Список использованных источников. Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. При этом в список использованных источников включаются, как правило, не только те источники, на которые в работе имеются библиографические ссылки, но и те, которые студент изучил при исследовании темы работы. Использованные источники должны содержать их полное описание по требованиям стандартов.

Порядок оформления списка использованных источников представлен в приложении Л.

Нумерация страниц, на которых приводится текст списка использованных источников, должна продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Приложения

В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст.

К вспомогательному материалу относятся таблицы цифровых данных, инструкции, методики, иллюстрации вспомогательного характера, заполненные формы документов, выдержки из локальных нормативных актов и др.

Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Объем бакалаврской работы должен составлять – 60 - 70 страниц (без приложений).

4 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Студент совместно с научным руководителем:

уточняет круг вопросов, подлежащих изучению;

составляет план исследования и календарный план работы на весь период дипломирования с указанием очередности выполнения отдельных этапов.

Далее студент:

систематически работает над литературой;

занимается сбором и анализом первичного статистического, экономического и нормативно-правового материала по рассматриваемой проблеме;

постоянно держит связь с научным руководителем;

докладывает о ходе выполнения работы и получает необходимую консультацию;

по мере написания отдельных глав представляет их научному руководителю, исправляет и дополняет работу в соответствии с полученными замечаниями;

в установленные сроки отчитывается перед научным руководителем о готовности работы, в необходимых случаях – перед кафедрой.

Для работы студентов выпускающей кафедрой разрабатывается общий график подготовки дипломных работ. Он утверждается заведующим кафедрой и, как правило, вывешивается на портале.

Рекомендуется следующая последовательность этапов выполнения работы и сроки их выполнения:

выбор темы работы, её утверждение – за месяц до начала производственной (преддипломной) практики;

заполнение студентом совместно с научным руководителем постановочной части задания на ВКР – не позднее пяти дней после начала производственной (преддипломной) практики;

написание работы и представление её руководителю не позднее, чем за 3 недели до дня защиты, доработка по замечаниям руководителя;

написание введения и заключения, подготовка списка использованных источников, приложений, представление работы научному руководителю не позднее, чем за две с половиной недели до дня защиты;

прохождение нормоконтроля, исправление замечаний по оформлению работы;

выкладывание работы на сайт УрГЭУ и проверка ее в системе «Антиплагиат»;

представление научному руководителю работы в оформленном виде не позднее, чем за одну неделю до предполагаемого срока её защиты;

подготовка к защите выпускной квалификационной работы.

В процессе выполнения дипломных работ кафедрой создаются благоприятные условия для самостоятельной работы студентов.

Студентам-дипломникам необходимы:

руководство и консультации;

систематический контроль за работой;

предоставление соответствующей методической документации;

содействие при получении фактических материалов и их обработке;

предоставление оборудованных рабочих мест на объекте практики и в университете.

Непосредственное и систематическое руководство работой дипломника возлагается на научного руководителя, который:

помогает студенту с выбором темы;

выдает задание на выполнение дипломной работы;

оказывает студенту помощь в разработке календарного графика на весь период выполнения дипломной работы;

рекомендует студенту необходимую литературу по теме;

проводит консультации в соответствии с утвержденным графиком;

систематически контролирует ход работы и информирует кафедру о состоянии дел;

дает подробный отзыв на законченную работу.

Проверяя работу, научный руководитель не должен превращаться в корректо­ра или редактора, хотя замечания в этой части он тоже высказывает. Науч­ный руководитель выявляет полноту, глубину и всесторонность рассмотре­ния поставленных в плане вопросов, последовательность изложения материала, достаточность использования литературы, аргу­ментированность выводов, степень их обоснованности и самостоятельно­сти. В случае обнаружения плагиата, ошибочных решений и научных по­ложений по тем или иным вопросам, неполноты или поверхностности ис­следования, противоречивости, излишнего отклонения от темы и других недостатков руководитель предлагает выпускнику устранить их, рекомен­дует пути и сроки их устранения.

Выпускная квалификационная работа выполняется на основе глубокого изучения учебных и научных источников. Подбор и изучение литературы для выполнения выпускной квалификационной работы является одним из важных этапов работы студента. Литература по теме выпускной квалификационной работы может быть подобрана студентом при помощи предметных и алфавитных каталогов библиотек. Для этих целей могут быть использованы каталоги книг, указатели журнальных статей, специальные библиографические справочники, тематические сборники литературы, периодически выпускаемые отдельными издательствами.

Сбор материалов для выпускной квалификационной работы - сложный творческий про­цесс. Залог его успешного осуществления - кропотливый и настойчивый труд.

Для выполнения выпускной квалификационной работы студенту рекомендуется использовать следующие документы: международные договоры, акты международных организаций, законы Российской Федерации; законы субъектов Российской Федерации; указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации; акты федеральных органов исполнительной власти; акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; инструктивные и методические материалы министерств и ведомств, материалы, представленные на официальных сайтах федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, а также локальные акты.

