Центры мирового рынка рабочей силы
Ситуация на рынках рабочей силы определяется многими факторами, связанными с особенностями социально-экономического развития, изменениями в технологической базе производства, демографической обстановкой. Новые технологии только частично воздействуют на изменение структуры спроса на рабочую силу.
В настоящее время в мире сложились и функционируют 8 мировых центров притяжения рабочей силы. Выделяют старые, или традиционные, центры притяжения, сложившиеся в XVIII—XIX вв., и новые. К традиционным центрам относят:
1. Страны Западной Европы. Странами, принимающими основную часть иммигрантов, являются Германия, Франция, Великобритания, Швейцария, Бельгия, Швеция, Нидерланды. В этих странах, активно использующих иностранных рабочих, целые отрасли экономики находятся в зависимости от импорта рабочей силы. Например, во Франции эмигранты составляют 1/4 занятых в строительстве; 1/3 в автомобилестроении. Среди стран-экспортеров рабочей силы в данный регион следует выделить страны так называемой европейской периферии (Турция, Италия и др.), страны Восточной Европы, а также страны Ближнего Востока и Северной Африки. Характерной особенностью международного миграционного процесса в данном регионе является существование Единого рынка труда, который был образован как одна из стадий интеграции ЕС, поэтому в Западной Европе высока доля мигрантов (примерно 40%) из стран-членовЕС.
2. США.
3. Австралия. Преобладают мигранты из Восточной и Юго-Восточной Азии, а также из Восточной и Центральной Европы.
С конца 60-х — начала 70-х годов XX в. появились новые нетрадиционные центры притяжения рабочей силы. В данных центрах наблюдаются высокие темпы экономического роста, развитие обрабатывающей промышленности, значительные объемы привлеченного иностранного капитала, вплоть до создания филиалов ТНК, а, соответственно отмечается высокая потребность в дополнительных трудовых ресурсах. К ним относят:
4. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Основными импортерами рабочей силы являлись: Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Южная Корея, Тайвань. Основными поставщиками рабочей силы выступают Китай, Вьетнам, Лаос и другие соседние государства.
5. Нефтедобывающие страны Ближнего Востока. Этот рынок рабочей силы сформировался в 70-е годы. Главным экспортером рабочей силы на Ближнем Востоке является Египет. Также высока доля мигрантов из других близлежащих арабских государств (Сирия, Ливан, Иордания и др.), из Восточной и Юго-Восточной Азии (Индия, Пакистан, Филиппины и др.).
6. Страны Латинской Америки. Наиболее распространенной формой является сельская сезонная миграция. Семь стран Латинской Америки заинтересовались иммигрантами из бывшего СССР и Восточной Европы. Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Чили и Парагвай субсидируют специальные программы по привлечению восточноевропейцев. Среди специальностей, в которых ощущается острая нехватка кадров, — нефтяники, инженеры-химики, фермеры.
7. Страны Африки. Этому региону характерна внутренняя миграция. Основными принимающими странами здесь выступают страны Северной Африки и ЮАР, где мигранты работают в таких сложных отраслях, как алмазодобыча, золотодобыча, добыча урана.
8. Россия. В настоящее время РФ, которая переживает демографический кризис, связанный со снижением рождаемости и увеличением смертности, вынуждена противостоять ему за счет выхода на мировой рынок рабочей силы и увеличение притока иммигрантов в страну.
1.4 Миграционная политика государства
Миграция рабочей силы — явление сложное и неоднозначнoe, может оказывать положительное и отрицательное влияние на экономическое и социальное развитие стран, принимающих и отдающих рабочую силу.
Последствия миграции рабочей силы для стран иммиграции (куда прибывают мигранты, т. е. принимающей страны).
Позитивные для экономики в целом:
· вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие изменения в экономике;
· иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;
· достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов. Так, например, США за период с 1965 по 1990 гг. на сфере образования и науке сэкономили не менее 15 млрд. долл.;
· иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные наих счетах деньги используются для экономики.
