Латежный баланс, структура платежного баланса

Платежный баланс — таблица, ведомость, отражающая движение денежных средств в виде платежей из страны в страну. Платежный баланс характеризует соотношение сумм платежей, произведенных страной за границей в течение определенного периода и поступивших в страну в течение того же периода. Платежный баланс, в котором поступления денежных средств превышают их расходование, называют активным, а в противоположном случае — пассивным. Частью платежного баланса являются баланс по текущим операциям (в том числе торговый баланс, который включает сальдо экспорта и импорта товаров, баланс "невидимых" текущих операций, состоящий из чистого экспорта услуг, доходов от инвестиций, переводов) и баланс движения капитала (отражающий отток из страны и приток капитала в страну). Платежный баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить ее платёжеспособность. Особенностью данного понятия является то, что первоначальное и современное определения данного термина имеют принципиальные отличия, что нередко вводит в заблуждение. Термин «платёжный баланс» впервые использовал Джеймс Денем-Стюарт в своей работе «Исследования о принципах политической экономики» (1767 г.) (Inquiry into the Principles of Political Economy). Стюарт определяет платёжный баланс как самостоятельное понятие, которое состоит из:

· Расходов граждан за рубежом.

· Платежей по долгам, основной суммы долга и процентов иностранцам.

· Предоставления денежных займов другим странам.

Структура платёжного баланса

Существуют различные методики составления платёжных балансов. В настоящее время наибольшей известностью пользуется классификация статей платёжного баланса, предложенная Международным валютным фондом.

В основе данной методики лежит отражение объективной реальности — необходимости выделения двух больших разделов платёжного баланса. Связано это прежде всего с тем, что каждая сделка имеет две стороны — торговую и финансовую, которые с точки зрения учёта стоимости являются, по сути дела, зеркальным отражением друг друга.

Экспорт товаров и услуг означает рост требований к нерезидентам (что фиксируется в платёжном балансе со знаком «+») и, следовательно, уменьшение финансовых обязательств перед нерезидентами (что фиксируется со знаком «−»). Суммирование двух учётных записей должно давать ноль. В результате экспорта товаров и услуг в стране накапливаются валютные резервы, из которых осуществляется, в частности, оплата импорта.

При отсутствии достаточных валютных резервов для оплаты импорта страна может прибегнуть к иностранным займам, которые не опосредованы экспортом товаров и услуг (но которые в дальнейшем необходимо покрывать за счёт увеличения национального экспорта). В этом случае торговая сторона сделки (ввоз товаров или услуг) означает появление задолженности перед иностранцами, требующей погашения (что фиксируется со знаком «−»), а привлечение кредитов нерезидентов означает рост обязательств перед иностранцами (что фиксируется со знаком «+»).

Именно поэтому платёжный баланс подразделяется на два больших раздела: счёт текущих операций (current account bal­ance) и счёт операций с капиталом и финансовыми инструментами (capital and financial account). МВФ публикует платёжные балансы по двум схемам: агрегированный и более подробный баланс.

19Проблемы внешней задолженности в мировой экономике

Внешняя задолженностьопределяется как совокупность всех финансовых обязательств страны по отношению к иностранным кредиторам на определенную дату, подлежащих погашению в определенные сроки.

Различают долгосрочную, краткосрочную задолженность, государственную и гарантированную государством задолженность, а также частную не гарантированную государством задолженность.

Долгосрочная внешняя задолженность обуславливается, прежде всего как задолженность со сроком долгового обязательства более одного года, которая заимствована у другой страны и должна погашаться иностранной валютой, товарами и услугами.

Она включает кредиты МВФ, долги, выплачиваемые в валюте страны-должника, прямые инвестиции.

Краткосрочная задолженность – задолженность со сроком долгового обязательства менее одного года. Государственная и гарантированная государством задолженность – это все внешние обязательства, которые взяло на себя государственное учреждение как должник или гарант.

Частная не гарантированная государством задолженность определяется как внешнее обязательство частного лица, не имеющего гарантии государственного учреждения.

Для того чтобы внешний долг не превратился в острую экономическую проблему для страны, ей требуется активное управление своим внешним долгом. Этот термин применяется для обозначения набора мер по предотвращению или смягчению долгового кризиса.