При выполнении выпускной квалификационной работы целесообразно использовать монографии, авторефераты диссертаций, учебники, учебные пособия, справочники, статьи, публикуемые в периодической печати, сборниках научных трудов.

Порядок работы над выявленными нормативными правовыми актами и литературой оп­ределяется их значением для раскрытия темы.

Знакомство со специальной литературой лучше начинать с монографий, затем переходить к более мелким работам и статьям в газетах, журналах. Однако это не универсальный рецепт. Все зависит от характера темы и наличия по ней литературы. Во всех случаях работу над литературными источниками следует начинать с изучения учебников, учебных пособий, Наряду с указанными литературными источниками, как уже было указано, могут быть использованы авторефераты диссертаций, сборники научных трудов, сборники статей и материалы научных конференций юридических вузов страны. Для успешного написания выпускной квалификационной работы необходимо использовать следующие периодические издания: Бюллетень Верховного Суда РФ, Вестник Конституционного Суда РФ, Государство и право, Законность, Московский журнал международного права, Право и экономика, Российская юстиция и др.

Проработка источников сопровождается выписками, конспектированием.

Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитат. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в выпускной квалификационной работе. После каждой цитаты, заимствованного высказывания должна приводиться ссылка на автора и источник. Поэтому при выписке цитат и конспектирования следует сразу же делать ссылки: автор, название издания, место издания, издательство, год издания, номер страницы.

По мере знакомства с первоисточниками и специальной литературой по определенной теме вырисовываются вопросы, составляющие ее содер­жание. На этой основе студенту следует самостоятельно составить пер­воначальный вариант плана и иметь его уже на библиографической стадии выполнения работы, В этом случае, делая выписки из прочитанного, он од­новременно группирует собранный материал и может вовремя заметить, чего ему недостает.

План согласовывается с научным руководителем.

При выполнении выпускной квалификационной работы студентам следует обратить внимание на следующее:

1. Необходимо использовать нормативные правовые акты, действующие в момент написания работы, а не утратившие свою юридическую силу (за исключением сравнительного анализа с действующим законодательством).

2. В работе не нужно приводить текст нормативного правового акта (правовой нормы), следует делать только ссылку на пункт, статью акта, например, в соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [2].

3. При перечислении нормативных правовых актов, регулирующих те или иные отношения, в тексте работы их следует располагать в порядке убывания юридической силы.

Важным этапом подготовки выпускной квалификационной работы является также сбор материалов юридической практики. Под юридической практикой следует пони­мать разнообразную деятельность органов различных ветвей власти, должностных лиц и граждан в процессе осуществления правоприменительных, социально-культурных, управленче­ских и иных задач.

Вид и характер юридической практики зависит от темы выпускной квалификационной работы, т.е. от предмета исследования и тех вопросов, которые составляют ее содержание. Без изучения материалов юридической практики невозмож­но осветить процессы и явления реальной жизни, и, следовательно, написать качественную выпускную квалификационную работу. Только изучение ма­териалов юридической практики позволяет более глубоко вникнуть в суть темы, уточнить, изменить или дополнить составляемый предварительно план работы. Анализ этих материалов способствует познанию реальных процессов социальной и правовой действительности, уяснению их законо­мерности, установлению фактов и обстоятельств, которые эти процессы обуславливают.

Сбор материалов юридической практики может быть осуществлен путем соответствующих выписок из документов, гражданских, арбитражных и других дел, статистической отчетности ииных источников.

При изучении опубликованных материалов юридической практики должны быть исследованы две группы источников:

1. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Решений Конституционного Суда Российской Федерации, нотариальных и иных го­сударственных органов. Эти документы являются итогом обобщений прак­тики применения законодательства по различным вопросам и разъясняют нижестоящим органам порядок и условия применения закона. К той же ка­тегории источников относятся приказы, инструкции органов прокуратуры, министерств, ведомств, решения и постановления органов местного самоуправления.

2. Конкретные материалы судебной, нотариальной и иной юридиче­ской практики, рассмотренные высшими судебными и иными государствен­ными органами. Они публикуются в специальных изданиях, некоторые из которых указанных выше.

Изучая опубликованные материалы юридической практики, необхо­димо проследить, насколько последовательно и единообразно разрешаются те или иные вопросы органами исполнительной, законодательной и судеб­ной властей, какое логическое обоснование дается определенному варианту решения, наконец, выявить имеющиеся противоречия в разрешении анало­гичных вопросов и определить, чем они обусловлены. При этом следует ус­тановить наиболее распространенные и типичные случаи, когда субъекты, применяющие законы, выносят различные решения по однотипным вопросам. В свете сказанного важно отобрать характерные примеры для использования их в качестве иллюстраций.

