Оценка межотраслевых производственных комплексов в регионах Украины
Области могут не только дробиться, но и объединяться в большие функциональные комплексы - важные звенья функциональной структуры производства - межотраслевые производственные комплексы. МВК - это совокупность нескольких отраслей, производящих взаимозаменяемую продукцию (топливно-энергетический), или последовательно перерабатывают определенное исходное сырье, включая его добычу (лесопроизводственный, агропромышленный, строительный), или же решают важную общегосударственную экономическую, социальную или иную проблему (военно-промышленный, рекреационный, продовольственный комплексы). Чаще всего в народном хозяйстве выделяют такие МВК: топливно-энергетический, машиностроительный, химический, лесной, строительно-индустриальный, агропромышленный, транспортный, рекреационный и т. д..
Основной формой территориальной организации производства является территориально-производственный комплекс (ТПК). ТПК - это система территориально сосредоточенных и производственно взаимосвязанных предприятий различных звеньев производства и производственной инфраструктуры, которая характеризуется определенной специализацией и совместным использованием расположенных на этой территории природных и материальных ресурсов.
Крупнейшими территориально-производственными комплексами в Украине являются:
- Донбасский, основу которого составляют промышленные узлы: Донецко-Макеевский, Мариупольский, Стахановский, Горловско-Енакиевский, Краматорско-Славянский, Лисичанско-Рубежанский, Луганский. Данный ТПК специализируется на отраслях тяжелой индустрии (энергетике, металлургии, тяжелом машиностроении, химической промышленности), а также АПК;
- Приднепровская (Днепропетровско-Днепродзержинский, Запорожский, Криворожский и проч.)
- Причерноморский (Одесский, Николаевский, Херсонский, Керченский, Симферопольский);
- Прикарпатский (Ивано-Франковский, Черновицкий, Дрогобицко-Бориславский, Стрыйский).
Переход к рыночной системе хозяйствования требует коренного реформирования производственных отношений, широкой приватизации государственного имущества, структурно-технологической и технической перестройки производства на основе внедрения научно-технического прогресса, современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, развития инновационного комплекса, формирование рыночной, коммуникационно-информационной инфраструктуры и т. д.. Но, начиная с 1992 г., в Украине трансформационные процессы, к сожалению, имели не реформационный, а скорее деформационный характер, о чем свидетельствует резкое ухудшение всех макроэкономических показателей. Особенно это проявилось в снижении доли валового внутреннего продукта (характеризует конечные результаты внутренней экономики, то есть без учета поступлений извне), который за период 1990-1995 гг. сократился на 52% и составлял в 1995 г. 47% от первоначального. В то же время структура ВВП, как уже отмечалось выше, осталась консервативной: удельный вес производственной сферы в ВВП сократилась незначительно и составил в 1995 г. примерно 78%, тогда как даже в большинстве постсоциалистических стран этот показатель составляет почти половину ВВП. Объем промышленного производства снизился более чем на 50%, а сельскохозяйственного - почти на 60%. Значительно сократилось производство потребительских товаров.
И основные макроэкономические показатели, и структура производственного потенциала весьма дифференцированы по областям и экономическим районам. В 1995 г. объем произведенного национального дохода на душу населения (по сравнению с среднегосударственным) составил 123% в Запорожской области и 75% - в Закарпатской.
В 1997 г. максимальным этот показатель был в Днепропетровской области, а минимальный - в Закарпатской (48%). По объему валового внутреннего продукта к шести ведущим областям относятся Днепропетровская, Донецкая, Луганская, Киевская, Запорожская и Одесская. Самые низкие эти показатели в Николаевской, Черниговской и Кировоградской областях.
Ухудшение состояния природы, как и условий жизни людей, подтверждает неэффективность трансформационных процессов в Украине.
40. Определить, что экономика Украины – это единство региональных социально-экономических систем
Эффективность функционирования национальной экономики в большой степени зависит от уровня социально-экономического развития регионов, которые отличаются существенной отраслевой, территориальной и функциональной дифференциацией. Успешный переход Украины к рыночной экономике всецело зависит от процессов реформирования в каждом отдельном регионе и в целом от грамотной политики государства в этом направлении. Поэтому, сейчас актуально и необходимо разработать региональную политику развития для каждого отдельного региона Украины.
Государственная региональная экономическая политика (ГРЭП) является составляющей частью государственной политики, которая охватывает экономический, социальный, демографический, экологический и научно-технический аспекты. Необходимость разработки и реализации ГРЭП обусловлена наличием значительных отличий между отдельными регионами, что особенно четко проявляется в условиях рыночной экономики.
В Украине существуют значительные отличия в уровнях концентрации промышленности по регионам, что влияет на уровень и качество жизни людей, условия их деятельности, экологическую ситуацию. В экономическом отношении высокий уровень концентрации промышленности по регионам не характеризуется аналогичным уровнем эффективности функционирования хозяйства этих регионов. Особенно, это касается экономической ситуации в старопромышленных регионах, которые сложились исторически. Обострение экономических, экологических и социальных проблем в этих регионах требует регулирования их развития. Особенно, это касается проблемы обеспечения населения рабочими местами. Обеспечение оптимальной занятости населения, повышения и выравнивание уровней жизни – важное условие экономической стабильности в государстве.
В целом, ГРЭП является составной частью социально-экономических преобразований в нашем государстве за последние годы.
В перспективе роль регионов должна увеличиваться во многих сферах – в управлении государственным имуществом, использовании природных ресурсов, обеспечении условий труда и охраны здоровья населения.
Для Украины, которая собирается стать полноправным членом Европейского сообщества, основную роль в этом процессе будут играть западные и приморские регионы. Особенное значение будет иметь приграничное сотрудничество между регионами Украины, Польши, Словакии и Румынии.
Важным направлением углубления экономического сотрудничества будут внешнеэкономические связи регионов Украины и России.
Согласно закона Украины «Про местное самоуправление в Украине», экономическое развитие регионов будет зависеть от усиления роли городов, органов исполнительной власти. Этот закон даст возможность защитить интересы регионов.
За годы независимости в нашей стране изменилась экономическая ситуация, особенно это проявляется на уровне регионов. В условиях длительного экономического кризиса, обострения социальных проблем и ухудшения экологической ситуации, региональные аспекты государственной концепции развития и РПС предусматривают следующие задачи:
1. реструктуризация экономики промышленных регионов и центров с концентрацией предприятий тяжелой промышленности и сложной экономической ситуацией. Особенно это касается Донецко-Приднепровского экономического района и городов Киева, Харькова, Одессы, Кривого Рога, Мариуполя, Макеевки;
2. развитие экспортных производств в регионах, где имеются благоприятные условия;
3. наращивание продукции товаров широкого народного потребления, продовольствия, сельскохозяйственного и транспортного машиностроения, товаров основной химии органического синтеза;
4. создание новых рабочих мест в отраслях, которые развиваются;
5. улучшение экологической ситуации (Донецкого, Приднепровского и в районах Чернобыля);
6. расширение индустрии отдыха и оздоровления населения;
7. увеличение уровня жизни населения, путем расширения сферы занятости, обеспечить гарантированный уровень доходов населения регионов, иметь доступ к бесплатному образованию и медицинскому обслуживанию