Предъявляемые требования и основные этапы выполнения научно-исследовательской работы бакалавра

О.В. СЕРГИЕНКО

 
 
 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРОВ

Методическое пособие

Направление: Экономика

Профиль: Финансы и кредит

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Мировая экономика

Общий профиль

Омск, 2016

Методические указания предназначены для организации научно-исследовательской работы обучающихся по направлению подготовки бакалавров «Экономика». Целью научно-исследовательской работы обучающегося является углубление и закрепление теоретических знаний, полученных при обучении, развитие умений ставить задачи, анализировать полученные результаты и делать выводы, развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, необходимых при подготовке выпускной квалификационной работы

Содержание

1. Общие положения

2. Предъявляемые требования и основные этапы выполнения научно-исследовательской работы бакалавра

3. Тематика научно-исследовательских работ бакалавров

4. Содержание и оформление итогов научно-исследовательских работ бакалавров

5. Научно-методическое обеспечение программы научно-исследовательской работы обучающихся и подготовки НИР бакалавра

Приложения

Общие положения

Целью научно-исследовательской работы обучающегося является углубление и закрепление теоретических знаний, полученных при обучении, развитие умений ставить задачи, анализировать полученные результаты и делать выводы, развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, необходимых при подготовке выпускной квалификационной работы (ВКР) бакалавра.

Целями практики являются:

- закрепление и углубление теоретической подготовки по учебным дисциплинам направления;

- закрепление практических навыков и компетенций в области практической профессиональной деятельности;

- углубленное исследование специальных вопросов современной экономики, проводимого студентом в течение всего обучения;

- сбор научной информации, необходимой для разработки темы выпускной квалификационной работы.

Задачами научно-исследовательской работы являются:

- приобретение опыта самостоятельного исследования актуальных научных проблем;

- разработка инструментария проводимых исследований, анализ их результатов;

- подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;

- сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задач исследования;

- разработка теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценка и интерпретация полученных результатов;

- подбор необходимых материалов для выполнения выпускной квалификационной работы

- участие в научно-исследовательской работе организации (проведение теоретических и экспериментальных исследований; обработка, анализ и интерпретацию результатов эксперимента; компьютерное моделирование изучаемых процессов и явлений);

- участие в научно-исследовательской работе кафедры;

- получение научно значимых результатов.

Научно-исследовательская работа осуществляется в форме проведения реальной исследовательской деятельности, выполняемой обучающимся в рамках утвержденной темы бакалаврской работы по направлению обучения с учетом возможностей кафедры, на которой она проводится и интересов потенциальных работодателей. Тема научного исследования может быть определена как самостоятельная часть научно-исследовательской работы, выполняемой в рамках научного направления выпускающей кафедры.

Работа обучающегося в период работы организуется в соответствии с логикой работы над бакалаврской работой:

- выбор и уточнение темы, определение проблемы, объекта и предмета исследования;

- формулирование цели и задач исследования;

- теоретический анализ литературы и исследований по проблеме, подбор необходимых источников по теме;

- составление библиографии;

- формулирование рабочей гипотезы;

- определение комплекса методов исследования;

- теоретической и практической значимости исследования;

- оформление первичных результатов исследования.

Обучающиеся работают с первоисточниками, монографиями, авторефератами и диссертационными исследованиями, консультируются с научным руководителем, преподавателями и экономистами-практиками. За время работы обучающийся должен сформулировать в окончательном виде тему ВКР по направлению подготовки из числа актуальных научных проблем, разрабатываемых на кафедре, составить библиографию, план работы и согласовать их с научным руководителем.

Научно-исследовательскую работу проводят на кафедре, курирующей бакалаврские программы: экономика, управление персоналом, либо на конкретном предприятии (организации). В случае необходимости кафедра имеет право приглашать консультантов по отдельным разделам бакалаврской работы.