На основе изучения опубликованных материалов необходимо про­анализировать местную юридическую практику по аналогичным вопросам, обратив особое внимание на ее соответствие законодательным актам, прак­тике вышестоящих органов, установить имеющиеся расхождения, ошибки, вскрыть причины нарушении законности, определить эффективность пра­вовых норм, регулирующих определенные сферы жизни. Студенту сле­дует ознакомиться с архивными материалами, су­дебными делами, статистической и иной отчетностью, различными доку­ментами, справками, докладами, а затем провести обобщение полученных из различных источников сведений, составив соответствующие таблицы, диаграммы, графики и т.п. Важнейшее значение имеет также использование данных конкретно-социологических исследований деятельности право­применительных органов.

Приводимые для иллюстрации тех или иных положений примеры юридической практики должны быть краткими и, по возможности, содержать описание лишь тех обстоятельств, которые имеют значение для подкрепления или опроверже­ния развиваемых в работе идей.

5 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (нормоконтроль)

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Оформление выпускной квалификационной работы осуществляется в соответствии с требованиями государственных стандартов:

ГОСТ 7.32–2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»;

ГОСТ 7.12–93 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила»;

ГОСТ 7.1–2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»;

ГОСТ 7.82–2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».

Выпускная квалификационная работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена. Работа выполняется печатным способом с использованием компьютера (текстовый редактор MicrosoftWord) и принтера на белой бумаге, текст работы следует располагать на одной стороне листа формата А4 (297х210 мм). Иллюстрация, графики, таблицы могут выполняться на бумаге других форматов (с соответствующим сгибом).

Каждая страница текста, включая иллюстрации и приложения, нумеруется арабскими цифрами, кроме титульного листа и содержания, по порядку без пропусков и повторений. Номера страниц проставляются, начиная с введения (третья страница), в центре нижней части листа без точки. Все листы работы должны быть скреплены или сброшюрованы.

Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, нижнее и верхнее – 20 мм, правое – 10 мм.

Рекомендуемым типом шрифта является TimesNewRoman, размер которого 14 pt (пунктов) (на рисунках и в таблицах допускается применение более мелкого размера шрифта, но не менее 10 pt).

Текст печатается через 1,5-ый интервал, красная строка – 1,25 см.

Цвет шрифта должен быть черным, необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всей работе. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах и формулах, применяя курсив, полужирный шрифт не применяется.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью – рукописным способом. Повреждения листов работы, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.

5.2 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ НАИМЕНОВАНИЙ И НУМЕРАЦИИ

СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, ГЛАВ И ПАРАГРАФОВ.

ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕКСТОВОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ

Выпускная квалификационная работа должна включать следующие структурные элементы: титульный лист, содержание, введение, основной текст, заключение, список использованных источников (являются обязательными элементами), приложения (является дополнительным элементом). Основной текст может быть разделен на главы и параграфы.

Каждый структурный элемент выпускной квалификационной работы (титульный лист, содержание, введение, заключение, список использованных источников, приложение) и главы необходимо начинать с новой страницы. Следующий параграф внутри одной главы начинается через 2 межстрочных полуторных интервала на том же листе, где закончился предыдущий.

Расстояние между заголовком структурного элемента и текстом, заголовками главы и параграфа, заголовком параграфа и текстом составляет 2 межстрочных полуторных интервала.

Наименования структурных элементов выпускной квалификационной работы («СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ») служат заголовками структурных элементов. Данные наименования пишутся по центру страницы без точки в конце прописными (заглавными) буквами, не подчеркивая.

Размер шрифта должен соответствовать размеру шрифта текста.

Главы, параграфы должны иметь заголовки. Слова «глава», «параграф», «пункт», «подпункт» не пишутся. Их следует нумеровать арабскими цифрами и записывать по центру страницы прописными (заглавными) буквами без точки в конце, не подчеркивая. Номер главы указывается цифрой (например, 1, 2, 3), номер параграфа включает номер главы и порядковый номер параграфа, разделенные точкой (например, 1.1, 2.1, 3.3). После номера главы и параграфа в тексте точку не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются. Не допускается писать заголовок параграфа на одном листе, а его текст – на другом.

Заголовки должны четко и кратко раскрывать содержание глав и параграфов.

Каждую главу работы следует начинать с нового листа, а параграфы продолжать на заполненном листе с соблюдением указанного расстояния. Не допускается оставлять заголовок параграфа внизу листа, если за ним не следует хотя бы одной строки текста.

В содержании работы наименования структурных элементов указываются с левого края страницы, при этом первая буква наименования является прописной (заглавной), остальные буквы являются строчными, например:

Введение

1 Теоретические основы налогов

2 Характеристика налоговой системы РФ

3 Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ

Заключение

Список использованных источников

Приложения

В тексте следует избегать использования личных местоимений, заменяя их безличными формами (вместо «я считаю» — «автор считает», «мы полагаем»).

Рекомендуется использование вводных и соединительных слов (таким образом, из этого следует, в связи и т.д.) для подчеркивания причинно-следственных связей и выражения личного отношения к излагаемому материалу. Каждый раздел, подраздел должен заканчиваться кратким выводом.