В их числе меры экономические (минимизация величины внешних заимствований, реструктуризация накопленной задолженности, повышение эффективности использования привлеченных финансовых ресурсов, повышение возможностей госбюджета по обслуживанию внешнего долга), политические (поддержание политической стабильности в стране и хороших отношений с внешними кредиторами), социальные (обеспечение социальной стабильности), а также по обеспечению национальной безопасности (прежде всего сохранение независимой от кредиторов внешней и внутренней политики).

Ключевым условием при проведении политики управления внешним долгом является возможность страны так использовать внешние заимствования, чтобы это обеспечило ей как достижение собственных целей, так и уменьшение внешнего долга.

Подобная политика оказалась эффективной в конце XIX – начале XX вв. у США (бурное экономическое развитие страны в тот период во многом базировалось на больших внешних заимствованиях), а в послевоенные годы – у Южной Кореи.

20Сущность и формы международной экономической интеграции

М/н экономическая интеграция (МЭИ) – процессэкономического взаимодействия страны, приводящий к сближению хозяйствующих механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.
Предпосылки МЭИ:
- Близость экономически развитых стран и степени зрелости:интеграция между развитыми, развивающимися и странами с переходной экономикой
- Географическая близость, сложившихся экономическихсвязей
- Общность экономических и иных проблем
- Демонстрационный эффект
- Эффект «домино»
Основные цели интеграционных объединений:
1. Использование преимущественно экономики масштаба
2. Создание благоприятной внешней экономической среды
3. Решение задач торговой политики
4.

Содействие структурной перестройке экономик
Основные этапы экономической интеграции:
I. Заключение преференциальных торговых соглашений, соглашений об ассоциации и торговом сотрудничестве
II. Создание зоны свободной торговли. Предусматривается:
• Несокращение, отмена таможенных тарифов во взаимной торговле, но сохранение национальных таможенных тарифов в отношении третьих стран
• Полная свобода действий в экономической связи с третьими странами
• Сохранение таможенных границ и барьеров
III. Таможенный союз
• Введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли по отношению к третьим странам
• Упразднение внутренних таможенных границ
• Полная свобода перемещения товаров и услуг
• Создание систем межгосударственных органов
IV.

Общий рынок:
• Свобода перемещения товаров, услуг и факторов производства (капитал и рабочая сила)
• Межгосударственные перемещения
• Высокий уровень межгосударственной системы координации экономической политики
V. Экономический союз:
• Координационная макроэкономическая политика, унификация законодательства в банковской, страховой, бюджетной сферах
• Образование надгосударственных органов, способных принимать решения от всего экономического союза
VI. Валютный политический союз:
• Проведение единой экономической политики
• Использование единой валюты
• Наднациональные органы урегулирования
• Подготовка к образованию м/н конфедерации

21 Развитие интеграционных процессов в Европе

· Исторически интеграционные процессы наиболее четко проявились в Западной Европе – своеобразной “лаборатории” моделей и механизмов интеграции, где последняя достигла наиболее зрелых форм. Формирующийся в Европейском союзе (ЕС; European Union – EU) региональный хозяйственный комплекс считается классическим примером реализации теорий регионализма в мировом хозяйстве.

Этапы западноевропейской интеграции
Первый этап (с 1951г. по 1957г.). 18 апреля 1951г. в Париже был подписан Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В состав ЕОУС вошли Бельгия, ФРГ, Голландия, Италия, Люксембург, Франция. Исходной точкой объединительных процессов явилось отраслевое (точнее секторальное) сотрудничество, охватывающее базовые отрасли экономики (угледобывающую и сталелитейную промышленность).

Второй этап (конец 50-х – начало 70-х годов) по праву называется “золотым веком” в истории Сообщества. В марте 1957г. те же шесть стран (“шестерка”), а именно : Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург – подписывают два Римских договора о создании Европейского экономического Сообщества (ЕЭС; его второе официальное название “общий рынок”) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома). Последний был создан по модели ЕОУС и имел тоже отраслевую направленность, касаясь совместного развития производственной кооперации и НИОКР в области атомной энергетики.

Третий этап интеграции в ЕЭС (с начала 70-х годов до середины 80-х годов), ознаменовался противоречиями и существенными трудностями в деятельности Сообщества. Интеграционной группировке пришлось преодолеть серьезный кризис. Вялые темпы роста относительно других стран Запада, самый высокий уровень безработицы, “торговые войны” между странами-партнерами породили так называемый синдром “европессимизма”, “евросклероза”. Вместе с тем ЕС удается добиться немалого прогресса в интеграции.

