Предъявляемые требования и основные этапы выполнения научно-исследовательской работы бакалавра
О.В. СЕРГИЕНКО
|
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРОВ
Методическое пособие
Направление: Экономика
Профиль: Финансы и кредит
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Мировая экономика
Общий профиль
Омск, 2016
Методические указания предназначены для организации научно-исследовательской работы обучающихся по направлению подготовки бакалавров «Экономика». Целью научно-исследовательской работы обучающегося является углубление и закрепление теоретических знаний, полученных при обучении, развитие умений ставить задачи, анализировать полученные результаты и делать выводы, развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, необходимых при подготовке выпускной квалификационной работы
Содержание
1. Общие положения
2. Предъявляемые требования и основные этапы выполнения научно-исследовательской работы бакалавра
3. Тематика научно-исследовательских работ бакалавров
4. Содержание и оформление итогов научно-исследовательских работ бакалавров
5. Научно-методическое обеспечение программы научно-исследовательской работы обучающихся и подготовки НИР бакалавра
Приложения
Общие положения
Целью научно-исследовательской работы обучающегося является углубление и закрепление теоретических знаний, полученных при обучении, развитие умений ставить задачи, анализировать полученные результаты и делать выводы, развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, необходимых при подготовке выпускной квалификационной работы (ВКР) бакалавра.
Целями практики являются:
- закрепление и углубление теоретической подготовки по учебным дисциплинам направления;
- закрепление практических навыков и компетенций в области практической профессиональной деятельности;
- углубленное исследование специальных вопросов современной экономики, проводимого студентом в течение всего обучения;
- сбор научной информации, необходимой для разработки темы выпускной квалификационной работы.
Задачами научно-исследовательской работы являются:
- приобретение опыта самостоятельного исследования актуальных научных проблем;
- разработка инструментария проводимых исследований, анализ их результатов;
- подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;
- сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задач исследования;
- разработка теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценка и интерпретация полученных результатов;
- подбор необходимых материалов для выполнения выпускной квалификационной работы
- участие в научно-исследовательской работе организации (проведение теоретических и экспериментальных исследований; обработка, анализ и интерпретацию результатов эксперимента; компьютерное моделирование изучаемых процессов и явлений);
- участие в научно-исследовательской работе кафедры;
- получение научно значимых результатов.
Научно-исследовательская работа осуществляется в форме проведения реальной исследовательской деятельности, выполняемой обучающимся в рамках утвержденной темы бакалаврской работы по направлению обучения с учетом возможностей кафедры, на которой она проводится и интересов потенциальных работодателей. Тема научного исследования может быть определена как самостоятельная часть научно-исследовательской работы, выполняемой в рамках научного направления выпускающей кафедры.
Работа обучающегося в период работы организуется в соответствии с логикой работы над бакалаврской работой:
- выбор и уточнение темы, определение проблемы, объекта и предмета исследования;
- формулирование цели и задач исследования;
- теоретический анализ литературы и исследований по проблеме, подбор необходимых источников по теме;
- составление библиографии;
- формулирование рабочей гипотезы;
- определение комплекса методов исследования;
- теоретической и практической значимости исследования;
- оформление первичных результатов исследования.
Обучающиеся работают с первоисточниками, монографиями, авторефератами и диссертационными исследованиями, консультируются с научным руководителем, преподавателями и экономистами-практиками. За время работы обучающийся должен сформулировать в окончательном виде тему ВКР по направлению подготовки из числа актуальных научных проблем, разрабатываемых на кафедре, составить библиографию, план работы и согласовать их с научным руководителем.
Научно-исследовательскую работу проводят на кафедре, курирующей бакалаврские программы: экономика, управление персоналом, либо на конкретном предприятии (организации). В случае необходимости кафедра имеет право приглашать консультантов по отдельным разделам бакалаврской работы.