5.3 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СОКРАЩЕНИЙ И АББРЕВИАТУР

В тексте не допускаются сокращения слов. Сокращение русских слов и словосочетаний допускается при условии соблюдения требований ГОСТ 7.12–93 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила».

В тексте дипломной работы допускаются:

- общепринятые сокращения и аббревиатуры, установленные правилами русской орфографии и пунктуации, соответствующими нормативными документами (например, год – г., годы – гг., и так далее – и т.д., метр – м, тысяч – тыс., миллион – млн, миллиард – млрд, триллион – трлн, страница – с., Российская Федерация – РФ, общество с ограниченной ответственностью – ООО);

- сокращения, применяемые с цифровыми величинами;

- сокращения единиц измерения величин;

- сокращения в примечаниях, сносках и списке литературы, предусмотренные правилами библиографического описания.

При использовании авторской аббревиатуры необходимо при первом её упоминании дать полную расшифровку, например, «…Уральский государственный экономический университет (далее УрГЭУ)…».

Не допускается использование сокращений и аббревиатур в заголовках работы, глав, параграфов.

5.4 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕРЕЧИСЛЕНИЙ

Если в тексте есть перечисления, перед каждым элементом перечисления ставится дефис (иные маркеры не допустимы). Например:

«….заключение содержит:

- краткие выводы;

- оценку решений;

- разработку рекомендаций».

При необходимости ссылки в тексте работы на один из элементов перечисления вместо дефиса ставятся строчные буквы в порядке русского алфавита, начиная с буквы «а» ( за исключением букв «ё», «з», «й», «о», «ч», «ъ», «ы», «ь»). Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа. Например:

а)…;

б) по отраслевой принадлежности:

1) конституционные;

2) административные;

3) гражданские

в)…

5.5 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ (РИСУНКОВ)

В выпускной квалификационной работе для наглядности, уменьшения физического объема сплошного текста следует использовать иллюстрации – графики, схемы, диаграммы, чертежи, рисунки и фотографии. Все иллюстрации именуются рисунками. Их количество зависит от содержания работы и должно быть достаточно для того, чтобы придать ей ясность и конкретность.

Рисунки (схемы, диаграммы, иллюстрации) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или сначала следующей страницы, если в указанном месте они не помещаются.

Рисунки нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией («Рисунок 1»). При ссылках на иллюстрации в тесте следует писать «… в соответствии с рисунком 1» или «…(«рисунок 2»).

Иллюстрации должны иметь название, которое помещается под ними. Слово «рисунок» пишется полностью, после чего следует его порядковый номер и через дефис – название (например, «Рисунок 1 – Процесс заключения трудового договора»). Располагается посредине строки без абзацного отступа.

Список использованных источников. Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы - student2.ru Список использованных источников. Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы - student2.ru Список использованных источников. Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы - student2.ru

Рисунок 1 – Процесс заключения договора

Если рисунок взят из первичного источника без авторской переработки, следует сделать ссылку, например:

Рисунок 1 – Процесс заключения договора [8, с. 46]

Если рисунок является авторской разработкой, необходимо после заголовка рисунка поставить знак сноски и указать в форме подстрочной сноски внизу страницы, на основании каких источников он составлен, например:

Рисунок 2 − Виды трудовых договоров[1]

Рисунки должны быть созданы с помощью инструментов Microsoft Wоrd, возможно использование цвета. При цветном исполнении рисунков следует использовать принтер с возможностью цветной печати. При использовании в рисунках черно-белой печати следует применять черно-белую штриховку элементов рисунка.

На все рисунки должны быть даны ссылки в тексте работы, например, «…в соответствии с рисунком 4 …» или «… тенденцию к повышению (рисунок 4)». Иллюстрации нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией («Рисунок 1»).

5.6 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТАБЛИЦ

В выпускной квалификационной работе фактический материал в обобщенном и систематизированном виде может быть представлен в виде таблицы для наглядности и удобства сравнения показателей.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием её номера. Например: «В таблице 1приведены данные о ...» или «… характеризуется показателями (таблица 2)».

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы сверху и снизу ограничиваются линиями.

От последней строки текста работы до названия таблицы, а также после таблицы перед дальнейшем текстом необходимо оставлять одну пустую строку.

Таблицы, за исключением таблиц в приложениях, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы. Каждая таблица должна иметь название (заголовок), которое должно отражать её содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует размещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Например:

Таблица 3 – Количество рассмотренных судами дел по трудовым спорам

Наименование суда
Богдановичский районный суд Свердловской области
Полевской районный суд Свердловской области

Если в работе одна таблица, ее следует обозначать «Таблица 1».

Если таблица взята из первичного источника без авторской переработки, следует сделать ссылку, например:

Таблица 3 – Количество рассмотренных судами дел по трудовым спорам [15, с. 35]

Наименование суда
Богдановичский районный суд Свердловской области
Полевской районный суд Свердловской области

Если таблица является авторской разработкой, необходимо после заголовка таблицы поставить знак сноски и указать в форме подстрочной сноски внизу страницы, на основании каких источников она составлена, например,

Таблица 3 – Количество рассмотренных судами дел о банкротстве1

Наименование суда
Арбитражный суд Свердловской области
Арбитражный суд Челябинской области

В таблице используется шрифт 10 и одинарный межстрочный интервал.