Четвертый этап (с середины 80-х до начала 90-х годов). Качественно новый этап (а по существу коренная реформа интеграционной деятельности ЕС) ознаменовался завершением создания единого внутреннего рынка (ЕВР) в рамках ЕС.

Пятый (современный) этап формирования целостной хозяйственной системы ЕС – переход к формированию Экономического, валютного и политического союза.

22Интеграционные процессы в Азии, Африке и Америке

Интеграционные процессы в Азии представлены прежде всего Ассоциацией государств Юго-восточной Азии (АСЕАН), которая была создана в 1967 году в составе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. Позже к ним присоединились Бруней, Вьетнам и Лаос.Официальными целями АСЕАН проголошени:прискорення экономического роста, социального и культурного развития, путем общих действий в духе равноправия и партнерства;сприяння активному сотрудничеству и взаимопомощи в экономической, социально-культурной и научно-технической сферах;надання взаимной помощи в подготовке кадров;співробітництво с целью более эффективного использования сельскохозяйственного и промисловогопотенциалу. Страны-члены договорились до 2003 года создать зону свободной торговли и установить единственный льготный таможенный тариф.

серед интеграционных объединений Африки заметную роль играет прежде всего Экономическое содружество государств Западной Африки (ЕКОВАС). Оно было создано в 1975 году. Его членами стали Бенин, Буркина-фасо, Гана, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-верде, Нигерия, Сенегал, Съерра-леоне, Того, Кот-дтвуар.
Начиная с 1966 года на континенте действует Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК). Его членами является Габон, Камерун, Конго, Центральноафриканская республика, Чад, Экваториальная Гвинея. Основными целями деятельности этого интеграционного объединения провозглашено:
образование общего рынка путем устранения ограничений во взаимной торговле;
согласование экономических программ и унификация налоговых систем;
строительство совместных предприятий/

В 40—80-х гг. был создан единый хозяйственный комплекс в составе США и Канады. Интеграция в Северной Америке началась с активного вывоза американского капитала в Канаду, в то время как в Западной Европе — с создания зоны свободной торговли. Другое принципиальное отличие состояло в том, что в Европе интеграция развивалась на основе регулирующей деятельности государств, т.е. сформировалось межгосударственное экономическое объединение. В Северной Америке инициатором был частный бизнес (в основном американский). Для американских компаний важно было обеспечить себя промышленным сырьем и полуфабрикатами канадского производства, которые в США были в дефиците (или дороже). Так произошла переориентация Канады с пушнино-пшеничной специализации на промышленную продукцию, а также с Англии на США. В первой половине 90-х гг. интеграция стала развиваться в южном направлении. В 1994 г. начал действовать договор о создании зоны свободной торговли между США, Канадой и Мексикой.. В Мексике велики американские инвестиции. В наблюдающейся активизацииинтеграционных процессов в Южной Америке всё более заметную роль играет МЕРКОСУР (Mercado Comun del Sur) - общий рынок стран южного конуса, созданный в 1991 г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем и в короткий срок превратившийся в одного из основных участников реальной региональной интеграции.

В настоящее время МЕРКОСУР - это крупнейший интегрированный рынок Латинской Америки, где сосредоточено 45 % населения (более 200 млн. человек), 50 % совокупного ВВП (свыше 1 трлн. долл.), 40 % прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объёма товарооборота и 33 % объёма внешней торговли континента. Договором о создании МЕРКОСУР предусматривались отмена всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, т.е. создание ЗСТ в субрегионе: свободное движение капиталов и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа и образование таможенного союза, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства и связи в валютно-финансовой сфере, унифицированные правила функционирования свободных промышленных зон, единый порядок происхождения товаров.

23 Инструменты внешнеторговой политики, тарифные и нетарифные ограничения

Внешнеэкономическая политика — это деятельность, которая регулирует экономические отношения страны с другими государствами. Она играет значительную роль в снабжении эффективного использования внешнего фактора в национальной экономике. В результате эволюции международных экономических отношений сложился обширный инструментарий внешнеэкономической политики.Следует выделить, что формировался он на базе теории и практики рыночного хозяйства, а не принципов внешнеэкономической деятельности государств с планируемой из центра экономикой.