Позитивные для отдельной фирмы:
· иностранная рабочая сила оплачивается ниже, чем национальная, следовательно, фирма снижает издержки на заработную плату.
Негативные:
· ухудшается ситуация на рынке труда в связи с ростом предложения рабочей силы и ограничением рабочих мест;
· происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочей силы на рынке труда;
· провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами.
Последствия для стран эмиграции (откудауезжает рабочая сила, т.е. отдающей страны):
Позитивные дляэкономики в целом:
· эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда;
· из-за границы в страну возвращаются обученные иболее квалифицированные рабочие;
· переводы валютных средств из-за рубежа являютсяважным источником дохода страны. Например,Югославия—получает ежегодно 7 млрд. долл. от экспорта рабочейсилы;
· при возвращении на родину мигранты привозятс собойматериальные ценности и сбережения, составляющиепримерно такую же сумму, что и их денежные переводы.
Кроме того, в последнее время наблюдается тенденция к приобретению за рубежом оборудования, которое ввозится в страну и направляется на организацию предпринимательских коллективов.
Негативные:
· страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;
· теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку;
· происходит «утечка умов». Например, Россия ежегодно теряет 50—60 млрд. долл. в результате того, что 1/3 российских ученых работает за рубежом.
Необходимо также учитывать последствия на доходах-расходах государства: мигранты меняют налогообложение в странах, изменяют уровень потребления общественных благ, размеры трансфертных платежей. Для государственных финансов изменяется налоговая база, социальные платежи и трансфертные расходы. Необходимо учитывать этап жизни мигранта: старики, дети, взрослые в трудоспособном возрасте. Благом является даже нелегальная миграция, так как мигрантами уплачиваются косвенные налоги.
Внеэкономическими последствиями миграции следует считать перенос знаний и профессионального опыта.
Таким образом, наличие положительных и отрицательных последствий международной миграции рабочей силы как для cтран-экспотреров, так и для стран импортеров, приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, то есть государственной миграционной политики.
Наличие положительных и отрицательных последствий международной миграции рабочей силы как для cтран-экспортеров, так и для стран-импортеров, приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, то есть государственной миграционной политики.
Государственная миграционная политика – это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта импорта рабочей силы. Её целью является защита интересов и мигрантов и стран миграции.
Эмиграционная политика включает прямые меры миграции, такие как лимитирование выдачи загранпаспортов, прямой или косвенный запрет на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот, предъявлением определенных требований к субъектам трудовой миграции. Косвенные меры эмиграционной политики предполагают проведение валютной и банковской политики поощрения валютных переводов из-за рубежа. Таможенная политика предусматривает льготы для возвращающихся, проводятся специальные эмиграционные программы по возвращению мигрантов на родину.
Иммиграционная государственная политика может предполагать три её типа:
1. политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране;
2. политика, разрешающая пребывание без определенного срока с правом въезда членов семьи;
3. Политика, разрешающая постоянное проживание и предполагающая право на получение гражданства.
Инструментами иммиграционной политики являются:
· Качественные требования к рабочей силе (сертификаты об образовании, стаж работы по специальности, др.);
· Возрастной ценз мигрантов;
· Состояние здоровья;
· Ограничения личностного характера (судимость, причастность конкретной партии, др.);
· Прямое квотирование импорта рабочей силы по соотношению её к аборигенам;
· Ограничения финансового характера ( плата за трудоустройство);
· Временные ограничители (время работы в стране);
· Запреты в явной форме на определенные профессии, которые мигранты не могут занимать;
· Национально-географические приоритеты;
· Система санкций в отношении незаконных мигрантов;
· Программы репатриации, предусматривающие
- материальную компенсацию за преждевременное окончание срока работы в стране,
- профессиональную подготовку для трудоустройства мигранта на его родине,
- экономическую помощь регионам массовой миграции.
Международным регулированием миграционных процессов занимаются:
- Международная организация труда (МОТ);
- Международная организация по миграции (МОМ) при ООН;
- Управление Верховного комиссариата по делам беженцев (УВКБ) при ООН;
Система постоянного наблюдения за миграцией при ОЭСР.