Располагают таблицы на странице обычно вертикально. Помещенные на отдельной странице таблицы могут быть расположены горизонтально, причем графа с наименованиями показателей должна размещаться в левой части страницы. Слева, справа и снизу таблицы ограничиваются линиями.

Таблицу с большим числом строк допускается переносить на другую страницу. При переносе части таблицы на другую страницу слово «Таблица» указывают один раз слева над первой частью таблицы. На странице, на которую перенесена часть таблицы, слева пишут «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием номера таблицы и повторением шапки таблицы.

Если таблица переносится, то на странице, где помещена первая часть таблицы, нижняя ограничительная линия не проводится. Это же относится к странице (страницам), где помещено продолжение таблицы. Нижняя ограничительная линия таблицы проводится только на странице, где помещено окончание таблицы.

Таблицу следует размещать так, чтобы читать ее было возможно без поворота работы; если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы ее можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Примечания к таблице (подтабличные примечания) размещают непосредственно под таблицей в виде: а) общего примечания; б) сноски; в) отдельной графы или табличной строки с заголовком. Выделять примечание в отдельную графу или строку целесообразно лишь тогда, когда примечание относится к большинству строк или граф. Примечания к отдельным заголовкам граф или строк следует связывать с ними знаком сноски. Общее примечание ко всей таблице не связывают с ней знаком сноски, а помещают после заголовка «Примечание» или «Примечания», оформляют как внутритекстовое примечание.

В таблице возможно использование размера шрифта меньшего, чем в тексте работы, но не менее 10 и одинарного интервала. Использование в таблицах цветного фона недопустимо.

Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице измерения, то ее обозначение необходимо помещать над таблицей справа. Если показатели таблицы выражены в разных единицах измерения, то обозначение единицы измерения указывается после наименования показателя через запятую. Допускается при необходимости выносить в отдельную графу обозначения единиц измерения.

Текст, повторяющийся в строках одной и той же графы и состоящий из одиночных слов, чередующихся с цифрами, заменяют кавычками. Если повторяющийся текст состоит из двух или более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее – кавычками.

Если предыдущая фраза является частью последующей, то допускается заменить ее словами «То же» и добавить дополнительные сведения. При наличии горизонтальных линий текст необходимо повторять. Если в ячейке таблицы приведен текст из нескольких предложений, то в последнем предложении точка не ставится.

Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента и номера, обозначения нормативных материалов, марок материалов не допускается.

При отсутствии отдельных данных в таблице ставить прочерк (тире). Цифры в графах таблицы проставляются так, чтобы разряды чисел во всей графе располагались один под другим. В одной графе должно соблюдаться одинаковое количество десятичных знаков для всех показателей. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк.

Если таблицы размещены в приложении, их нумерация имеет определенные особенности. Таблицы каждого приложения нумеруют отдельной нумерацией арабскими цифрами. При этом перед цифрой, обозначающей номер таблицы в приложении, ставится буква соответствующего приложения, например:

Таблица В.1 – Динамика показателей за 2010 – 2011 гг.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Например: «В таблице 1приведены данные о ...».

5.7 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПРИМЕЧАНИЙ И ССЫЛОК

При необходимости пояснить содержание текста, таблицы или иллюстрации в дипломной работе следует помещать примечания. Их размещают непосредственно в конце страницы, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся, и печатают с прописной буквы с абзацного отступа после слова «Примечание» или «Примечания». Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Если их несколько, то после слова «Примечания» ставят двоеточие и каждое примечание печатают с прописной буквы с новой строки с абзацного отступа, нумеруя их по порядку арабскими цифрами.

Цитаты, а также все заимствования из печати данные (нормативы, цифры и др.) должны иметь библиографическую ссылку на первичный источник. Ссылка ставится непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, по которому дается пояснение, в квадратных скобках. В квадратных скобках указывается порядковый номер источника в соответствии со списком использованных источников и номер страницы, с которой взята информация, например: [4, с. 32].

Приводимые в работе цитаты должны быть по возможности краткими. Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, она начинается с прописной буквы. Если цитата включена на правах части в предложение авторского текста, она пишется со строчной буквы. Если в цитату вошла только часть предложения цитируемого источника, то либо после кавычки ставится многоточие и цитата начинается с маленькой буквы, либо цитата начинается с большой буквы и заканчивается многоточием, например: Ф. Котлер подчеркивал, что современный маркетинг «…все в большей степени ориентируется на удовлетворение потребностей индивидуального потребителя» [23, с. 67].

5.8 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННЫХ

ИСТОЧНИКОВ

Оформлению списка использованных источников, прилагаемого к научной работе, следует уделять самое серьезное внимание.