Формирование инструментов регулирования внешнеэкономических связей исходило как на национальном, так и на межгосударственном уровне. Международная координация в этой сфере намеревается установить международные режимы (выработка договоренностей, определяющих нормы, правила и процедуры).

Множество инструментов, которые имеются в распоряжении государства для регулирования внешнеэкономической деятельности, можно условно распределить на 2 группы:

1) тарифные ограничения (таможенные тарифы);

2) нетарифные ограничения;

Все они имеют исконно протекционистскую направленность. В зависимости от внешних и внутренних обстоятельств, господствующих в тот или иной период представлений о национальных интересах и действующих международных правилах, государство увеличивает или уменьшает эту направленность. Это относится и к такой важнейшей составной части государственного регулирования внешнеэкономической сферы как тарифное регулирование.

Самым распространенным видом регулирования внешнеторговой деятельности является таможенная пошлина на импорт. Она представляет собой государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. При включении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены.

Имеется два основных вида таможенных пошлин:

1) специфические (в виде фиксированной суммы с единицы измерения);

2) адвалорные (устанавливаются в виде процента от таможенной стоимости товара).

Нетарифные методы регулирования

Нетарифные ограничения являются наиболее расширенными формами и методами регулированиявнешнеторговой деятельности по сравнению с тарифными методами. Они представляют такую же угрозу либерализации торговли. К нетарифным инструментам относятся разнообразные экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.

Квотирование

Самой распространенной формой нетарифного ограничения является квота, или контенгент. Квотирование (контингирова-ние) — это ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, позволенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период.

Квотируется в основном импорт товаров. Оно (квотированные) играет роль, подобную протекционистской пошлине, т. е. способствует снижению конкуренции на внутреннем рынке.

К нетарифным барьерам относится также государственная монополия (как исключительное право государства на осуществление определенных видов внешнеэкономической деятельности, национальные налоговые системы, национальные стандарты и т. п.).

24Международные экономические организации и их классификация

Все международные экономические организации обычно подразделяются на две категории: межправительственные (межгосударственные, участниками которых являются непосредственно государства) и неправительственные, в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации.Под межправительственными организациями здесь понимаются международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров для выполнения определённых целей. Эти организации имеют систему постоянно действующих органов, обладают международнойправосубьектностью (способностью иметь права / обязанности или приобретать их посредством своих действий, например, право на заключение договоров, право на привилегии и иммунитеты и т.д.). Относительно международныхнеправительственных организаций в резолюции Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) от 27 февраля 1950 г. содержится следующее определение: «Любая международная организация, не учреждённая на основании межправительственного соглашения, считается неправительственной организацией».

Эти организации в отличие от межгосударственных (межправительственных) организаций не являются субъектами международного (публичного) права, однако осуществляют свою деятельность в национальной, региональной, международной системе отношений межгосударственного или иного характера и имеют статус юридического лица. Возможны различные классификации международных экономических организаций. Можно выделить следующие их виды: Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств. Это прежде всего система Организации Объединенных Наций. Международные экономико-политические организации, представлены полуформальными объединениями типа «Семёрка» (США, Япония, Канада, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания). От состояния экономики этих лидеров мирового хозяйства во многом зависитэкономическая «погода» на всей планете. Поэтому в ходе ежегодных конференций с 1994 г. они наряду с другими вопросами рассматривают наиболее актуальные проблемы мировой экономики и вырабатывают общую линию поведения. Эти решения часто определяют политику МВФ, МБРР и других международных экономических организаций.

С конца 90-х годов к работе «Семёрки» подключилась Россия, в результате чего «Семёрка» превратилась в «Большую Восьмёрку». Межгосударственные экономические организации регионального характера, примером которых служит Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Организации, создаваемые на основе критерия экономического развития входящих в них государств. Типичным примером здесь является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющая промышленно развитые страны различных регионов мира. Международные экономические организации, функционирующие в отдельных отраслевых сегментах мирового рынка, таких как международная торговля, в том числе отдельными видами и группами товаров; финансово-кредитная деятельность (например, Парижский Клуб стран-креди-торов, действующий на межгосударственном уровне, и Лондонский Клуб, действующий на межбанковском уровне); управленческое консультирование.

25ТНК и их значение в мировой экономике

Быстрый рост прямых иностранных инвестиций, выход техно­логического разделения труда за пределы фирм, отраслей и нацио­нальных границ сопровождается появлением гигантских междуна­родных научно-производственных комплексов с филиалами в разных странах и на разных континентах.

