохода на одну единицу. Сбережения MPS, как и потребление, являются
функцией от национального дохода, а их относительная доля определяется целым
рядом факторов, например: стремление иметь запас наличных средств, склонность
сберегать, укоренившиеся привычки.
Основная идея «теории эффективного спроса» состояла в том, что рыночная
экономика утратила способность к "автоматическому" восстановлению равновесия
с высоким уровнем занятости. Из-за процессов концентрации и монополизации
экономики в ХХ в. цены перестали быть свободными и не могут выступить
гарантом восстановления нарушенного в ходе кризиса равновесия. Кейнс убежден,
что эту проблему может решить только государство. Оно обязано предложить и
осуществить меры по активизации и стимулированию совокупного спроса (т.е.
общей покупательной способности). Это должно положительно воздействовать на
расширение производства и предложение товаров, а следовательно способствовать
уменьшению безработицы.
Основной психологический закон.
Большое внимание Кейнс уделяет также психологическому аспекту, сформулировав
"основной психологический закон". Его суть в следующем: "Психология общества
такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное
потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход". Значит, по
Кейнсу, психологическая склонность человека сберегать определенную часть
дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема капиталовложений.
Что касается предельной склонности человека к потреблению, то она, по мнению
автора "Общей теории", постоянна, а значит, может обуславливать устойчивое
соотношение между увеличением инвестиций и уровнем дохода. По этой теоретико-
методологической позиции для выявления причин неполной занятости и неполной
реализации, неравновесности экономики, а также для обоснования методов ее
внешнего (государственного) регулирования "психология общества" имеет не
меньшее значение, чем "законы экономики".
Теория мультипликатора
Модель мультипликатора объясняет, как совокупный спрос воздействует на объем
производства. В простейшем виде в этой модели предполагается, что потребление
домашних хозяйств является функцией располагаемого дохода, а инвестиции
являются постоянной величиной. Действие рыночного механизма состоит в том, что
в ответ на изменение потребления или инвестиций происходит соответствующее
изменение объема производства, так что между ними поддерживается равновесие.
Равновесный уровень совокупного объема производства в модели определяется
точкой пересечения функций сбережений и инвестиций, или, что то же самое,
точкой пересечения линии «потребление плюс инвестиции» с линией 450.
Таким образом, в упрощенной кейнсианской модели мультипликатора ведущую тему
в экономике играют инвестиции, а потребление уже «подлаживается» под них.
Инвестиции определяют уровень производства, а сбережения представляют собой
просто часть располагаемого дохода. В результате объем производства растет
или падает до тех пор, пока размер желаемых сбережений не совпадет с
планируемым уровнем инвестиций.
Инвестиции оказывают мультипликативный эффект на объем производства. Когда
происходит изменение объема инвестиций, выпуск практически сразу
увеличивается на равную величину, но в дальнейшем, после того, как получатели
дохода будут тратить свой дополнительный доход, возникнет целая
последовательность новых, вторичных расходов.
Эффект мультипликатора действует в обоих направлениях, умножая как рост, так и
падение инвестиций. Простой мультипликатор равен обратной величине предельной
склонности к сбережению 1/MSP, что также равно 1/(1 – MPC).
Этот факт объясняется тем, что для увеличения сбережений на 1 доллар доход
непременно должен увеличиться больше, чем на доллар.
Теория мультипликатора, конечно, увековечила имя Дж.М.Кейнса в трудах,
посвященных макроэкономике. Но все же основная идея кейнсианства состоит в
«теории эффективного спроса». Она, в свою очередь, в общих чертах заключается
в том, что манипулирование совокупным спросом (стимулирование или
сдерживание) способно воздействовать на производство и предложение товаров.
Главным же инструментом такого манипулирования признавалась фискальная
политика (т.е. изменение государственных расходов и доходов). Поэтому Кейнс
обосновал необходимость активного государственного вмешательства в экономику
и механизм такого вмешательства, о чем будет рассказано в следующей главе.