Сведения об источниках приводятся в следующем порядке:

1) официальные материалы - нормативно-правовые акты: Нормативно-правовые акты включаются в список в порядке убывания юридической силы в следующей очередности: международные нормативно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы субъектов Российской Федерации, подзаконные акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, акты организаций, акты Конституционного Суда Российской Федерации, решения других высших судебных органов

Нормативно-правовые акты одного уровня располагаются в хронологическом порядке, от принятых в более ранние периоды к принятым в более поздние периоды.

Примеры оформления нормативно-правовых актов и судебной практики:

1. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон РФ от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1999. - N 43.

2. О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 11.11.2005 г.- N 679. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru;

3. О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации [Электронный ресурс]: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010.- N 16- Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru;

2) книги, статьи, материалы конференций и семинаров. Располагаются по алфавиту фамилии автора или названию, если книга печатается под редакцией. Например:

3. Боголюбов, А.Н. О вещественных резонансах в волноводе с неоднородным заполнением [Текст] / А.Н. Боголюбов, А.Л. Делицын, М.Д. Малых // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 3, Физика. Астрономия. - 2001. - N 5. - С. 23–25.

4. Голубков, Е.П. Маркетинг как концепция рыночного управления [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - N 1. - С. 89–104.

5. Государственные и муниципальные финансы [Текст] : учебник / Под ред. проф. С.И. Лушина, проф. В.А. Слепова. - М.: Экономистъ, 2006. - 280 с.

6. Двинянинова, Г.С. Комплимент: Коммуникативный статус или стратегия в дискурсе [Текст] / Г.С. Двинянинова // Социальная власть языка: сб. науч. тр. / Воронеж. межрегион. ин-т обществ. наук, Воронеж. гос. ун-т, Фак. романо-герман. истории. - Воронеж, 2001. - С. 101–106.

7. История России [Текст] : учеб. пособие для студентов всех специальностей / В.Н. Быков [и др.] ; отв. ред. В.Н. Сухов ; М-во образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. лесотехн. акад. - 2-е изд., перераб. и доп. / при участии Т.А. Суховой. - СПб.: СПбЛТА, 2001. - 231 с.

8. Семенов, В.В. Философия: итог тысячелетий. Философская психология [Текст] / В.В. Семенов; Рос. акад. наук, Пущин. науч. центр, Ин-т биофизики клетки, Акад. проблем сохранения жизни. - Пущино: ПНЦ РАН, 2000. - 64 с.

9. Черткова, Е.Л. Утопия как способ постижения социальной действительности [Электронный ресурс] / Е.Л. Черткова // Социемы: журнал Уральского гос. ун-та. - 2002. - N 8. – Режим доступа: http://www2/usu.ru/philosoph/chertkova.

10. Юридический советник [Электронный ресурс]. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см. - Прил.: Справочник пользователя [Текст] / сост. В.А. Быков. - 32 с.;

3) статистические сборники, инструктивные материалы, методические рекомендации, реферативная информация, нормативно-справочные материалы. Располагаются по алфавиту. Например:

11. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования [Текст]: ГОСТ Р 517721-2001. - Введ. 2002-01-01. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 34 с.

12. Временные методические рекомендации по вопросам реструктуризации бюджетной сферы и повышения эффективности расходов региональных и местных бюджетов (Краткая концепция реструктуризации государственного и муниципального сектора и повышения эффективности бюджетных расходов на региональном и местном уровнях) [Текст]. - М.: ИЭПП, 2006. - 67 с.

13. Свердловская область в 1992-1996 годах [Текст]: Стат. сб. / Свердл. обл. комитет гос. статистики Госкомстата РФ. - Екатеринбург, 1997. - 115 с.

14. Социальное положение и уровень жизни населения России в 2010 г. [Текст]: Стат. сб. / Росстат. - М., 2002. - 320 с.

15. Социально-экономическое положение федеральных округов в 2010 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru

4) книги и статьи на иностранных языках в алфавитном порядке. Например:

16. An Interview with Douglass C. North [Text] // The Newsletter of The Cliometric Society. - 1993. - Vol. 8. - N 3. - P. 23–28.

17. Burkhead, J. The Budget and Democratic Government [Тext] / Lyden F.J., Miller E.G. (Eds.) / Planning, Programming, Budgeting. Markham : Chicago, 1972. 218 p.

18. Miller, D. Strategy Making and Structure: Analysis and Implications for Performance [Тext] // Academy of Management Journal. - 1987. - Vol. 30. - N 1. - P. 45–51;

5) интернет-сайты. Например:

19. Министерство финансов Российской Федерации: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru

20. Российская книжная палата: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bookchamber.ru

5) Внутренняя документация предприятий и организаций. Например,

21. Инструкция по делопроизводству в ООО «СК-групп» [Текст]. - Екатеринбург, 2012. – 26 с.

22. Бухгалтерский отчет ЗАО «ФНК» за 2012 год [Текст]. - Екатеринбург, 2013. – 14 с.