Под определением ТНК по­нимаются предприятия, которым принадлежат или которые контролируют комплек­сы производства или обслуживания, находящиеся за пределами той страны, в которой эти корпорации базируются, имеющие обширную сеть филиалов и отделений в разных странах и занимаю­щие ведущее положение в производстве и реализации того или иного товара.

Транснациональные финансово-промышленные группы (ТФПГ) (как одна из наиболее распространенных форм существования ТНК) превратили мировую экономику в международное производство, обеспечили развитие НТП во всех его направлениях: технического уровня и качества продукции; эффективности производства; со­вершенствования форм менеджмента, управления предприятиями. Они действуют через свои дочерние предприятия и филиалы в де­сятках стран мира по единой научно-производственной и финансовой стратегии, формируемой в их «мозговых трестах», обладают гро­мадным научно-производственным и рыночным потенциалом, обеспечивающим высокий динамизм развития.

Именно транснациональные ФПГ в кратчайшие исторические сроки построили Европейский Союз, дали мощный толчок развитию «новых индустриальных стран» — азиатских «тигров».

К числу крупнейших по величине зарубежных активов относятся следующие ТНК: «Эксон» (США, нефтепереработка); IBM (США, компьютерная техника); «Дженерал моторз» (США, автомобилестроение); «Хита­чи» (Япония, электроника). Среди 20 ведущих нефинансовых ТНК по этому показателю преобладают 6 американских корпораций, 3 представляют Японию, 3 – Герм., 3 – Великобританию (из них 2 совместно с Голландией), Однако по объему продаж лидирующие позиции в мировой экономике до на­чала кризиса 1997г. сохраняли японские ТНК: «Иточи», «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо», «Марубени». За ними следовали амери­канские ТНК: «Дженерал моторз», «Форд», «Эксон».

Глобальные корпорации представляют собой крупные и крупнейшие финансово-производственные, научно-технологические, торгово-сервисные объединения. Они концентрируют всю мощь современного мирового финансового капитала.

Исключительно важную роль в механизме функционирования современных ТНК играют банковские и финансовые институты.

Часто компании объединяются в международные картели с целью проведения единой торговой политики путем деления рынка сбыта и установления согласованных цен на свою продукцию.

Трансграничные слияния и поглоще­ния происходят преимущественно между фирмами, базирующи­мися в развитых странах.

Существенной чертой деятельности международных компаний является диверсификация их производства и услуг. Так, шведский автомобильный концерн «Вольво» выпускает не только известные во всем мире автомобили. У него имеется более 30 дочерних компаний разного профиля в Швеции, несколько десятков за ру­бежом, которые производят моторы для катеров, авиационные двигатели, продукты и даже пиво («Приппс»).

Располагая мощной производственной базой, ТНК проводят такую производственно-торговую политику, которая обеспечивает высокоэффективное планирование производства, товарного рын­ка. Планирование осуществляется в рамках материнской компа­нии и распространяется на дочерние фирмы.

1. Понятие и сущность мирового хозяйства и международных экономических отношений

2. Этапы развития современного мирового хозяйства

3. Современные тенденции развития мировой экономики

4. Группы стран в мировой экономике: развитые, развивающиеся, транзитивные

5. Новые индустриальные страны, нефтедобывающие страны, наименее развитые страны

6. Открытость национальной экономики, экономическая безопасность

7. Классические теории международной торговли

8. Альтернативные теории международной торговли

9. Международное разделение труда

10. Международная торговля услугами

11. Международная миграция трудовых ресурсов: понятие, виды

12. Традиционные и нетрадиционные центры притяжения рабочей силы

13. Мировой рынок и международная торговля: общая характеристика

14. Мировой рынок капиталов и международные финансовые центры

15. Мировая валютная система

16. Доллар США, долларизация. Евро, еврозона

17. Природно-ресурсный потенциал мировой экономики

18. Платежный баланс, структура платежного баланса

19. Проблемы внешней задолженности в мировой экономике

20. Сущность и формы международной экономической интеграции

21. Развитие интеграционных процессов в Европе

22. Интеграционные процессы в Азии, Африке и Америке

23. Инструменты внешнеторговой политики, тарифные и нетарифные ограничения

24. Международные экономические организации и их классификация

25. ТНК и их значение в мировой экономике

Наши рекомендации