Способы и формы проведения практики:
1. Самостоятельная работа по изучению нормативных документов, профессиональных публикаций и публикаций в специализированных журналах;
2. Работа в библиотечных фондах;
3. Самостоятельной работы студента по изучению нормативно-правовых документов, профессиональных методик расчета на конкретном предприятии (организации)
3. Консультации с ведущими специалистами кафедры, специалистами государственных структур управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, компетентными специалистами частных структур;
4. Освоение программных средств для обработки результатов научных исследований;
5. Разработка презентации результатов научного исследования;
6. Составление отчетов о проведенном исследовании.
Задание по практике формируется студенту в соответствии с выбранной тематикой и современными требованиями, предъявляемыми к организации и содержанию научно-исследовательской работы. Результаты прохождения практики оформляются в виде отчета.
Цель отчета – осознать и зафиксировать общепрофессиональные компетенции, приобретенные студентом в результате освоения теоретических курсов и полученные им при прохождении практики. В отчете следует дать краткую характеристику объекта исследования, предмета исследования, более подробно осветить исследуемые проблемы, их причины и пути решения. В приложении к отчету должны быть представлены первичные документы, статистические данные, а также другие документы, отражающие фактическую экономическую ситуацию на объекте исследования.
По результатам аттестации обучающемуся выставляется дифференцированная оценка.
Предъявляемые требования и основные этапы выполнения научно-исследовательской работы бакалавра
Требования, предъявляемые к выполнению научно-исследовательской работы бакалавра:
- НИР должна носить поисковый и научно-исследовательский характер;
- тема работы должна быть актуальной, т.е. отражать исследуемую проблему в контексте значимости современных социально-экономических и финансовых проблем, соответствовать современному состоянию и перспективам развития экономической науки, финансам и бухгалтерскому учету, теории и практики управления;
- работа должна отражать наличие умений обучающегося самостоятельно собирать, систематизировать накопленный практический опыт, анализировать сложившуюся ситуацию (тенденции) в экономической практике, в сфере финансов и экономики;
- работа должна отражать добросовестность использования и достоверность цитируемых источников: данных отчетности и опубликованных материалов отечественных и зарубежных авторов;
- работа должна иметь четкую структуру, завершенность, отвечать требованиям логичного, последовательного изложения материала, обоснованности сделанных выводов и предложений;
- положения, выводы и рекомендации должны опираться на новейшие научные результаты, итоги эмпирических исследований, статистические данные и действующие нормативные акты;
- содержать теоретико-методологическое обоснование темы исследования, аналитическую часть (таблицы, графики, диаграммы и т.п.).
Приступая к выполнению научно-исследовательской работы, обучающемуся рекомендуется придерживаться четкой последовательности этапов ее реализации и установленных сроков.
Деятельность обучающегося предусматривает несколько этапов:
Этап 1. Выбор темы, получение задания на НИР, утверждение темы и задания у научного руководителя и утверждения заведующим кафедрой.
Этап 2. Сбор, изучение и первичная обработка документальных источников для реализации собственной темы исследования и раскрытия существа проблемы.
Этап 3. Анализ и обобщение полученных научных результатов.
Этап 4. Оформление и защита отчета по НИР. Оформление должно соответствовать Положению о правилах оформления письменных работ и отчётов обучающихся http://omga.su/sveden/files/pol_o_prav_oform.pdf
Ожидаемые результаты от научно-исследовательской работы:
- понимание методологии научного исследования и умение применить их при работе над выбранной темой исследования;
- умение использовать современные методы сбора, анализа и обработки научной информации;
- умение изложить научные знания по проблеме исследования в виде отчетов, публикаций докладов;
- овладение навыками использования технологий анализа современных экономических процессов, финансов, ведения бухгалтерского учета, осуществления экспертной деятельности.
По итогам работы обучающийся предоставляет на кафедру отчет о научно-исследовательской работе, подлежащий обсуждению и защите.
Основными формами работ, выполняемых обучающимися являются:
· теоретическая работа, направленная на обоснование научной и практической значимости, выбор методической базы планируемого исследования;
· практическая работа, связанная с проведением собственного исследования и формированием аннотированного списка источников;
· обобщение полученных научных результатов;
· выступление с докладами и сообщениями на научных конференциях.