В списке использованных источников применяется сквозная нумерация с применением арабского алфавита. Все объекты печатаются единым списком, группы объектов не выделяются, источники печатаются с абзацного отступа.

При занесении источников в список литературы следует придерживаться установленных правил их библиографического описания.

Примеры оформления библиографического описания в списке источников, приводимом в научной работе, дополнительно представлены в приложении М.

5.9 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЙ

В приложения рекомендовано включать материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть: материалы, дополняющие работу; промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты; таблицы вспомогательных цифровых данных; инструкции, методики, описания алгоритмов и программ задач, иллюстрации вспомогательного характера; нормативные акты, например, должностные инструкции. В приложения также включают иллюстрации, таблицы и распечатки, выполненные на листах формата А3.

Приложения оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах после списка использованных источников.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ (ПРИЛОЖЕНИЕ А, ПРИЛОЖЕНИЕ Б, ПРИЛОЖЕНИЕ В и т.д.). Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O или арабскими цифрами.

Само слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» пишется прописными (заглавными) буквами.

Если в работе одно приложение, оно обозначается «ПРИЛОЖЕНИЕ А».

Каждое приложение следует начинать с новой страницы. При этом слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его буквенное обозначение пишутся с абзацного отступа.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают на следующей строке после слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» с абзацного отступа. Заголовок пишется с прописной буквы.

Например,

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Устав ООО «Лига-С»

В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки, например: «… в приложении Б…». Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы.

Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

Распечатки на ЭВМ помещаются в конце приложений и складываются по формату листов выпускной квалификационной работы.

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию.

6 ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ

РАБОТЫ

6.1 ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Завершенная выпускная квалификационная работа подписывается студентом на титульном листе и предоставляется в несброшюрованном виде нормоконтролеру для проверки правильности её оформления на соответствие стандартам.

Подписанная нормоконтролером работа передается научному руководителю, который дает подробный письменный отзыв о содержании работы, после чего ставит свою подпись на титульном листе. В отзыве руководителя указываются сведения об актуальности темы работы, достоинства и недостатки работы, оценка полученных результатов с точки зрения достоверности, практическая ценность работы, оценка подготовленности студента, инициативности и самостоятельности при решении задач бакалаврской работы, умение студента работать с литературными источниками, нормативными правовыми актами и способность ясно и четко излагать материал, соблюдение правил и качества оформления бакалаврской работы. Особое внимание уделяется оценке выпускника по личностным характеристикам (ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, активность, творчество, инициативность и т.д.), дается общая рекомендуемая оценка и мотивируется возможность или невозможность представления квалификационной работы на защиту в государственной аттестационной комиссии. Решение руководителя является основанием для допуска кафедрой выпускной квалификационной работы к защите. При положительном решении заведующий кафедрой подписывает работу на титульном листе.

Для получения дополнительной объективной оценки выпускная квалификационная работа, допущенная к защите, направляется на внешнее рецензирование.

Рецензентами могут выступать преподаватели высших учебных заведений, высококвалифицированные специалисты, работающие в органах государственной власти и местного самоуправления, непосредственно связанных в своей практической деятельности с решением юридических проблем, правоохранительных органах, судах, адвокатуре. При этом предпочтение отдается специалистам тех органов власти, где студент проходил производственную (преддипломную) практику.

Список рецензентов утверждается выпускающей кафедрой.

Рецензент должен:

дать характеристику бакалаврской работы в целом;

оценить уровень общетеоретической и специальной подготовки дипломника, его умение самостоятельно использовать полученные теоретические знания при решении конкретных задач;

отметить последовательность, логичность и ясность изложения материала, использование новейших достижений науки, юридическую и экономическую целесообразность предлагаемых решений;

рассмотреть работу с точки зрения возможности использования ее результатов на практике.

В отзыве рецензент должен обратить внимание на актуальность темы, качество выполненной работы, положительные стороны и недостатки, а также дать непосредственную оценку квалификационной работы (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) и выразить свое мнение о присвоении дипломнику квалификации «бакалавр» по направлению 030900.62 «Юриспруденция.

Подпись рецензента заверяется печатью органа, в котором он работает.

За 7 дней до защиты рецензия на выпускную квалификационную работу должна быть представлена на кафедру.

Готовясь к защите работы, студент составляет тезисы выступления, содержащего наиболее важные и интересные результаты исследования, оформляет наглядные пособия, раздаточный материал к докладу, продумывает ответы на замечания рецензента.

Работу над тезисами доклада следует начинать сразу же после представления работы на кафедру и продолжить после ознакомления с отзывом руководителя и рецензией, представленной внешним рецензентом. На вопросы и замечания отзыва и рецензии целесообразно подготовить письменные ответы.

Следует помнить о том, что выпускнику для доклада отводится ограниченное время. Доклад на защите выпускной квалификационной работы не должен превышать 7-10 мин. Следует помнить, что студент не просто излагает, а защищает положения своей работы.