Способы и формы проведения практики:

1. Самостоятельная работа по изучению нормативных документов, профессиональных публикаций и публикаций в специализированных журналах;

2. Работа в библиотечных фондах;

3. Самостоятельной работы студента по изучению нормативно-правовых документов, профессиональных методик расчета на конкретном предприятии (организации)

3. Консультации с ведущими специалистами кафедры, специалистами государственных структур управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, компетентными специалистами частных структур;

4. Освоение программных средств для обработки результатов научных исследований;

5. Разработка презентации результатов научного исследования;

6. Составление отчетов о проведенном исследовании.

Задание по практике формируется студенту в соответствии с выбранной тематикой и современными требованиями, предъявляемыми к организации и содержанию научно-исследовательской работы. Результаты прохождения практики оформляются в виде отчета.

Цель отчета – осознать и зафиксировать общепрофессиональные компетенции, приобретенные студентом в результате освоения теоретических курсов и полученные им при прохождении практики. В отчете следует дать краткую характеристику объекта исследования, предмета исследования, более подробно осветить исследуемые проблемы, их причины и пути решения. В приложении к отчету должны быть представлены первичные документы, статистические данные, а также другие документы, отражающие фактическую экономическую ситуацию на объекте исследования.

По результатам аттестации обучающемуся выставляется дифференцированная оценка.

Предъявляемые требования и основные этапы выполнения научно-исследовательской работы бакалавра

Требования, предъявляемые к выполнению научно-исследовательской работы бакалавра:

- НИР должна носить поисковый и научно-исследовательский характер;

- тема работы должна быть актуальной, т.е. отражать исследуемую проблему в контексте значимости современных социально-экономических и финансовых проблем, соответствовать современному состоянию и перспективам развития экономической науки, финансам и бухгалтерскому учету, теории и практики управления;

- работа должна отражать наличие умений обучающегося самостоятельно собирать, систематизировать накопленный практический опыт, анализировать сложившуюся ситуацию (тенденции) в экономической практике, в сфере финансов и экономики;

- работа должна отражать добросовестность использования и достоверность цитируемых источников: данных отчетности и опубликованных материалов отечественных и зарубежных авторов;

- работа должна иметь четкую структуру, завершенность, отвечать требованиям логичного, последовательного изложения материала, обоснованности сделанных выводов и предложений;

- положения, выводы и рекомендации должны опираться на новейшие научные результаты, итоги эмпирических исследований, статистические данные и действующие нормативные акты;

- содержать теоретико-методологическое обоснование темы исследования, аналитическую часть (таблицы, графики, диаграммы и т.п.).

Приступая к выполнению научно-исследовательской работы, обучающемуся рекомендуется придерживаться четкой последовательности этапов ее реализации и установленных сроков.

Деятельность обучающегося предусматривает несколько этапов:

Этап 1. Выбор темы, получение задания на НИР, утверждение темы и задания у научного руководителя и утверждения заведующим кафедрой.

Этап 2. Сбор, изучение и первичная обработка документальных источников для реализации собственной темы исследования и раскрытия существа проблемы.

Этап 3. Анализ и обобщение полученных научных результатов.

Этап 4. Оформление и защита отчета по НИР. Оформление должно соответствовать Положению о правилах оформления письменных работ и отчётов обучающихся http://omga.su/sveden/files/pol_o_prav_oform.pdf

Ожидаемые результаты от научно-исследовательской работы:

- понимание методологии научного исследования и умение применить их при работе над выбранной темой исследования;

- умение использовать современные методы сбора, анализа и обработки научной информации;

- умение изложить научные знания по проблеме исследования в виде отчетов, публикаций докладов;

- овладение навыками использования технологий анализа современных экономических процессов, финансов, ведения бухгалтерского учета, осуществления экспертной деятельности.

По итогам работы обучающийся предоставляет на кафедру отчет о научно-исследовательской работе, подлежащий обсуждению и защите.

Основными формами работ, выполняемых обучающимися являются:

· теоретическая работа, направленная на обоснование научной и практической значимости, выбор методической базы планируемого исследования;

· практическая работа, связанная с проведением собственного исследования и формированием аннотированного списка источников;

· обобщение полученных научных результатов;

· выступление с докладами и сообщениями на научных конференциях.

Наши рекомендации