Раздел 2. методические указания к выполнению курсовой работы

«Изучение спроса на товар (услугу)»

Выполнение курсовой работы включает следующие этапы.

1. Выбор темы курсовой работы. Студент самостоятельно выбирает любой товар или услугу, спрос на который (которую) он будет изучать, из перечня тем (Приложение 1).

2. Изучение методических вопросов организации и проведения маркетинговых исследований (раздел 1 методических указаний, рекомендуемая литература).

3. Изучение технико-экономических параметров и потребительских свойств продукта, спрос на который изучается; анализ тенденций развития мирового и российского рынка данного товара (услуги).

4. Разработка программы исследования. На данном этапе студенту необходимо определить цель и задачи исследования, вид опроса (личный, почтовый, телефонный); разработать анкету для проведения опроса потребителей.

5. Проведение анкетного опроса потребителей. Участниками анкетирования могут являться студенты, члены их семей, друзья, коллеги, преподаватели и т.п. Минимальный объем выборки – 10 респондентов.

6. Обработка и анализ результатов анкетного опроса.

7. Оформление отчета и сдача его на проверку.

8. Защита курсовой работы (контрольные теоретические вопросы для защиты курсовой работы представлены в приложении 2).

Результаты выполнения курсовой работы отражаются в отчете, который оформляется на листах формата А4 и имеет следующую структуру:

Структура отчета о курсовой работе

Титульный лист с указанием темы курсового проекта, ФИО и номера группы студента, ФИО преподавателя-консультанта;

Содержание с указанием страниц начала каждого раздела

Введение (цель курсовой работы, обоснование актуальности темы)

Раздел 1. Описание продукта

Раздел 2. Программа исследования

2.1 Цель полевого исследования

2.2 Определение понятия «спрос» на товар (услугу) в соответствии с темой, единица измерения спроса

2.3 Перечень факторов, предположительно влияющих на спрос

2.4 Задачи исследования

2.5 Инструментарий исследования (форма анкеты)

2.6 Сроки проведения исследования

Раздел 3. Результаты первичной обработки анкет.

Раздел 4. Количественная оценка спроса и выводы по итогам исследования.

Список использованных источников

В разделе 1 “Описание продукта” необходимо дать краткое описание технико-экономических параметров товара или услуги, спрос на которую изучается; охарактеризовать их потребительские свойства – возможности и преимущества, которые получают пользователи; провести краткий анализ тенденций развития мирового и российского рынка данной продукции.

При подготовке данного раздела рекомендуется использовать конспекты лекций и литературу по учебным дисциплинам, посвященным вопросам технологий и организации производства в отрасли, статьи и аналитические обзоры в специализированных отраслевых изданиях и Интернет, рекламно-информационные материалы компаний-производителей.

Объем 1 раздела не более 5 страниц.

Раздел 2.На данном этапе, исходя из темы курсовой работы, необходимо конкретизировать:

1) понятие спроса применительно к изучаемому продукту;

2) натуральные единицы измерения спроса на изучаемый продукт и методику количественной оценки спроса;

3) совокупность внешних и внутриотраслевых факторов, которые предположительно влияют на спрос на конкретную продукцию.

Конкретизация данных вопросов позволит грамотно сформулировать вопросы анкеты, так как, по сути, здесь студент определяет, какую информацию ему необходимо получить от респондента.

При формулировке цели, необходимо определить, кто проводит исследование:

· действующая компания-производитель или продавец,

· новая компания, выходящая на рынок,

· независимая исследовательская организация.

Для каждого из перечисленных субъектов необходимость изучения спроса может быть вызвана различными причинами. Например, для действующих компаний это могут быть снижение или замедление темпов роста продаж; планирование деятельности; внедрение новых технологий, позволяющих повысить потребительскую ценность продукта; активизация спроса на новые товары компании и др. Исследовательские организации изучают, как правило, общие тенденции развития рынка, позиции конкурирующих компаний на рынке и т.п.

При изучении спроса на различные товары или услуги могут решаться следующие задачи:

· определение количества потенциальных потребителей (для нового продукта или новой компании);

· определение количества реальных потребителей (если клиенты не зарегистрированы);

· оценка частоты обращения потребителей к продукту;

· выявление факторов, оказывающих наибольшее влияние на спрос;

· изучение требований пользователей к технико-экономическим и качественным параметрам изучаемого продукта; анализ его соответствия запросам потребителей;

· изучение заинтересованности потребителей в появлении нового продукта на рынке и желания им пользоваться по приемлемой цене;

· анализ потребности в дополнительном обслуживании;

· изучение предпочтений потребителей в отношении различных компаний, степень удовлетворенности потребителей их товарами или уровнем сервиса;

· изучение отношения потребителей к рекламной деятельности конкурирующих компаний и выявление наиболее эффективных каналов воздействия на потребителей;

· изучение потребителей, сегментация рынка, выявление наиболее перспективных рыночных сегментов и другие.

Пример 1

Наши рекомендации