6.2 ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

К защите выпускных квалификационных работ допускаются студенты, успешно выполнившие весь учебный план, защитившие отчет о прохождении производственной (преддипломной) практики, сдавшие государственные экзамены и представившие в установленный срок бакалаврскую работу с положительным отзывом научного руководителя и рецензента.

Защита выпускной квалификационной работы производится на открытом заседании Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК).

В ходе защиты выпускной квалификационной работы проверяется сформированность следующих компетенций:

Индекс компетенции Содержание компетенции
ОК-1 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания
ОК-2 способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста
ОК-3 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и вы­бору путей ее достижения
ОК-4 способен логически верно, аргументировано и ясно стро­ить устную и письменную речь
ОК-5 обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе
ОК-8 использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении соци­альных и профессиональных задач
ОК-9 способен анализировать социально-значимые и личностно значимые проблемы и процессы
ПК -6 способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства
ПК-7 владеет навыками подготовки юридических документов
ПК-15 способен толковать различные правовые акты
ПК-16 способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности

Порядок защиты:

− Председатель ГЭК объявляет фамилию, имя, отчество студента, название работы;

− Доклад студента.

Структура доклада и распределение времени защиты выпускной квалификационной работы могут быть следующими:

1. Причины выбора и актуальность темы работы, описание научной проблемы.

2. Цель работы и ее задачи, предмет и объект исследования.

3. Основные результаты исследования и защищаемые положения.

4. Результаты, конкретные предложения по решению проблемы с обоснованием возможности их реализации.

Студент должен излагать основное содержание своей выпускной квалификационной работы свободно, не читая письменного текста. При чтении утрачивается эмо­циональность изложения, монотонное чтение текста не привлекает внимания и утомляет слушателей. Свободный же рассказ по теме, как правило, не толь­ко вызывает живейший интерес к работе, но и свидетельствует об уровне подготовки и глубине специальных знаний по проблеме выпускной квалификационной рабо­ты. Все это существенно влияет на итоговую оценку работы.

Все принципиальные положения выпускной квалификационной работы для большей наглядности должны быть представлены на демонстрационном материале. К демонстрационным материалам относится информация из выпускной квалификационной работы (таблицы, диаграммы, схемы и пр.), оформленная в виде презентаций или ксерокопий для каждого члена ГЭК. Во время доклада необходимо ссылаться на эти материалы.

Ориентировочный расчет времени защиты выпускной квалификационной работы:

п.1-2 – до 2 мин;

п.3-4 – 5-8 мин;

Рекомендуемый объем доклада 2-3 листа текста в формате Word, размер шрифта 14 пунктов с полуторным интервалом. Выступление не должно включать теоретические положения, заимствованные из литературных источников, нормативных правовых актов, так как они не являются предметом защиты. По завершении подготовки тезисов доклада целесообразно согласовать текст выступления с научным руководителем;

− После выступления студенту задаются вопросы членами ГАК, а также присутствующими на защите. Задаваемые вопросы, имеющие непосредственное отношение к теме выпускной квалификационной работы, могут носить конкретный или общий характер. Наиболее распространенные общие вопросы: Что в работе выполнено лично Вами? В чем научная новизна работы? В чем практическая значимость работы? Чем отличается предложенная Вами формулировка нормы от действующей? Какова практическая значимость приведенной классификации? и др.

Количество вопросов, задаваемых студенту при защите выпускной квалификационной работы, не ограничивается. Вопросы могут быть как непосредственно связанные с темой бакалаврской работы, так и по другим дисциплинам направления.

Ответы на вопросы должны быть краткими и состоять, как правило, из двух-трех предложений.

Несмотря на то, что к защите студент детально разобрался в различных аспектах темы, некоторые вопросы могут оказаться затруднительными. Из сложной ситуации можно выйти, используя следующие универсальные ответы: «Исследование данной проблемы не входило в поставленные в работе задачи. Данная проблема представляется весьма интересной, и в дальнейшей своей работе мы постараемся определить пути ее решения» или «Задача по решению данной проблемы в работе не ставилась, но анализ нормативных правовых актов, судебной практики показывает, что…»;

− Далее по ходу защиты зачитывается внешняя рецензия на выпускную квалификационную работу, особое внимание уделяется содержащимся в ней замечаниям, на которые студент должен представить ответы. Вслед за этим выступает научный руководитель с отзывом на бакалаврскую работу. В случае его отсутствия секретарь ГЭК зачитывает отзыв руководителя. Если в отзыве имеются замечания, студент дает на них ответы;

Председатель ГЭК предоставляет желающим слово для выступления, после чего объявляет об окончании защиты.

По окончании публичной защиты ГЭК на закрытом заседании обсуждает результаты защиты выпускной квалификационной работы, принимает решение о присвоении студенту соответствующей квалификации – бакалавра. ГЭК принимает также решение о выдаче дипломов с отличием и рекомендации к зачислению в магистратуру.

Результаты защиты выпускной квалификационной работы объявляются студентам в тот же день.

Наши рекомендации